31 июля 2013 в 20:56

С именем «Владимир»

С конца 1990-х гг. Владимирская область сотрудничает с 68-й бригадой Черноморского флота, базирующейся в Севастополе. С этого времени регулярно отправляются владимирские новобранцы на службу в дружественную нашей области морскую бригаду. В ее составе имеется малый противолодочный корабль «Владимирец». Но мало кто знает, что на рубеже XIX ‑ начала XX вв. российскому Добровольному флоту принадлежал пароход-транспорт «Владимир», над которым шефствовали владимирцы.

Пароход,
названный
в честь города
11 мая 1878 г. на заседании Владимирской городской думы обсуждалось предложение владимирского губернатора М.И.Судиенко, сообщившего о приглашении граждан г. Владимира к пожертвованиям на приобретение морских судов Обществом Добровольного флота. Параграф первый проекта устава нового общества гласил: «Цель общества заведовать в мирное время снаряженными на пожертвования судами Добровольного флота», а второй ‑ «В случае войны, общество обязано, по первому требованию правительства, предоставить в его распоряжение, с возможной скоростью, все свои суда». Обществу Добровольного флота предоставлялось исключительное право поддерживать регулярное товаропассажирское сообщение между Одессой и Владивостоком. Обсудив предложение губернатора, гласные городской думы постановили открыть подписку. С граждан города Владимира по подписке было собрано в июне 1092 руб., в августе ‑ 81 руб. На призыв откликнулись и священнослужители. Певчие Владимирского архиерейского хора Алексея Ставровского пожертвовали 21 руб. 50 коп., от священника Аркадия Благонравова из Юрьевского уезда по подписке поступило 56 руб. 76 коп. Богатые иваново-вознесенские фабриканты и заводчики пожертвовали 16 700 руб. В это же время сбор денег на приобретение морских судов Добровольного флота проходил во всех губерниях страны.
На собранные средства в июне 1878 г. в Германии Добровольный флот приобрел три первых парохода. Они получили названия «Россия», «Москва», «Петербург». Через три недели после покупки первых судов Добровольный флот на оставшиеся деньги у той же немецкой компании приобрел пароход «Saxonia». Поскольку Нижегородская губерния по сумме собранных денег находилась на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга, пароход вскоре переименовали в «Нижний Новгород». Так с самого начала сложилась традиция присваивать судам Добровольного флота названия губернских городов, отличившихся в сборе пожертвований. Это правило соблюдалось и в дальнейшем.
В мае 1895 г. комитет Добровольного флота сообщил владимирскому губернатору М.Н.Теренину, что в Шотландии «оканчивается постройкой» пароход с «Высочайшего соизволения», получивший наименование «Владимир». Предполагалось, что он должен был прийти к 1 июля в Санкт-Петербург, откуда после его освящения и приема грузов, преимущественно казенных, в количестве не менее 300 тыс. пудов, должен был отправиться первым рейсом во Владивосток. 21 июня 1895 г. городская дума избрала представителем от г. Владимира для участия в освящении парохода «Владимир» гласного Тимофея Сергеевича Куликова, о чем 24 июня городской голова А.А.Шилов (почетный гражданин г. Владимира с 1905 г.) довел до сведения М.И.Судиенко. Но обстоятельства изменились, и освящение парохода «Владимир» состоялось значительно позже и ввиду спешности погрузки прошло в самой скромной обстановке без присутствия делегации от Владимира.
Икона Боголюбской Божией Матери для парохода «Владимир»
В апреле 1898 г. в Новороссийске владимирский губернский предводитель дворянства М.М.Леонтьев (почетный гражданин г. Владимира с 1901 г.) посетил пароход Добровольного флота «Владимир» и обнаружил, что пароходу не оказывалось никакого внимания от соименного ему города и губернии. Вследствие чего по его предложению общее собрание предводителей и депутатов дворянства Владимирской губернии, состоявшееся 16 июля, постановило заказать для парохода «Владимир» икону Боголюбской Божией Матери. Ценную икону, выполненную холуйскими мастерами, поместили в художественной работы золотую ризу с серебряной вызолоченной лампадой, изображавшей шапку Мономаха работы Фаберже, и заключили в тяжелый из черного дуба киот размером 106х71 см, имевший вес с иконою до 2 пудов. 14 сентября с большой торжественностью она была поднесена представителем дворянства Владимирской губернии, старшим фабричным инспектором Херсонской губернии А.А.Микулиным, проживавшим в то время в Одессе, пароходу «Владимир». Вручая командиру судна уже освященную икону Боголюбской Божией Матери, он передал желание владимирского дворянства иметь фотографию парохода для помещения ее в зале дворянского собрания.
Начальство «Владимира», поблагодарив владимирское дворянство за столь драгоценное для парохода пожертвование, высказало также желание иметь и почетный флаг, каковые уже имелись на других пароходах Добровольного флота.
Одиссея с почетным флагом для парохода «Владимир»
20 ноября 1898 г. Микулин писал из Одессы Леонтьеву: «Глубокоуважаемый Михаил Михайлович! Сегодня «Владимир» снялся в дальнее плавание и незадолго перед его уходом удалось снять с него фотографию, которая очень удалась. На днях Вам ее вышлют и к земскому и дворянскому собранию она уже будет у Вас в раме. Я говорил капитану, что по всей вероятности, флаг будет сделан городом, и он просил меня передать, что если хотят, чтобы флаг можно было в торжественных случаях поднимать, то он должен быть точно установленной формы, без всякой на нем надписи, которая может быть сделана лишь на футляре, так как все флаги, которые обыкновенно делаются с надписью, от кого они подносятся, ‑ как например, пароходу Москвы, должны вечно лежать в футлярах и никогда не быть поднятыми, так как подниматься могут флаги лишь установленной формы».
Выяснилось, что все распоряжения по производству заказа на изготовление флага для парохода «Владимир» Владимирская городская дума возложила на городского голову А.А.Шилова и гласного А.А.Никитина (почетный гражданин г. Владимира с 1909 г.). Флаг изготовили в московских мастерских братьев Сапожниковых. Письмо Шилова с просьбой к фирме Сапожниковых сделать на флаге надпись: «От граждан г. Владимира 28 октября 1898 г.» отправили 2 декабря. Пришлось Андрею Алексеевичу срочно посылать вдогонку телеграмму, в которой он отменял распоряжение, данное в письме, и просил фирму Сапожниковых сшить флаг без надписи, а сделать ее только на футляре. В итоге флаг сшили из великолепного драгоценного шелка, царская корона и почтовый рожок на нем были выполнены ручным способом. Флаг вложили в изящный футляр, на котором имелась медная доска с изображением города Владимира и надписью «От города Владимира».
3 апреля 1899 г. в Одессе состоялось освящение флага на пароходе Добровольного флота «Владимир», поднесенного Владимирской городской думой. По этому случаю с самого утра пароход «Владимир», стоявший у Платоновского мола, украсили флагами. К 11 часам начали стекаться почетные гости, которых встречал командир парохода, капитан 1-го ранга барон Фиттингоф-Шель. В начале 12-го часа член Владимирской городской управы Н.Н.Сомов (почетный гражданин г. Владимира с 1909 г.), прибывший в Одессу в качестве представителя от г. Владимира, преподнес флаг командиру парохода, сказав при этом следующее: «Владимирская городская дума постановила поднести пароходу Добровольного флота, носящему соименное с городом название, флаг, сооруженный на средства городского общества, желая выразить Добровольному флоту свое сочувствие его деятельности, направленной к развитию и упрочению торговых сношений с Дальним Востоком. Передавая командиру судна дар города Владимира, выражаю от лица уполномочившей меня городской думы пожелание дальнейшего развития и процветания дорогому всей России Добровольному флоту». По окончании церемонии поднятия почетного флага, все присутствовавшие на торжественном мероприятии лица были приглашены к завтраку в кают-компанию «Владимира». Тут же составили и отправили телеграмму следующего содержания: «Владимирскому городскому голове А.А.Шилову. Принося горячую благодарность гражданам города за драгоценный дар, ‑ добровольцы пьют здоровье владимирцев и ваше. От всей души желаем городу вечного процветания, гражданам и представителям его ‑ благоденствия на многие лета».
Судьба парохода Добровольного флота «Владимир»
Как же в дальнейшем сложилась судьба парохода-транспорта «Владимир»? Итак, он был заказан комитетом Добровольного флота для совершения регулярных рейсов на Дальний Восток. В августе 1895 г. пароход прибыл в Кронштадт из Англии. 14 октября 1895 г. он отправился первым рейсом из Кронштадта во Владивосток с котлами для крейсера «Адмирал Корнилов» и канонерской лодки «Сивуч», 2900 т рельсов и двумя речными пароходами для Амурской железной дороги. 13 марта 1896 г. пароход-транспорт «Владимир» прибыл в Одессу с Тихого океана и получил приписку к Одесскому торговому порту.
К началу Первой мировой войны Добровольный флот являлся одним из ведущих судоходных обществ России и имел свыше 40 пароходов общей грузоподъемностью 105 тыс. т. Зимой 1915 ‑ 1916 гг. пароход-транспорт «Владимир» был переоборудован, после чего мог принимать на борт 998 человек десанта, 152 лошади и 50 повозок. Затем он выполнял воинские перевозки на Черном море. В 1920 г. «Владимир» участвовал в эвакуации белых войск из Одессы и Новороссийска. Летом 1923 г. из-за плохого технического состояния он был продан немецкой фирме и разобран на металлолом.

Маргарита ПОПОВА, кандидат исторических наук

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 12:20 Фермер из Александровского района заготавливает и перерабатывает березовый сок
Житель поселка Майский Сергей Батурин - личность неординарная. Это становится ясно, когда узнаешь, сколько он имеет образований и специальностей. Он и агроном, и педагог-психолог, и регулировщик радиоэлектронной аппарату…
сегодня в 10:54 Во Владимире городские службы устраняют последствия штормового ветра
Во Владимире специалисты городских служб устраняют последствия вчерашней непогоды: из-за шквалистого ветра в городе упало несколько деревьев, в некоторых случаях повредив при этом провода.