7 августа 2013 в 18:14

Близнец 26

Владимирец подполковник Геннадий Камынин пять лет назад принял бой на окраине Цхинвала, держал фронт до подхода основных российских сил, а затем вывел наш миротворческий батальон из-под огня. Пять лет назад грузинская армия вероломно напала на столицу Южной Осетии Цхинвал. В ночь на 8 августа 2008 года на пути грузинских солдат оказался лишь батальон российских миротворцев. Подполковник Геннадий Камынин оказался в самой гуще боя.

За пять прошедших лет горячка тех дней уже улеглась, но память об этих событиях еще свежа. Мы встретились с героем обороны Цхинвала, кавалером ордена Мужества владимирцем Геннадием Камыниным. Вот его воспоминания о 08.08.08.
Немного предыстории
После кровавого грузино-осетинского конфликта начала 90-х годов смешанные силы по поддержанию мира в этом районе включали три батальона миротворцев: осетинский, грузинский и российский.
В сентябре 2005 года подполковника Геннадия Камынина, командира разведки Владимирского танкового полка, направили в годичную командировку в Южную Осетию старшим военным наблюдателем. Его путь был типичным для военного - учился в школе № 2 Владимира, окончил Суворовское и Омское общевойсковое командное училище. Лейтенантом был направлен в ГСВГ. Позже служил в Мурманской области, где и женился. Родилась дочка. А в 1987 году вновь уехал - в Германию, уже с семьей. С 1991 года служил в танковом полку во Владимире. В Московском военном округе стал чемпионом по полевой выучке среди комбатов. Это у офицеров вроде конкурса на лучшего по профессии. Потом Геннадий Марленович занял первое место во всех Вооруженных силах страны.
Приглашали служить в Москву, но Камынин попросился служить за границу.
- Вот меня и отправили за границу ‑ в Южную Осетию, - улыбается он.
Командовал нашими миротворческими силами генерал-майор Марат Кулахметов. Он в свое время был командиром роты у лейтенанта Геннадия Камынина. Марат Минюрович, зная надежность Камынина, оставлял его в Осетии снова и снова. Так год командировки превратился в три.
«Делать так, чтобы они не стреляли»
В задачи Камынина входила подготовка к возможным нападениям. Российский батальон миротворцев - всего около 400 человек - был распределен по нескольким блок-постам и растянут по границе почти на 150 километров. Вот почему в ночь нападения грузинской армии на Цхинвал при штабе батальона было чуть более 100 человек, включая поваров и женщин.
Тем временем обстановка накалялась: обоюдные обиды грузин и осетин нередко приводили к ночным перестрелкам.
- Мы не имели права ничью сторону занимать, - рассказывает Камынин. - Если из темноты кто-то начинал стрелять, надо было сделать так, чтобы они больше не стреляли...
Грузинские миротворцы базировались недалеко от наших. Потом в их расположении Камынин нашел макет местности, на котором грузины отрабатывали операцию. Но до войны наши и грузинские миротворцы спокойно общались, в волейбол играли на досуге. Камынин беспрепятственно ездил по всей Грузии, замечая, правда, как нарастает антироссийская пропаганда.
Близость войны ощутили за месяц до нее: с рынков в Цхинвале исчезли грузинские торговцы.
Напряженность сгущалась. В ночь на 8 августа 2008 года миротворцы заняли боевые позиции. Подполковник Камынин, как ему и было приказано, находился на батальонном НП. Многие еще верили, что обойдется очередной небольшой провокацией.
- Но тут я увидел, как в сторону Цхинвала потянулась в темноте по дорогам как бы светящаяся змея. Это шли грузинские войска: с включенными фарами, с мигалками, - рассказывает Камынин.
Оборона штаба
А потом началось...
Сначала грузины из «Градов» ударили по селу Хетагурово. Потом прямо над головами бойцов батальона снаряды полетели на больницу и Дом правительства.
Примерно в 4 утра первый залп артиллерии и танков Грузии был дан уже по месту дислокации батальона.
- Могли ли мы отойти, пропустить их в город? - размышляет Камынин. - Могли. Но как бы мы потом смотрели в глаза жителям, которых не смогли защитить?
Наши миротворцы приняли бой.
Первыми же залпами грузины накрыли командный пункт на крыше казармы. Камынина с товарищем отбросило на несколько метров, контузило. Батальон понес первые тяжелые потери. Уже в первом бою погибло 12 человек, около 30 было ранено. Обстрел был такой, что головы не поднять. Били минометы, пушки, танки прямой наводкой.
Почти сразу был ранен командир батальона Константин Тимерман, ставший впоследствии Героем России. Большинство БМП батальона были уничтожены в первые минуты боя. Некоторые сгорели вместе с экипажами. Командование батальоном принял на себя Камынин. С помощью самых боеспособных 10 спецназовцев военной разведки ему удалось переместить в подвал из-под огня всех не способных воевать. Остальные решили биться до конца...
А в это время во Владимире
Жена Геннадия Марленовича Светлана Юрьевна Камынина вспоминает:
- Места себе с дочкой не находили, переключали с канала на канал, жадно ловили новости. В какой-то момент от мужа пришла эсэмэска. Она заканчивалась словами: «Если что, прости за все».
И один воин
Батальон погибал. Но сражался - и ждал помощи. «Помощь идет», - обнадежила отца дочка Аня по телефону, видя здесь, в России, телевизионные новости. Впрочем, мобильником старались не злоупотреблять ‑ грузины наводили снаряды по его сигналу.
Время тянулось. Помощи все не было. За ночь умерло несколько раненых ребят. Вдруг в какой-то момент удалось вывезти раненых.
А 9 августа помощь пришла. Правда, основная бронегруппа Северо-Кавказского округа, несмотря на предупреждения Камынина, двинулась по главной дороге, попала в засаду и повернула обратно. Но десяток бойцов разведвзвода с тремя танками все же прорвались к Камынину!
Геннадий и сегодня восхищается смекалкой молодого командира танка, который, маневрируя то здесь, то там, запутал грузин. Они решили, что подошло много российской бронетехники. Этот экипаж подбил несколько грузинских танков, а расстреляв весь боезапас, прикрыл отход людей корпусом своей машины.
Еще 9 августа казарма начала гореть. Все из подвала отошли в котельную. А котельная ‑ это три бетонные плиты и крыша.
- Один снаряд нас накроет, и погибнем здесь, как дураки, - думал Камынин.
Они вместе с комбатом Тимерманом решили эвакуировать остатки батальона. Все ушли. Камынин остался в котельной один, с убитыми. Опасался за ценную и секретную технику связи. Как и чем мог, отсекал вражескую пехоту. От обстрелов артиллерии укрывался.
Села рация. Подполковник остался без связи. Он нашел другую, разбитую, но с годным блоком питания. В 7 утра 10 августа вышел на связь с генералом Кулахметовым. Тот, услышав позывной «Близнец 26» (день рождения Камынина - 26 мая), ушам не поверил:
- Ты живой?!
Командующий приказал Камынину уходить к своим.
Но в разгромленном городе шансов погибнуть у Камынина было много. Он миновал грузинские засады. Потом чуть не подстрелили осетины: приняли за грузинского военного. По дороге помог старику осетину похоронить сына или внука лет 12, убитого шальным осколком. Наконец встретил первые колонны наших войск, входивших в Цхинвал.
Когда Камынин пришел в расположение штаба, то увидел, что снаряд попал прямо в его комнату, разворотив кровать.
- Оставался бы там, а не на передовой ‑ погиб бы, - говорит он. Судьба.
Каким он был,
таким остался
Геннадий Камынин свою командировку в Южной Осетии продолжал еще два месяца. Грузинские войска отступили, бросив технику. Миротворцы начали расследование обстоятельств грузинского нападения, защищали мирных грузин - уже от осетинского мародерства...
Камынину запомнилось, как ранним августовским утром они вошли в грузинский город Карели с группой разведчиков на БМП. Грузины встретили сначала недоверчиво. Даже всех женщин попрятали в горах, опасаясь, что «русские звери» всех их изнасилуют ‑ такая была антироссийская пропаганда.
Но доверие быстро восстановилось.
- Мы прибыли, чтобы защитить ваш город от мародерства, - объявил Камынин. И вежливо спросил главу администрации, где лучше разместить взвод. Уже вскоре грузины кормили наших солдат форелью.
Но самый удивительный подарок преподнес Камынину грузинский священник одного из селений отец Михаил.
- Я, - говорит, - тебе сделаю подарок.
Камынин ему стал объяснять, что подарки принимать не имеет права. А тот провел офицера через виноградник и метрах в ста от церкви показал Камынину грузинский танк Т-72 с новым израильским навесным оборудованием. Он мог опрокинуться, и грузины его бросили. Геннадий Марленович выровнял машину и приехал к начальству на трофейном танке...
Только 15 октября 2008 года, когда уже было достигнуто новое мирное соглашение, командировка Камынина завершилась.
Задачи те же
Через год Геннадий Камынин вышел в отставку. Но его мирная работа - по профилю! Он - заместитель директора городского информационно-методического центра управления образования, занимается безопасностью школ и детских садов. На должности
замдиректоров школ по безопасности старается привлекать людей, которые прошли «горячие точки», которые могут на своем примере показать ребятам, что такое мужество и верность долгу.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 20:02 На профильную смену в «Олимпе» приехали 320 активистов Движения Первых
В спортивно-оздоровительном центре «Олимп» завершилась региональная профильная смена Движения «Время Первых: Данко», которая объединила 320 активистов со всей Владимирской области. В течение 18 дней ребята прокачивали св…
сегодня в 18:39 Владимирские врачи спасли малыша с гемолитической болезнью новорожденного
Врачи-неонатологи ОДКБ диагностировали у маленького пациента гемолитическую болезнь новорожденного. Редкий фактор крови матери (по системе Kell) стал причиной развития болезни. Это внутриутробный иммунологический конфлик…