- Когда вы определились с выбором профессии?
- Я, наверное, рано повзрослел. Интерес к праву стал формироваться в 7 классе школы. А лидерские способности чувствовал еще раньше. Ровесники меня слушались, шли за мной. Уже в 4 классе ребята выдвинули меня в совет пионерской дружины школы, позже выбрали ее председателем. Хотя в ранние школьные годы меня тянуло и к сельскому хозяйству и я серьезно занимался агрономией. Дачи у нас не было, но на балконе дома у меня росло до 30 разных растений именно с целью получить урожай.
В старших классах я знал, что хочу работать в профессии, связанной с правом. Засел за правовые задачи, углубился в предмет, выиграл школьную и городскую олимпиады по праву. При этом не был «ботаником», жил полной жизнью. В школе серьезно занимался легкой атлетикой. Но выбор юрфака Владимирского педа был осознанным и логичным.
- А как вы стали одним из основателей системы бесплатных юридических консультаций силами студентов?
- На факультете у нас была атмосфера свободомыслия, никто на студентов не давил, ни к чему не принуждал. Поэтому возникало много интересных идей. На втором курсе мы создали региональное отделение Молодежного союза юристов. На федеральном уровне организацию возглавлял Владислав Гриб, ныне доктор наук, секретарь Общественной палаты РФ, а тогда ‑ молодой кандидат юридических наук.
Большинство юристов мира уважают принцип Pro bono ‑ работу ради общественного блага ‑ и сознательно отдают часть своего времени этой работе. У нас возникла идея бесплатных юридических консультаций для населения. Сначала - по телефону. Нас поддержала Галина Мизелева, которая возглавляла тогда комитет по делам молодежи в городе Владимире. Зарождалась служба телефона доверия, и мы начали консультировать граждан. Мы, студенты-второкурсники, решали реальные проблемы людей. Я оставлял время на подготовку обоснованного, выверенного ответа. Пришлось учиться с опережением.
От телефонных консультаций перешли к общественным приемным. Так что первые общественные приемные в области для оказания бесплатной юридической помощи были нашего Молодежного союза юристов. Ведущие приемные мы организовали в областной библиотеке (она действует до сих пор) и в мощном тогда Союзе пенсионеров, который возглавлял Борис Яковлевич Панов. Люди шли потоком. Рекорд за один прием у меня был 60 человек. Около десятка ребят вели бесплатные консультации. Кстати, все они сейчас достигли высот в профессии. Создавали мы и приемные в КТОСах...
Некоторые наши коллеги относятся к бесплатным консультациям критично. Но я убежден, что у людей каждой профессии должно быть социальное служение. Бесплатные консультации для юристов ‑ это и есть такое служение. Это понимают и на федеральном уровне. Ведь Ассоциация юристов одной из задач провозгласила бесплатное консультирование граждан. Это воплощается в «Днях бесплатной юридической помощи», которые Ассоциация проводит ежеквартально. И адвокатов с каждым разом в этих акциях участвует все больше. Мы убедили коллег, что это важно.
- Вы говорили, что юристу важно ориентироваться на исторические примеры в профессии. Вы поэтому так часто ориентируетесь на Михаила Сперанского?
- Да, Михаил Михайлович Сперанский ‑ один из родоначальников российской юриспруденции. Сын сельского священника из села Черкутино Владимирской губернии был при Александре Первом вторым человеком в государстве! Его конституционные идеи были столь прогрессивными, что им даже не дали хода в начале XIX века. Он был и выдающимся кодификатором российских законов. Мы гордимся им. В итоге Ассоциация юристов России согласилась с нашей инициативой вручать Всероссийскую премию имени Сперанского во Владимире.
В прошлом году ее был удостоен председатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников. За годы работы в Госдуме он участвовал в разработке важнейших законов, кодексов, по которым живет страна. Мы уже знаем имя обладателя премии и этого года ‑ это также авторитетнейший в стране юрист, руководитель Счетной палаты Сергей Степашин.
Но в этом году к 29 августа, когда во Владимире будет вручаться премия, мы проведем крупный правовой форум «Сперанские чтения. Законы для пользы и безопасности людей». Будут и «круглые столы» с обсуждением актуальных проблем: злоупотребления правом на банкротство, антимонопольного контроля, правовой политики для повышения ответственности госслужащих и других.
- Вопрос, который задают, видимо, каждому юристу в России: отчего закон, право у нас так по-разному применяются в схожих случаях? Иной раз за мелкую кражонку суд отправляет в тюрьму, а за крупную аферу дают условный срок. Суды коррумпированы? Судят по телефонному праву?
- Уточню: юристы в ассоциации объединены для реализации своих общественных задач. Вы же затронули профессиональную деятельность наших коллег. Ассоциация ни при каких условиях в нее не вмешивается. Есть вопросы, связанные с действиями судей. Закон позволяет судье действовать на свое усмотрение. Судья по закону - независимая фигура.
Телефонное право? Я не знаю таких примеров. Но если они есть, должна срабатывать правоохранительная система. Я за то, чтобы пресекать такие случаи. Если судья выносит решение в отношении кого-то по каким-то своим интересам, помочь может только оперативная разработка компетентных органов. Вот пример ‑ дело на бывшую судью Октябрьского суда. Есть статистика: судей лишают полномочий, они вынуждены уходить в отставку. Проблема в том, что не все негативные факты выявляются.
Есть сомнительные решения. И все-таки подавляющее большинство решений судьи выносят справедливо. Судья ‑ он как арбитр на футбольном поле. Проигравшая команда всегда будет им недовольна. И часто негативный имидж судьям создает проигравшая сторона, в том числе и через СМИ.
- В 2011 году вы возглавили свою альма-матер. Как оцениваете младое племя ваших коллег?
- Передо мной стояла задача сплотить в рамках единого юридического института два профильных факультета: ВлГУ и бывшего ВГГУ. Они в какой-то мере конкурировали. Сейчас это единый коллектив. Спрос на учебу в нашем институте очень велик. Выпускники с высокими баллами по ЕГЭ делают выбор в пользу нашего института. Но и проблемы, конечно, есть. Юриспруденция - модная специальность. Поэтому многие, как бы надев розовые очки, идут учиться «на юриста» не из-за призвания, а из-за моды или конъюнктуры. А те, кто приходит получить просто «красивый» диплом, учатся без особого интереса. Таких примерно 15-20 процентов. Юристы в регионе востребованы, причем юристы с очень хорошей подготовкой. Но, не чувствуя призвания к профессии, состояться в ней трудно.
Я бы хотел, чтобы молодые пораньше определялись с профессией. От этого зависит интерес к жизни, от этого зависит счастье! Но надо уметь принимать нестандартные решения, не плыть все время по течению. Например, меня в 1997 году избрали депутатом Владимирского горсовета. Привлек я избирателей во многом бесплатными правовыми консультациями. Но само решение для меня, студента, пойти на выборы было неожиданным, нелогичным. Но дало огромный опыт! В работе юриста многое зависит от активной гражданской позиции. Ей надо следовать, не боясь препятствий.
Я с удовольствием прихожу в коллективы, которыми руководил ранее. Меня хорошо принимают. Думаю, потому, что я всегда прислушиваюсь к мнению людей, и даже тех, которые мною недовольны. Решение любых проблем зависит от нашего желания и от учета разнообразия мнений. Нужно уметь слушать и слышать друг друга. А главное ‑ не быть безучастным к тому, что происходит вокруг. В обществе свирепствует правовой нигилизм, это приводит к апатии, безразличию. Вот мы, юристы, объединились в ассоциацию. Но могли бы объединиться и экономисты, и психологи. Именно для социального служения, для помощи людям. В тех же психологических консультациях люди нуждаются не меньше, чем в юридических.
- А сейчас, при вашей занятости, вы бесплатно готовы дать юридическую консультацию?
- Я и не прекращал. Если просят, если нахожу время, то всегда консультирую бесплатно. Хотя некоторые коллеги и друзья меня за это упрекают. Но я убежден, что пока мне есть чем зарабатывать на жизнь, я должен по возможности оказать безвозмездную помощь нуждающемуся.
7 августа 2013 в 18:13
Принцип Pro bono
Директор юридического института ВлГУ, председатель регионального отделения Ассоциации юристов России Вячеслав Картухин считает, что принцип Pro bono - служение ради общественного блага ‑ должен стать важнейшей частью работы российских юристов.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 20:53 Журналисты «ВВ» стали победителями конкурса СМИ областного Заксобрания
Во Владимире состоялась церемония награждения победителей ежегодного открытого конкурса на освещение деятельности Законодательного Собрания области в средствах массовой информации. В числе лауреатов - сразу пять представ…
вчера в 20:04 Во Владимире открыли Биотехнологический учебный кластер в Патриарших садах
На ремонт помещения и покупку нового оборудования из областного бюджета было выделено 10 млн рублей, ещё 4 млн рублей добавила столица региона. Торжественное открытие прошло 25 декабря.