Что уже сделано в регионе-33?
Инвестклимат в России существенно различается от региона к региону. Вот и понадобился единый документ. Он фактически объединяет все успешные практики, на которые отстающим областям рекомендовано равняться и которые придется внедрять. В передовиках по части хорошего опыта: Татарстан, Пермский край, Калужская, Липецкая, Свердловская и Ульяновская области.
Владимирской области, при всех успехах в части привлечения инвестиций (60 млрд за 2012 год, из них почти половина ‑ иностранные) и очень адекватном областном инвестиционном законодательстве, все же есть чему у этих регионов поучиться. Например ‑ явно пора больше внимания уделять развитию инфраструктуры.
Основные пункты Стандарта нам предстоит внедрить до конца этого года. Как уверяют в региональном департаменте внешних экономических связей, область в этот процесс активно включилась. Разработана дорожная карта по внедрению Стандарта. За реализацией мероприятий постоянно следит экспертная группа из 15 человек, в которой нет ни одного чиновника: только представители бизнеса, консалтинга, общественных предпринимательских объединений. То есть те, для кого и разрабатывался Стандарт.
Месяц назад утвердили техзадание на разработку Инвестиционной стратегии Владимирской области до 2020 года.
Одно из требований Стандарта ‑ ежегодное формирование и обновление Плана создания инвестиционных объектов. Такой план в области принимается уже несколько лет подряд. В этом году к введению в строй намечен 21 объект (цена вопроса ‑ 7,8 млрд рублей, в итоге регион получает 2,5 тысячи новых рабочих мест и прирост производства на 10 млрд в год).
Ежегодное послание главы региона об итогах социально-экономического развития ‑ также принятая у нас практика.
Как уже сказано, у нас привлекательное для инвесторов инвестиционное законодательство.
В наличии - пусть пока и не идеально отлаженные - механизмы профессиональной подготовки и переподготовки по специальностям, соответствующим инвестиционной стратегии региона.
Принят инвестиционный меморандум Владимирской области, определяющий задачи и порядок работы администрации с инвесторами.
Работает интернет-приемная администрации региона http://priemnaya.avo.ru ‑ официальный канал прямой связи инвесторов и АВО. А неофициально, но, в принципе, обязательно инвесторы имеют номера мобильников руководителей экономического блока администрации.
Что еще
предстоит сделать?
Надо создать Совет по улучшению инвестиционного климата в регионе. Соответствующий проект постановления губернатора разработан, но экспертная группа внесла предложения по его доработке.
Также нужно создать специализированную организацию по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. В Калуге такая организация называется Корпорацией развития. Над этим сейчас трудится специальная рабочая группа. Пока всю работу с инвесторами ведут сотрудники областной администрации.
Еще предстоит завершить разработку двуязычного интернет-портала об инвестиционной деятельности области и работу над единым регламентом сопровождения инвестпроектов по принципу «одного окна».
Необходим нормативный акт, регламентирующий процедуру оценки регулирующего воздействия принимаемых документов, затрагивающих предпринимательскую деятельность. Проще говоря ‑ позволяющего заранее просчитывать, навредят инвестклимату новые решения властей или нет.
И нужно внедрить систему обучения, повышения и компетентности сотрудников профильных органов государственной власти и специализированных организаций по привлечению инвестиций.
Нюансы
Одно из требований Стандарта ‑ включать представителей потребителей энергоресурсов в состав органа, регулирующего тарифы. Пока федеральных норм, позволяющих это делать, нет. В департаменте цен и тарифов АВО сформирован Общественный совет. А экспертная группа изучает правовую базу по этому вопросу, чтобы подготовить предложения по ее совершенствованию.
В «белом доме» постоянно ведут базы данных промплощадок. Обустраиваются несколько промышленных и технопарков («Струнино», «Александрова слобода», «Петушки», DEGA). Крупные предприятия еще советской постройки «делятся» площадями, предлагая резидентам аренду на своей территории. Но дефицит готовых промплощадок и участков с инфраструктурой все острее. Да и уже созданные бизнес-инкубаторы в разных городах области экспертная группа пока не хвалит.
- Не могу сказать, что в требованиях Стандарта для нас много нового. Но он сподвигнет область на капитальные затраты из бюджета на развитие инфраструктуры, - говорит директор областного департамента внешних экономических связей Вера Шамота. - По системе государственно-частного партнерства. Либо с привлечением кредитных ресурсов.
- Что нам мешало раньше этим заниматься? - спросили мы Веру Александровну.
- Недостаточность бюджетных средств. Но этим пора заниматься. И не в ущерб социалке. Наоборот. На социальные программы нужны деньги. А деньги эти в бюджет платят налогоплательщики. Например, треть налоговых поступлений, собираемых в регионе, приходится на долю двух предприятий: «Крафта» и «Ферреро». И нужно привлекать сюда новых налогоплательщиков. Тогда средств, в том числе на социальные программы, будет больше. А иначе, если область не будет конкурентна с соседними регионами, развивающими инженерные коммуникации, то и на социалку денег не хватит. Кроме того, с ресурсоснабжающими организациями обсуждается, что они будут соучредителями и дольщиками в этих проектах и будут проводить часть работ.
- А по «корпорации развития» - зачем нам еще одна надстройка?
- Это не чиновничья надстройка. Это в любом случае акционерное общество. Оно возьмет на себя непосредственную работу с инвесторами. Инвесторам нужны конкретные вещи: земля, энергоресурсы по понятной и внятной схеме. Чиновники этим, как пока происходит у нас, заниматься не должны. Это забота инвесторов. Но не всем она по силам. Тем более - в чужой стране. А вот если есть специализированная организация, предоставляющая эти услуги профессионально, - другое дело. Меры, предусмотренные Стандартом, должны облегчить вхождение нового бизнеса в область. И многие мероприятия, рекомендованные Стандартом, вложений не требуют. Они просто систематизируют работу структурных подразделений для работы в одной команде с одной целью.
Михаил Исаков,
группа компаний «ЮКОМ»,
зампред Экспертной группы
по внедрению Стандарта:
- В первую очередь Стандарт ‑ это внедрение соответствующей дорожной карты, что само по себе ‑ признак профессионального подхода к решению любой неодносложной управленческой задачи. Карта отражает все мероприятия, которые определены во времени, определены ответственные. И - самое важное - определены понятные критерии результативности. Это дает прозрачность, системность, позволяет лицам заинтересованным понять технологию принятия решений, в которой нет мелочей. Важным органом в данном случае является сама Экспертная рабочая группа, каждый член которой играет важную социальную роль посредника между властью, бизнесом и жителем региона. Именно они могут дать власти обратную связь и информацию о вещах, которые волнуют реальных участников экономических процессов.
Сергей Орлов,
региональный управляющий директор
Tele2 Владимир:
- Владимирская область благоприятна с точки зрения привлечения инвестиций, поскольку обладает богатым природно-ресурсным потенциалом и находится в непосредственной близости от столицы. Частный капитал все больше вкладывает средства в инвестиции на территории области, но инвестиций много не бывает. В сравнении с другими развитыми в этом плане регионами, например, с Нижним Новгородом, Калугой, Владимиру еще есть к чему стремиться. Стандарт ‑ это простые и понятные правила для потенциальных инвесторов, поддержка тех, кто хочет и может вкладывать средства в развитие бизнеса. Работа Экспертного совета по внедрению Стандарта будет способствовать дальнейшему привлечению инвестиций, которые нам необходимы для развития региона в целом и роста благосостояния людей.