31 июля 2013 в 21:02

Квота меньше да лучше

Квота на иностранную рабочую силу во Владимирской области в 2014 году составит 7,6 тысячи человек. Это почти в два раза меньше обычно-привычного. Об этом на одном из совещаний сказала врио губернатора Светлана Орлова. Кто-то этому решению готов аплодировать, а кто-то уверен, что сокращение числа трудовых мигрантов подкосит региональную экономику. «ВВ» решили разобраться, кто прав.

Квоты не выбирались
Всего заявки на иностранную рабочую силу в нашей области подают около 600 предприятий. Все вместе они обычно просят работников «с запасом» - около 27 тысяч. Не входят в квоту топ-менеджеры, а также граждане Белоруссии и Казахстана, фактически их можно свободно приглашать на работу. Подавляющее большинство трудовых мигрантов ‑ граждане Узбекистана и Таджикистана.
- В последние годы квота, составленная по заявкам предприятий, стабильно не выбирается, - говорит Павел Романов, заместитель директора областного департамента по труду и занятости. - На 2010 год утвердили квоту 11949 человек ‑ выбрали 70%. На 2011 год утвердили 13469, выбрали 62,1%. На 2012 год утвердили 13097, выбрали 80%. То есть предприятия и организации не пользовались своими же заявками. Светлана Юрьевна Орлова решила навести с этим порядок, прислушавшись к обращениям владимирцев, и рекомендовала сократить квоту. Местные работодатели должны переориентироваться на местный рынок труда.
- Необходимо помнить и о качественном составе заявок на квоту, - считает Денис Синявский, заместитель директора областного департамента внешних экономических связей. - Есть высококвалифицированные кадры: наладчики оборудования, инженеры. Есть и разнорабочие. Соотношение квалифицированных и неквалифицированных кадров у нас обычно 60/40 или 70/30. То есть предприятия рекомендациям властей внимают. Если уж приглашать иностранцев, то это должны быть квалифицированные специалисты, которые будут создавать конечный продукт, а не «подай-принеси».
150 человек
зовут работать
в... квартиру
Объяснения невыбиранию квот у бизнеса стандартные - «не могли спрогнозировать спад». Да, в реальном производстве сложно спрогнозировать ситуацию на 1,5 года вперед, признают эксперты. Но с января по 1 мая принимаются заявки на корректировки квот. Ничто не мешает предприятию в эти сроки заявиться на дополнительную иностранную рабсилу, обосновав ее привлечение именно в таком количестве и именно в этом году.
Отклонить заявку работодателя могут, если есть возможность нанять на те же места россиян. Если работодатель не устранил допущенные нарушения миграционного законодательства. Если у него есть долги по зарплате и прочие нарушения трудового законодательства.
Кстати, законы РФ сейчас фактически уравняли в правах россиян и трудовых мигрантов. С последними тоже нужно заключать договор, платить с их зарплат налоги и страховые взносы... Предоставление жилья, медобслуживание ‑ тоже на работодателях. Но те нередко просто наживаются не безропотных мигрантах.
- Бывает так. Заявка на 150 человек. На предприятии работают двое, директор и бухгалтер. Зарегистрировано оно в жилом доме, в обычной квартире, - рассказывает Павел Романов. - Спрашиваем: «Чем будете заниматься?». Ответ: «Наверное, строительством»... «Дайте взглянуть на договоры, подряды...» Ответ: «Потом будут». «Где вы планируете эти 150 человек поселить?». «Квартиры снимем». Вот это ‑ группа лиц, которая занимается просто получением выгоды от гастарбайтеров, а не реальным производством. Для экономики пользы от них нет. Таким работодателям мы отказываем на 95%.
Еще одну занятную историю Романов рассказал о работодателе, приехавшем в департамент с претензией ‑ дескать, зачем зарезали квоту? А у него в заявке зарплата для работника ‑ 6,3 тысячи рублей в месяц. Как несчастный узбек должен на эти деньги умудриться в наших широтах снимать жилье, одеваться-обуваться, питаться и еще копеечку семье отправлять? Работодатель в оправдание выдал: «Ну вы же понимаете, мы будем платить им на самом деле больше». После вопроса: «Так вы в налоговом преступлении сознаетесь?» - того работодателя из департамента как ветром сдуло...
Есть из кого набрать 2,4 тысячи
Павел Романов признает: сокращение квоты скажется не только на «рогах и копытах». Но считает, что причин для паники («ах, нам крылья обрезают!») нет. Цифры ‑ упрямая вещь. Если в 2012 году вместо запрошенных 13 тысяч по квоте реально прибыли 10 тысяч человек, а 3 тысячи оказались невостребованными, то насколько существенна разница между 10 тысячами и 7,6 тысячи? Особенно если помнить, что на учете в центрах занятости у нас стоят около 9,5 тысячи человек. А ежедневно на работу в Москву, Московскую и Нижегородскую области ездят 40-60 тысяч человек. «Уж из 49 тысяч 2,4 тысячи набрать можно?» - улыбается Павел Николаевич.
Я возражаю ‑ люди в столицу мотаются не от хорошей жизни. Эксперт соглашается, но добавляет:
- Если у людей здесь будет пусть не московская, но достойная зарплата, многие предпочтут остаться дома, с семьями. Но работодатели должны честно относиться не только к своему бизнесу, но и к людям, которые на них работают. Поднимать зарплату в том числе. Важно, чтобы работодатели повернулись лицом к землякам. Иначе мы потеряем свои производственные силы. Можно полностью укомплектоваться иностранцами. Но что тогда делать нашим? И не надо забывать, что наши люди, зарабатывая деньги здесь, здесь их и тратят. Это хорошо для экономики. А иностранцы большую часть заработков отсылают домой.
В области средняя зарплата около 19 тысяч рублей. Но есть города и районы, где она более 22 тысяч, а есть такие, где менее 15. Досадный дисбаланс, учитывая, что все предприятия в регионе работают в одинаковых условиях (в смысле налогов, обязательных платежей, цен на ресурсы). Конечно, предприятия разные: нельзя сравнивать производительность (и, соответственно, прибыль) новенького современного завода с предприятием времен царя Гороха. Но равняться-то надо на первых. Именно поэтому серьезным инвесторам в выделении квот идут навстречу. Если нужно быстро построить корпуса, завезти и запустить оборудование... И инвестору, и региону это важно - чем раньше проект заработает, тем быстрее бюджет получит налоги, а местные жители ‑ приличную зарплату. Не секрет, что уровень средних зарплат в конкретных районах вверх тянут именно реализованные инвестпроекты.
Начальник областного УФМС Сергей Коробов сокращение квоты не просто одобряет:
- Мы вместе с администрацией области работали над этим вопросом. Сокращение квоты ‑ согласованная позиция. В Ивановской области квота на иностранную рабсилу не превышает 2-3 тысяч ‑ и ничего, обходятся. Местный бизнес должен постепенно переориентироваться на подбор российских граждан.
Кстати, реально трудовых мигрантов у нас уже сейчас не 10 тысяч, а примерно в 3-3,5 раза больше. Большинство приехали работать у физлиц по патентам. Областному бюджету от них - никакой выгоды. Тысяча рублей в месяц, что платит обладатель патента, идет в федеральный бюджет. А вот риски остаются региону и муниципалитетам. Во-первых, патентники, по сути, - потенциальные безработные. Найдут они себе частного нанимателя или не найдут - вопрос. Во-вторых, пребывание здесь граждан из ближнего и дальнего зарубежья меняет рынок зарплат. В-третьих, рост числа таких людей в одном месте ведет к социальной и криминальной напряженности. Конечно, нашему региону далеко до Москвы, где до 10 процентов преступлений совершают иностранцы, у нас этот показатель не превышает 1-1,5%. Но речь идет о тяжкой преступности. Да и самих приезжих в чужой для них среде тоже поджидает немало рисков.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
28 минут назад Владимирские краеведы высказали свое мнение об именах для новых мостов
Мэрия областного центра сообщает об обсуждении, которое прошло 27 марта в областной научной библиотеке. Речь шла о присвоении двум мостам - уже построенному через Рпень и еще только проектируемому - через Клязьму - имен…
37 минут назад Робот с российским паспортом: решение контакт-центра «Ростелекома» вошло в реестр отечественного ПО
«Ростелеком Контакт-центр» (D/O: Digital Operator) зарегистрировал в реестре отечественного программного обеспечения Минцифры России собственную разработку — интеллектуального цифрового помощника DO Digital Assistant RoB…