31 июля 2013 в 20:53

Почему невеселый молочник

Коллега Григорий Белов разместил на ресурсе www.vesti33.ru статью «Молочное лобби» повышает давление пара ‑ это к сезону бюджета» (адрес статьи ‑ http://www.vesti33.ru/item_1067.htm). Он предлагает развернуть общественную дискуссию по важнейшим темам: каким должно быть сельское хозяйство региона, каковы приоритеты государственной (бюджетной) поддержки наших аграриев. Выводы и призывы Белова как минимум спорны ‑ но этим и хороши. Ведь только так и организуются важные полемики.

«Мясное лобби» против «молочного»?
Для тех, кому некогда или лень знакомиться с первоисточником, сообщу главные мысли Григория.
Первая: АПК региона недостаточно диверсифицирован - слишком высокая доля молочного животноводства таит в себе большие риски.
Вторая: выделяя все новые дотации производителям молока якобы под нажимом могучего «молочного лобби», АВО и ЗС на самом деле лишь загоняют проблему вглубь.
Третья: а может, ну его, это молоко? Не лучше ли перенаправить эти финансовые ресурсы на развитие мясного направления в региональном животноводстве?
Приводится и аргументация для доказательства этих тезисов. Четыре года назад один очень компетентный знакомый Григория Белова «предсказывал нарастание проблем нашего молочного сектора в результате действия факторов непреодолимой силы. Первый из них ‑ постоянный рост надоев на одну корову в связи с успехами племенной работы и ростом производительности труда. А второй ‑ неуклонное снижение спроса на молоко, характерное для большинства развитых стран или приближающихся к таковым». И вывод: «другое дело ‑ рынок мяса. Спрос на нем стабильно растет, особенно на говядину. Эта тенденция также характерна для большинства развитых стран».
Вроде бы логично. С одной стороны, молока становится все больше и больше, а потребляют его все меньше и меньше.
Но, кажется, я знаю этого «одного очень компетентного знакомого». Белов прав ‑ производители молока регулярно «возбуждаются» в предбюджетный период. Апокалиптические картины, рисуемые участниками Владимирского союза производителей молока, ‑ естественная часть большой игры под названием лоббизм. Однако почти наверняка беловского «очень компетентного знакомого», предлагающего похерить поддержку «молочки» и переориентировать бюджет на поддержку производства мяса, интересует то же самое - получение как можно большей доли бюджетного пирога. Ровно потому, что его бизнес-интерес ‑ мясо. Скорее всего ‑ именно говядина. То есть в данном случае вряд ли можно говорить об объективности неназванного эксперта. В данном случае, его мнение ‑ не валюта.
Почему падает спрос на молоко?
Несколько лет назад и у меня была примерно такая же дискуссия. Своего оппонента могу назвать ‑ это Максим Сергеевич Васенин, ныне ‑ депутат ЗС, председатель комитета по бюджетной и налоговой политике. Он тоже напирал на необходимость сокращения субсидий молочникам, мотивируя это снижением спроса на молоко ‑ из-за появления в свободной продаже массы прохладительных напитков, пива и т.д.
Это правда. Но давайте зададимся вопросом: почему, допустим, кола, квас или пиво стали популярнее молока? Не благодаря ли гигантским расходам их производителей на рекламу этих напитков? Маркетологи знают: мысль о том, что человек сам выбирает тот или иной товар ‑ иллюзия. Наш выбор, наши вкусовые пристрастия, наши пищевые привычки нам навязывают, иногда тонко и незаметно, иногда грубо и агрессивно.
Спрос создать нельзя. Но можно и нужно создать условия, порождающие спрос. Молоко и молочные продукты трудно рекламировать как элемент и символ «cool life style». Потребительская ценность молока ‑ не в том, что потреблять его «круто», а в том, что оно полезно (а в некоторых случаях ‑ жизненно необходимо) для здоровья людей. Пафосно говоря ‑ необходимо для здоровья нации. Прежде всего ‑ для здоровья детей, будущего этой нации.
Для сохранения и роста спроса на молоко и молочные продукты, кроме социальной рекламы о важности и полезности их употребления, необходимы меры прямой государственной поддержки. Их как минимум три:
1. Прямые и косвенные государственные дотации производителям.
2. Внедрение (а я бы сказал - «насильственное навязывание») обязательной и бесплатной (за счет различных бюджетов) ежедневной выдачи молока в детсадах, школах, детдомах, больницах, домах престарелых и т.д.
3. Обязательная (за счет бюджетов профильных министерств) ежедневная выдача молока в армии, силовых структурах, в учреждениях ФСИН и т.д.
Бизнес идет туда,
где выгодно
Кстати, вот вопрос ‑ а почему так сложилось, что 80 процентов экономики владимирского села составляет именно «молочка»? Ведь не просто же сдуру селяне ломанулись в производство молока? Я не специалист, надеюсь, в дискуссию включатся чиновники департамента сельского хозяйства и продовольствия АВО, руководители хозяйств, спецы по здоровому питанию, маркетологи ‑ и тоже выскажутся. Мои рассуждения, в общем-то, умозрительны, они основываются на логике и здравом смысле.
Наверное, есть какие-то сельскохозяйственные традиции, характерные именно для региона-33? Наверное, есть (или была) более существенная норма прибыли именно при развитии молочного животноводства, а не мясного? Возможно, наша природа, кормовая база, условия кредитования, производственный опыт, рынки переработки и сбыта продукции «заточены» больше на молоко? Предположений можно приводить много ‑ но главное, я уверен, в том, что бизнес идет прежде всего туда, где выгодно вести экономическую деятельность. Значит - «молочка» на каком-то этапе была (и, возможно, остается) наиболее выгодной аграрной отраслью Владимирской области?
Очень не хотелось бы загружать цифрами эти заметки. Каждый желающий на сайте департамента сельского хозяйства и продовольствия АВО www.dsx.avo.ru может получить огромный объем необходимых статистических данных: и по общему объему господдержки, и по ее направлениям, и по уровню рентабельности отдельных отраслей, и по росту (сокращению) производства различных видов сельскохозяйственной продукции.
Для меня очевидно одно: надо не делить куцые бюджетные ресурсы между молоком и мясом, между сеном и соломой, между условным Горшковым и условным Монастырским, а добиваться того, чтобы объем бюджетной поддержки аграрной отрасли был достаточным для эффективной поддержки всех отраслей АПК. Приближать уровень государственной поддержки аграриев если не к европейскому, то хотя бы к белорусскому уровню.
В конце концов, это не просто бизнес-задача. Это задача политическая ‑ укрепление продовольственной безопасности страны. А еще глобальнее - это задача сохранения российского села как основы национальной самоидентификации.
А Григорию Белову спасибо. Он предложил важнейшую для региона дискуссию. «ВВ» в нее включаются. «Владимирские ведомости» готовы предоставить свои страницы всем, кто желает профессионально и аргументированно высказаться по предложенной теме.

В качестве иллюстрации использован рисунок Анны Гришиной, представленный на конкурс «Россия начинается здесь».

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
25 минут назад 120 школьников и студентов получили премии «Надежда Земли Владимирской-2024»
Торжественная церемония вручения персональных стипендий регионального правительства прошла 25 апреля во Владимирском областном колледже культуры и искусства.
сегодня в 16:21 В Юрьев-Польсклм районе начался ремонт дорог в рамках национального проекта
Во Владимирской области начались плановые работы по ремонту автомобильных дорог в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», сообщает региональное Министерство транспорта и дорожного хозяйства. Это стало возможн…