Денег много не бывает
Один умный человек сравнил бюджеты страны, региона и муниципалитета с семейным кошельком. Все вносят в него посильный вклад, от общей суммы строятся планы. Но если кто-то вдруг решает свою долю не сдавать, а только требовать «на жизнь», рушатся планы всей семьи.
Во Владимирской области бюджеты большинства муниципальных образований дотационные. Тратят они больше, чем зарабатывают сами. В этой связи интересно: не будь у них возможности получать дотации и субсидии из области, стали бы они зарабатывать больше? Смогли бы?
Первый вице-губернатор, директор областного департамента финансов, бюджетной и налоговой политики Вячеслав Кузин назвал сумму собственных налоговых и неналоговых доходов муниципалитетов за январь-август этого года ‑ 7,5 млрд рублей (при общем исполнении доходной части в 15,7 млрд). Кузин прямо заявил - муниципалитеты вопреки расхожему мнению, что денег много не бывает, далеко не всегда эффективно используют собственный налоговый потенциал. А бывает даже, что лишают части дохода область.
Налог первый
Главный налог муниципалитетов ‑ НДФЛ. Пока его собрали 63 процента к годовому плану, это 3,8 млрд рублей. Но по территориям картинка неровная ‑ у кого-то этот показатель уже перевалил за 80 процентов, а у кого-то и до 30 недотягивает. Есть ли скрытые резервы? Безусловно. Скрыты они, прежде всего, в цветущих пышным серым цветом схемах оплаты труда. Если человеку платят официально 5 тысяч, а 15 «штук» добавляют в конверте, бюджет недополучает в качестве НДФЛ три четверти того, что ему положено. Вычислить работодателей с серыми схемами легко. Они уже не утруждаются указывать в отчетности хоть мало-мальски правдоподобные цифры. Нужна только политическая воля.
Вот промышленно развитый Ковров. Здесь средняя зарплата - около 20 тысяч рублей. А на нескольких предприятиях она декларируется в 3,5-7 тысяч. В Камешковском районе средняя зар-плата на предприятии, специализирующемся на ремонте и содержании дорог, - 1,5 тысячи в месяц. В Лакинске ряд организаций заявляет от 1 до 3,5 тысячи.
ЧОПы, куда, как известно, набирают молодых здоровых мужчин, нередко не стесняются указывать в отчетности зарплаты в 1-3 тысячи. В лучшем случае ‑ 13 тысяч. Интересно, как крепыши-охранники живут на 3 тысячи в месяц?
Или частная медицина. Все знают - многие врачи и медсестры подрабатывают в платных клиниках. Однако, если верить отчетам клиник, наши медики ‑ альтруисты: вкалывают за 1,5-13 тысяч. Можно ли в это поверить, учитывая, что даже в государственной медицине в регионе средняя зарплата врача 32 тысячи, а у среднего медперсонала ‑ 16 тысяч?
Поверить в это нельзя.
Так что налоговой службе, трудовой инспекции и компетентным органам есть с чем разбираться. Но и главы ОМСУ должны в этом участвовать ‑ это ведь «их» деньги. Воздействовать можно и морально, и административно ‑ например, своевременным информированием «кого надо» об особо злостных неплательщиках.
Налог второй
Второй по значимости для муниципалитетов налог ‑ ЕНВД. Его объем превышает 800 млн рублей (план на год ‑ 1,18 млрд). Пока собираемость ЕНВД снижается. Как из-за перехода многих малых предпринимателей на систему патентов (хотя патентный сбор тоже идет в бюджеты ОМСУ), так и из-за пониженных коэффициентов на отдельные виды деятельности. Их устанавливают власти на местах.
Некоторые виды деятельности низких ставок, безусловно, заслуживают. Странно было бы платить налог фирме по пошиву ортопедической обуви или ветклинике по одной ставке, например, с автомойкой, торговым центром или адвокатской конторой. Вячеслав Кузин называет ситуацию с установлением пониженных коэффициентов «интересной картиной» и недоумевает: «Как можно было принять такие решения?».
Например, в одном районе сразу на 70 процентов снизили ставку для такой разновидности бытовых услуг, как граверные работы. В двух других на 60 процентов убавили ставку для парикмахерских.
Конечно, вполне может быть, что в одном месте не хватает фирм, гравирующих памятники, а в другом ‑ парикмахерских. Но как объяснить корректирующий коэффициент для розничной торговли? В Гороховецком, Александровском и Собинском районах ставку для таких объектов снизили на 50 с лишним процентов.
- Это приоритет? - задает риторический вопрос Кузин. Но еще веселее ситуация в городе Гусь-Хрустальном, где ставку аж на 91% снизили... рекламным услугам. В Гороховецком районе на 96% снижена ставка по передаче во временное пользование земельных участков для размещения объектов торговли и общепита. В Киржачском районе самый низкий в области коэффициент по оказанию услуг по временному размещению и проживанию.
Налог третий
Это земельный налог, бюджетообразующий для всех поселений. Видимо, поэтому собирается он лучше прочих: при основных сроках его уплаты в октябре-ноябре уже в августе муниципалитеты собрали 68,4% от плана, всего 1,3 млрд рублей. Но резервы и здесь есть. Один ‑ в постановке на кадастровый учет участков под жилыми многоквартирными домами. Тогда владельцы приватизированных квартир будут платить земельный налог. Пока эта работа ведется слабо. Второй резерв ‑ быть скромнее с установкой льгот по земельному налогу. Вячеслав Кузин рассказал о Суздале, который из-за налоговых льгот для гостиниц ежегодно недополучает 20 миллионов рублей. В Александрове льгота (снижение в 2 раза) по земельному налогу предоставлена для объектов торговли и общепита. Сразу несколько районов установили льготы для автостоянок. Заслуживают ли гостиницы, магазины и автостоянки этих льгот - а фактически дотаций из бюджета? Главный финансист региона считает, что нет:
- Все деньги у вас, в муниципалитетах. Наклонитесь и возьмите.
Неналоговые
сборы
Вячеслав Кузин считает, что кое в чем стабильность сыграла отрицательную роль: муниципалитеты почти полностью перестали заниматься неналоговыми доходами. Объем их снижен к прошлогоднему плану более чем на 40 процентов. А в некоторых территориях ‑ на 57-86 процентов...
В департаменте финансов считают, что ОМСУ не используют возможности увеличения доходов за счет пересмотра ставок за аренду муниципальных имущества и земли. Никто не требует от муниципалитетов выставлять аренду по рыночной цене важным для людей, но малодоходным видам бизнеса. Это общепринятая форма поддержки. Но и в поддержке надо знать меру. Ведь, к примеру, свое личное имущество никто не сдаст в ущерб себе. А муниципальное можно?
- В Суздале участки земли, - говорит Кузин, - передаются в аренду практически бесплатно, по 13 рублей за квадратный метр в среднем. А по отдельным договорам на сдачу имущества плата составляет вообще 1 тысячу рублей в год! В глубоко дотационном Меленковском районе аренда идет от 5 рублей за метр. А самые скромные ставки в Вязниковском, Муромском и Собинском районах.
Низкими ставками аренды за неразграниченные земельные участки муниципалитеты фактически лишают части доходов и областной бюджет: 20 процентов этих доходов идут в бюджет региона. Средняя цена по области на такие участки ‑ 70 копеек за квадратный метр в год. Но чуть ли не половина районов сдает их за 10-20 копеек. Что касается штрафов за нарушение правил благоустройства, то ими пока более или менее нормально занимается только Владимир. В большинстве поселений по этой статье доходов в бюджет не поступило ни копейки.
Светлана Орлова, избранный губернатор Владимирской области:
- Ну как можно было снизить ставку на аренду земли для торговых центров, например в том же Александрове? Выйди тогда и прямо скажи ‑ да, у меня есть интерес, я поддерживаю торговые центры...
СЛОВО - ГЛАВАМ
При подготовке этого материала мы обзвонили несколько муниципалитетов, упомянутых Кузиным в связи с недостаточным использованием налогового и неналогового потенциала.
В Гороховецком районе нам сказали, что глава администрации Андрей Завьялов в отпуске, а глава района, исполняющий полномочия председателя СНД, Александр Картинкин - «в районе». Так что пообщаться с ними нельзя.
Глава Собинского района Виктор Аникин ответил по телефону следующее:
- Ничего у нас там не занижено. Я не знаю, почему так прозвучало на совещании с главами.
Новый глава Суздаля Игорь Кехтер был в отъезде. Его заместитель по социально-экономическому развитию Нина Ананьина рекомендовала поговорить с другим замом, начальником отдела имущественных и земельных отношений Романом Вавилиным. Но тот сказал, что комментарий надо согласовывать с главой. Поэтому - «звоните завтра».
У главы города Гусь-Хрустального Николая Балахина не нашлось времени на общение с нами, хотя мы дозванивались до него несколько часов и оставили сообщение секретарю.
И только глава Кольчугинского района (о нем шла речь в случае с пониженной ставкой ЕНВД для граверных работ) Сергей Тихомиров среагировал конструктивно:
- Дело не в том, что мы намеренно изменили коэффициент для граверных работ. ЕНВД рассчитывается по определенной формуле. Налоговой базой для исчисления его суммы признается величина вмененного дохода, которая рассчитывается как произведение базовой доходности и величины физического показателя по определенному виду предпринимательской деятельности. Проще говоря, снижение числа занятых в этих организациях и самого количества организаций в этом виде деятельности влияют и на ставку ЕНВД. Есть и другие нюансы.
«ВВ» готовы дополнительно в любое время выслушать точку зрения муниципальных властей.
- Это приоритет? - задает риторический вопрос Кузин. Но еще веселее ситуация в городе Гусь-Хрустальном, где ставку аж на 91% снизили... рекламным услугам. В Гороховецком районе на 96% снижена ставка по передаче во временное пользование земельных участков для размещения объектов торговли и общепита. В Киржачском районе самый низкий в области коэффициент по оказанию услуг по временному размещению и проживанию.