14 августа 2013 в 17:55

Домики неизвестного архитектора

Гороховецкие власти переселили жителей города в дом, в котором в некоторых квартирах нет кухонь, а в некоторых кухнях нет окон. В квартирах гороховчан, полученных ими по федеральной программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, нет окон, газа и вентиляции, зато есть грибок, промерзающие стены и текущие крыши. Жители рассказали нам об этом. То, что они описали, сначала показалось нам какой-то сюрреалистической шуткой. Но мы знаем - в нашей стране возможно все. Корреспондент «ВВ» отправился в Гороховец.

Горькая
улица Горького
Вот цитата из письма: «Мы - жертвы Программы переселения из ветхого и аварийного жилья. До 2011 года мы проживали в домах на ул. Фрунзе, 29, и ул. Набережная, 34. Наши дома старой постройки, но в них были все условия для нормальной жизни и, самое главное - теплые квартиры. Оба дома - в центре города. В квартирах было индивидуальное отопление - мы вложили за годы проживания много денег и сил. И когда решили все проблемы за свой счет, нам вдруг объявили, что наше жилье не пригодно для проживания. Мы не обращались в администрацию с просьбой переселить нас в другое место! При этом в Гороховце есть дома, жители которых слезно просят переселить их, так как в их домах действительно опасно жить».
Издалека дом № 35 на улице Горького дом как дом, кирпичное трехэтажное строение... Удивление начинается, когда подойдешь ближе. Боковая стена украшена пенопластовыми плитами. Так дом утеплили, чтобы торец не промерзал насквозь. Строители на кладке внешней стены сэкономили, ее толщины не хватает, чтобы в квартирах было тепло. Вот и пришлось утеплять.
Но это - мелочи по сравнению с внутренним убранством. В подъездах практически нового дома ‑ подтеки. Часть ступенек подъездных лестниц уложена под таким углом, что у неподготовленного человека кружится голова. Но в жилых помещениях ждет еще большее испытание психики.
В доме № 35 нет одинаковых квартир. Но этой «индивидуальной планировке» никто не рад. Кому понравится, что туалет соседа сверху - в аккурат над вашей спальней. И со звукоизоляцей в доме тоже проблемы.
Или такой архитектурный изыск: фановая труба, соединяющая санузлы 1 и 3 этажей, в квартире второго этажа - в центре прихожей? Вокруг нее хоровод водить можно...
С коммуникациями на Горького, 35, вообще чудеса. Трубы - включая газовые - вьются по квартирам в произвольном порядке. Часть квартир обделена вентиляцией. В документах черным по белому написано: «Вентиляция ‑ естественная». То есть вытяжек в квартирах нет. По той же причине в них не подключен газ.
А вот еще один виток архитектурной мысли. В некоторых жилищах балконов нет вообще. Зато у иных ‑ аж по два. Кухни как отдельные помещения строители тоже сделали не всем. А кое-где кухонные помещения хоть и выделили, но вот окна в них пробить забыли. Или не смогли сделать в силу «обстоятельств непреодолимой силы». Например, кухня расположена слишком далеко от внешних стен дома.
Некоторые однушки по планировке напоминают европейские квартиры-студии, где почти нет отдельных помещений, а жилая часть разделена на зоны небольшими перегородками. Но! Дизайнерские находки Запада смотрятся нелепо при общей площади в 25 «квадратов».
«Неблагодарные»!
Цитата из письма: «В 2011 году нам сообщили, что мы должны освободить свои квартиры. Никаких документов, заключений экспертиз, что наши дома нельзя использовать, нам не предоставили. С требованием администрации мы не согласились. Тогда нас выселили насильно - отрезали газ и электричество. Мы вынуждены были переехать в новое жилье. В новых квартирах жить оказалось невозможно».
Кое-кто из переселенцев решил не рисковать здоровьем. Часть квартир нового дома стоят пустыми.
- Наш дом на ул. Фрунзе, 29, конечно, требовал ремонта, но жить в нем было можно, - уверена Ольга Корягина из квартиры № 7. - А сюда переселили ‑ так сплошное разочарование. Стены грибком изъедены. Окна зимой промерзают, из них дует - даром, что стеклопакеты. Батареи стояли «игрушечные», тепла не хватает, мы сами добавляли. Позапрошлой зимой у нас температура в квартирах была около 10 градусов, прошлой - «потеплело» до +17. И за все эти «удобства» платим около 4 тысяч рублей. У меня в квартире хоть газ есть, а люди 2,5 года живут - готовят на плитке. Это тоже влетает в копеечку. Ко мне соседка приходит, говорит: «Дай хоть на газ одним глазком погляжу»...
Практически все жалобы граждан местным властям остаются без внятного ответа. А ситуация - без изменений. Более того, люди еще выслушивают обвинения чиновников в черной неблагодарности.
- Мне говорят: «Что ты возмущаешься? Мы тебе двухкомнатную квартиру дали. Да еще и кладовка у тебя теперь есть - целых 6 метров», - рассказывает Вера Миролюбова. - Но в старом жилье у нас был газ! А здесь полдома не заселено из-за того, что газа нет.
Двушка Веры Александровны - это венец творения гороховецких умельцев. Кладовка в шесть метров, да ‑ есть. Она даже больше, чем одна из комнат, которая к тому же проходная. В этой «комнате» умещается только фикус. Но зато там есть окно. А в «темнушке» ‑ нет. Не повернулся язык назвать темницу комнатой, а то бы считалось, что гороховчанку «трешкой» «одарили».
Кухня от комнаты с фикусом отделена небольшой стеночкой и находится посреди квартиры (!). Она не имеет окна и называется кухней лишь потому, что здесь поставили газовую плиту. Но подключить ее нет возможности - пожарные не разрешают из-за отсутствия вытяжки.
- Мы смотрели эти квартиры, когда дом еще только строился. Не было тут такой планировки! - утверждают жители. - Были нормальные 1-, 2- и 3-комнатные квартиры. И в каждой ‑ газ!
Полевая-волевая
- Знаете, что еще обидно, - говорят «горьковцы». - Переселяли людей из старых домов не только в наш дом на Горького, но и в дом на Полевой. Мы просились на Полевую, нам не дали... А там условия гораздо лучше!
Да, после Горького, 35, дом № 46 на улице Полевой - рай на земле. Но и «рай» не без изъянов. Дом также сдан с недоделками. Новоселы въехали в квартиры без газовых плит. Крыша течет, ремонт делать бесполезно, от сырости обои сползли со стен. Переселенцам приходилось брать многотысячные кредиты - на утепление фасадов.
- Мы боремся за улучшение жилищных условий, против произвола местной администрации, - говорит председатель домкома Игорь Ягунов. - Коммунальные фирмы, подмятые кланом Филиппова, нам присылают астрономические счета. После переселения люди потеряли стационарные телефоны. Нас лишили права иметь индивидуальное отопление. Отобрали сараи с погребами, а без погребов жить невозможно. Цена на электричество такая, что люди отказываются от холодильников. Администрация объявила нам войну? Такое впечатление, что местная власть - на побегушках у коммунальных монополистов и борется со своими жителями.
Коммунальные платежи зашкаливают, но в квартирах все равно холодно. Жителям объясняют - при транспортировке теплоносителя большие потери. «Как же так? Ведь котельная от дома в 50 метрах?» - недоумевают граждане. И опять ностальгически вспоминают свое старое «ветхое» жилье, где исправно работали газовые котлы, где были и тепло, и горячая вода.
- Горячей воды в новом доме нет и не будет, - рассказывает Ольга Вечелковская. - Газовые колонки не разрешают устанавливать пожарные и газовщики из-за соображений безопасности. Были попытки самовольно установить, но они закончились драматически. В пятом подъезде мужчина газом отравился. По плану у нас сразу должно быть индивидуальное отопление, но до этого дело не дошло. Монополистам это невыгодно!
За два года жителям дома № 46 удалось заставить власть шевелиться. Правда, стоило это им колоссальных затрат времени и нервов. Обращались и в администрацию, и в прокуратуру, и в суд. А в доме на Горького отстаивать права просто некому: «контингент» жильцов там возрастной, терпеливый...
Людей выкинули, дома бросили
Цитата из письма: «По программе переселения старые дома должны быть снесены. Так нам объявили власти. Но после того, как нас выгнали, дома остались нетронутыми, за два года они превратились в общественные туалеты».
Можно долго описывать эти гороховецкие ужасы. Но... Возникают совсем другие вопросы. Чьих это рук дело? Кто и зачем загнал людей в невыносимые условия? Кто построил это архитектурное «чудо»?
Этот «кружок кройки и шитья» начался еще при прежней районной администрации, которую возглавляла Надежда Токарева. Расчеты - сколько и где нужно квартир, производили сотрудники отдела строительства. Экс-мэр Гороховца Александр Лютов на недавней встрече врио губернатора Орловой с гороховчанами признал ‑ он тоже приложил руку к «новостройкам». Но подписал акт о вводе некондиции в эксплуатацию он якобы потому, что «давили из области». А как областному начальству откажешь, тем более если оно упирает, что весь регион можешь подвести из-за срыва реализации федеральной программы?
Эти «ответственные работники» уже уволены. Но и новые власти отмахиваются от переселенцев как от надоедливых мух.
Гороховецким переселенцам не повезло. Их дома строились и сдавались в эксплуатацию во времена смены местной власти. Теперь концов не найдешь. Все это вкупе со слухами, что старые так и не снесенные дома на Набережной и Фрунзе отдадут или продадут частникам, не добавляет авторитета местной власти - и власти вообще. И что самое печальное ‑ воспитывает у людей стойкое убеждение, что все чиновники и суды куплены, на защиту государства рассчитывать не приходится, что даже положенное человеку по закону надо выгрызать у чинуш, коррупционеров и разгильдяев.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 19:19 Во Владимирской области меняется размер взноса за капремонт
Изменения запланированы на 2025 год. Соответствующее постановление подписал губернатор Александр Авдеев. С будущего года жители многоквартирных домов с лифтом и без будут платить по разному тарифу.
сегодня в 18:50 Во Владимире в торжественной обстановке поздравили женщин с Днем матери
Областное торжественное мероприятие, посвящённое Дню матери, прошло 22 ноября во Владимире. В преддверии праздника, который страна отмечает в последнее воскресенье ноября, в Концертном зале им. С.И.Танеева собрались мамы…