12 августа 2013 в 18:34

Революция «сверху»

От кого зависит, что мы с вами так неважнецки живем? Отчего, как я писал в одной из своих колонок, «кризис в Греции, а безысходность - у нас»? Кто виноват? Что делать? Извечные русские вопросы... Если я сейчас составлю список наших причин быть недовольными жизнью ‑ это будет роман толщиной с «Войну и мир». Разорительное ЖКХ, разбитые дороги, убогие лачуги, маленькие зарплаты и большие взятки... Все так, все верно. Но два главных червяка, грызущих наши души и не дающих радоваться жизни, - огромное, безграничное, жгучее чувство несправедливости, в которое мы окунаемся каждый день. И ‑ очень часто, чересчур, угрожающе часто ‑ некомпетентность, чванство, хамство, а то и банально воровство муниципального руководства.

Ненужная шестеренка
Все мы живем в стране России, во Владимирской области. Но в ежедневно-бытовом смысле все мы живем в том или ином муниципалитете. Именно его власти: глава района или города, глава местной администрации, глава сельского поселения, местные депутаты ‑ эта та самая власть, которая, по российскому законодательству, отвечает за благоустроенность нашей жизни.
При этом статистика свидетельствует - девять из десяти жалоб людей в региональные и федеральные органы власти, в прокуратуру, Президенту да и друг другу в кухонных разговорах и в диалогах на скамейке у подъезда ‑ это жалобы людей на то, что для них должны были сделать, но не сделали местные «князьки». Или напротив ‑ они как раз сделали что-то, что совсем не по душе вверенному населению.
Давайте признаем честно - интегрированная часть понятия «власть», муниципальное чиновничество стало как основной головной болью для собственных граждан, так и главной функциональной и репутационной проблемой всей российской вертикали власти. Это совершенно искусственно втиснутая во властную машину муниципальная шестеренка крутится не просто бездарно, но еще и неэффективно и коррупционно.
Рыльца в пушку?
В этом тексте будет довольно много вопросов. Увы, больше, чем ответов. Но мы все взрослые мальчики и девочки. Давайте сами отвечать за свою жизнь. Слишком часто мы доверяли это другим людям. Пока, судя по всему, ответами чужих дядь и теть мы не очень-то довольны.
Во Владимирской области вот уже несколько месяцев продолжается экшн «Орлова снимает скальпы с муниципальных начальников». Почти в каждом районе и городе врио губернатора жестко ‑ вплоть до изгнания с заседаний с последующими оргвыводами ‑ чихвостит местных руководителей. Несмотря на тесные рамки 131-го закона, на счету Орловой уже снятый Митрошкин (Кольчугинский район) и почти снятый Струков (Киржач). Так что если бы Орлова была летчиком-истребителем, ее механикам впору было бы рисовать на киле ее самолета звездочку за одного сбитого муниципала и готовить краску с трафаретом еще для нескольких ‑ после пятничной инспекции в Александровском районе густой шлейф дыма оставляют несущиеся к земле аэропланы Сергея Смолева и Анатолия Равина.
Поверженные в прах, местные сильные мира сего потом зализывают раны на своих нежных душах и втихомолку комментируют разгром. Представляют дело либо самодурством врио, либо переделом сложившейся конфигурации элит. Но ни один пока не встал и не сказал: «Вы неправы, Светлана Юрьевна, на мне грехов нет!». Потому что, видимо, нет и безгрешных.
А кому было возвысить гневный голос? Экс-главе администрации Кольчугинского района Митрошкину, пойманному за руку «на конфликте интересов»? Или мэру Киржача Струкову, который сегодня под следствием и под домашним арестом из-за обвинений в получении почти миллионной взятки?
Но кто допустил, что муниципальные руководители, проваливая одно за другим порученные им по должности дела, не несут за это никакой ответственности? Кто не уследил, что как раз на фронте повышения личного благосостояния у них все прекрасно? Почему эти два вектора их жизнедеятельности у муниципальных чиновников редко пересекаются?
Спорьте со мной, но думаю, что ответов два: само местное население и депутатский корпус, который оно выбрало.
Отвечает ли Светлана Орлова за результаты работы руководителей муниципалитетов? Очевидно, да ‑ в том смысле, что она отвечает за все, что происходит в нашем регионе. Перед нами, его жителями, перед Президентом. И при этом формально закон не дает Орловой права увольнять проштрафившихся и неэффективных муниципалов. Путь публичных порок и показательных казней, по сути, единственный в ее руках метод донести до населения правду о том, что делается в территории и кто в этом виноват.
Потому что только население ‑ либо напрямую, через референдум, либо через своих депутатов ‑ может инициировать отставку того или иного местного чиновника.
Народ безмолвствует?
Напомним ситуацию вокруг уже упомянутого мэра Киржача Антона Струкова. Ведь в прошлом году он уже ходил на грани импичмента. Местные депутаты инициировали было его отставку. Но Совет (а нужны были голоса 2/3 состава горсовета) это решение не поддержал. А почему? Не потому ли, что связаны с исполнительной властью паутиной товарно-денежных интересов? Не потому ли, что муниципальная верхушка собирается в клан, где все повязаны круговой порукой?
Другой вопрос ‑ почему жители не дали своим депутатам горсовета наказ голосовать за импичмент Струкова? В этом случае, по крайней мере, у них было бы моральное и юридическое право требовать от своего избранника прямых ответов на неприятные вопросы. Например, на такой: почему депутат считает сохранение Струкова в кресле мэра задачей более важной, чем выполнение наказа жителей об отставке мэра? И вопрос номер два: а нужен ли избирателям такой депутат?
Внешнее управление
Будем честны: высокой гражданской позиции, чувства личной ответственности за все, что происходит в твоем городе или районе, быстро не воспитаешь. Тем более что большинство местных СМИ ‑ а именно они главный инструмент промывки мозгов ‑ в руках местных же властей предержащих. Что же делать?
Один из рецептов ‑ введение внешнего управления муниципалитетом. Да, это, наверное, напоминает чрезвычайщину. Но разве и ситуация не чрезвычайна? Когда провалена подготовка к зиме. Когда район задыхается от мусора. Когда не осваиваются десятки миллионов, выделенных на дороги. Когда из-за долгов муниципальных предприятий за газ под угрозой гацификация всего региона. Да и вообще, когда Орлова изгоняет из зала заседаний местных начальников, а зал аплодирует ей и свистит вслед уходящим «князькам» - это ли не иллюстрация отношения народа к своим «слугам», к результату и качеству их работы?

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
34 минуты назад В Александрове суд приговорил «черного лесоруба» к 1 году колонии общего режима
Александровский городской суд вынес приговор в отношении 26-летнего гражданина одной из стран ближнего зарубежья. Его признали виновным в незаконной рубке лесных насаждений в особо крупном размере. Об этом сообщает пресс…
час назад В районные больницы Владимирской области передали шесть новых легковых машин
Контракт на поставку автомобилей «Лада Гранта» был заключен в январе этого года. Стоимость составила почти 6 млн рублей. Шесть автомобилей поступили в регион еще в феврале. Сейчас их передали четырем медицинским организа…