23 сентября 2013 в 19:15

Доуклонялись до следствия

Фото: Натальи ЛАРИНОЙ, Владимира ЧУЧАДЕЕВА и с сайта beprime.ru
Не платить налоги стало чревато уголовной ответственностью С 1 января этого года налоговые преступления находятся в ведении Следственного комитета. Передавая эту подследственность ведомству, расследующему только тяжкие и особо тяжкие преступления, наше государство продемонстрировало: налоговая дисциплина для него ‑ приоритет. А нарушители дождутся уголовных дел.

Более того. Правительство РФ уже поддержало законопроект, подготовленный в Следственном комитете, направленный против махинаций с налогами и страховыми взносами. В этом законопроекте ‑ восстановление прежнего порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям: не только по материалам налоговых органов, как сейчас, а и полиции, и Следственного комитета. Еще одна новация ‑ введение уголовной ответственности за неуплату страховых взносов. А то сейчас регулярно списываются сотни миллиардов безнадежной задолженности в государственные внебюджетные фонды. В итоге в том числе именно из-за таких должников у Пенсионного фонда сформировался грандиозный дефицит. И именно из-за таких должников многие тысячи наших земляков лишаются части будущих пенсий. Еще одно логичное, но оттого не менее замечательное предложение Следкома ‑ установить открытый перечень уголовно наказуемых способов уклонения от уплаты налогов. Пора уже «завязывать» мириться с фирмами-однодневками, вексельными застройщиками, фальсификациями бухгалтерских документов и тому подобными художествами. Неотвратимость закона будет особенно успешно работать, если виновников разрешат преследовать по закону даже после прекращения ими деятельности. Обсуждается также вариант введения уголовной ответственности за налоговые преступления не только для должностных, но и для юридических лиц.
Работа
с нюансами
Александр Еланцев, руководитель следственного управления Следственного комитета РФ по Владимирской области, бюджет сравнивает с семейным кошельком: «Все в семье зарабатывают деньги, и все планируют, как они будут на них жить. И вдруг один решил не сдавать в общий котел. А кушать приходит. Разве это нормально? Так и с бюджетом. То, что обязан отдать ‑ отдай. Ведь это прямо влияет на обеспечение прав граждан. Именно бюджет оплачивает все социальные расходы. Иначе на каком основании неплательщики налогов будут требовать бесплатных медицины, образования и тому подобного?»
В США очень жесткое законодательство: за неуплату налогов выкатывают штраф до полумиллиона долларов вместе с тюремным заключением. В России все пока гораздо мягче. Принят минимальный порог, с которого можно возбудить уголовное дело. А главное, уголовное преследование можно прекратить на любом этапе, от момента возбуждения уголовного дела до непосредственно суда ‑ если впервые попавшийся виновник деятельно раскается и выплатит все положенные налоги, штрафы и пени.
Во владимирском следственном управлении налоговыми преступлениями занимается специально отобранная группа следователей. Куратор этого направления - Татьяна Грачева, инспектор отдела процессуального контроля, специалист с опытом работы в ОБЭП УМВД.
«Тема сложная, - говорит Александр Еланцев. - Лица, уклоняющиеся от уплаты налогов, действуют всегда изобретательно. А изменения налогового законодательства всегда поражают объемностью и быстротой. Поэтому следователю достаточно сложно ориентироваться в нем, не будучи профессионалом в налоговом праве. Так что в процессе приходится усваивать методику расследования налоговых преступлений и учиться разгадывать сложные схемы, придуманные уклонистами. Практически всегда при рассмотрении материалов возникает необходимость в проведении дополнительных мероприятий. Важно ведь не просто доказать факт налогового преступления. Необходимо установить прямой умысел конкретного лица».
Татьяна Грачева подтверждает: «Это ключевой момент ‑ определение умысла и конкретизация действий». - «Тогда почему всем не ссылаться на незнание закона?» - «В следственном управлении уже не сошлешься. Потому что до того как материал попадает к нам, налоговая служба работает с плательщиком и указывает ему на его ошибки. В СУ СКР материал уходит, когда человека поправили, а он не реагирует и продолжает уклоняться. Даже больше того. К примеру, из налоговой приходят материалы: не уплачен налог на такую-то сумму. Предприятию выставляется требование. Оно не выполняется. А снять деньги с заблокированного расчетного счета на основании инкассового поручения тоже не получается. Потому что руководитель разослал контрагентам письма с просьбой расплачиваться другими способами, не через расчетный счет».
Неплательщикам обещают региональную «славу»
На региональном уровне СУ СКР и УФНС решили сделать свою борьбу с налоговыми уклонистами максимально публичной: регулярно предавать огласке названия компаний-должников и имена предпринимателей-должников. Первая ласточка такой публичности ‑ список крупных должников ‑ сегодня прилагается. А в ближайшее время область будет узнавать имена своих «героев» с уличных телебаннеров.
Вряд ли кому понравится такая слава. Налоговым уклонистам стоит учесть еще одну вещь. Когда материал от налоговой службы попадает в СУ СКР, следователи вполне могут расширить поле деятельности: если в рамках расследования уголовного дела проверяется факт неуплаты налогов, следствие вправе проверить вообще всю деятельность данного предприятия. И кто знает, какие нарушения найдутся дополнительно.
На сегодняшний день в СУ СКР по 65 материалам УФНС возбуждено 14 уголовных дел по налоговым преступлениям, 12 - закончено расследованием. А управляющий одного из филиалов «Пробизнесбанка» Евгений Данилов за вывод четырех с лишним миллионов из-под государственного контроля уже и приговора дождался. Наказали его всего лишь крупным штрафом. Но и это весомо. И потом - кого вообще красит судимость?
Нет цели
«посадить»
Конечно, на неуплате налогов еще попасться надо. Получается, что если, допустим, я, предприниматель, увиливаю от налогов годами, а попавшись ‑ заплатила налоги, штраф, пени и ‑ снова чиста перед законом. Выгода налицо ‑ не платить годами, а заплатить, лишь раз попавшись. Нет ли в этом диссонанса, раз заявлена борьба с уклонением от уплаты налогов? - спрашивала я всех моих экспертов.
Руководитель УФНС России по Владимирской области Сергей Кошелев говорит так: «Задача ‑ вовсе не наказать и разрушить бизнес, а пополнить бюджет. Вы предлагаете действовать жестче? Но ведь были на Руси времена, когда людей четвертовали, на кол сажали... И что? Они перестали нарушать законы? На мой взгляд, лучшая мера воздействия ‑ убеждение. Есть способы законного налогового планирования, а есть способы агрессивного налогового планирования. Наша цель ‑ предотвратить именно агрессивное (с выводом денег за пределы области и РФ)».
Вторит ему и Татьяна Грачева: «Нет и не было цели лишать людей свободы. Главная задача определенного ужесточения контроля ‑ в том числе с нашей стороны ‑ в том, чтобы бюджет получал положенные отчисления. Это в самом подходе заложено ‑ есть возможность на любом этапе, не дожидаясь ареста имущества, все возместить и уже дальше спать спокойно».
Следователь по особо важным делам отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР Сергей Новожилов подтверждает: «Если деньги перечислены ‑ наша цель достигнута. Ради этого мы и работаем».
Кстати, 405 млн 893 тысячи благодаря этой работе бюджету уже возмещено ‑ фирмами и предпринимателями из Коврова, Мурома, Александрова, Владимира...
Просрочка ‑
плохая привычка
Самое громкое уголовное налоговое дело 2013 года в нашей области ‑ это, безусловно, дело, возбужденное 9 августа по факту неуплаты НДФЛ, штрафов и пеней в объеме 22 млн 39 тысяч 473 рублей по результатам выездной налоговой проверки в отношении гендиректора «Автоприбора» Алексея Мельникова. Следователь Новожилов, расследующий это дело, о мотивах топ-менеджера говорит так: «А.А.Мельникова нельзя назвать злостным неплательщиком. Он платит налоги, но - с задержками. В данном случае мы считаем, что у него имелся свой личный интерес. Средства он перечислял не на уплату налога, а на нужды предприятия».
«Так что же в этом плохого? - поинтересовались «ВВ». - В конце концов, важно, чтобы завод как крупный налогоплательщик выжил».
«Есть законодательство. НДФЛ обязателен к уплате и имеет определенную очередность, которую директор не выполнил. Это уже у нас часто становится привычкой ‑ дескать, государство может подождать. А почему оно должно ждать? И если говорить конкретно об «Автоприборе» - я исследовал бухгалтерскую документацию. Фактически предприятие находится в стадии банкротства. Так что вряд ли можно говорить о том, что благодаря неуплате НДФЛ руководитель спас предприятие».
На мой вопрос, почему так много внимания уделяется именно «Автоприбору», следователь говорит просто: «Не только «Автоприбору». Поверьте, это не последнее такое дело. Но каждое из них требует многомесячной работы, до полутора лет. Именно поэтому сразу много результатов быть не может. Еще одно заметное дело у нас сейчас по обналичиванию через фирмы-однодневки в целях ухода от налогов миллиардов рублей. Фигурант находится в СИЗО».
Налоговая служба в первом полугодии проверила 47 предприятий - налоговых агентов, к перечислению в бюджет им предъявлено около 100 млн. Самые крупные должники по НДФЛ (помимо «Автоприбора») - ООО «ВМТЗ», ОАО «Муромтепловоз», МУП города Кольчугина «Коммунальник», ОАО «Муромский машиностроительный завод», ЗАО Фирма «Символ», МП «Жилищный трест» округа Александров. На 1 сентября долги по НДФЛ достигли 507 млн, из них 206 млн ‑ пени и санкции.
Проверка
как налоговая мотивация
Тот же вопрос - «что плохого в том, что руководители порой, задерживая налоги, пытаются спасти свои предприятия?» - я задавала и руководителю УФНС России по Владимирской области Сергею Кошелеву. Он ответил буквально следующее: «В области есть ряд предприятий, которые НДФЛ платят только тогда, когда мы выходим к ним на проверку. И к завершению проверки обычно уже долгов не остается. Раньше до определенного времени штрафовать за такие задержки мы не могли. Сейчас штраф сначала 20%, а если срок уплаты просрочен на год, размер штрафа возрастает до 40%. Эти материалы всегда направлялись в прокуратуру и всегда обжаловались с одной и той же мотивировкой: я же не присвоил, а потратил на дело. Допустим, оплатил поставку сырья для производства. С одной стороны, вроде бы человек за дело радеет. А с другой ‑ если эти деньги перечисляются в свою же фирму? Да, оплатил поставку. Но самому себе! Заплатил аренду? Опять своей фирме. Мы-то проверяем конкретное предприятие, конкретное юридическое лицо. А руководитель владеет еще массой фирм. И доказывать субсидиарную ответственность собственников очень сложно. Но все равно - можно много чего накопать. Как раз на уголовное дело».
При расследовании налоговых дел порой возникает проблема со сроками давности. К примеру, налоговая проверка в 2012 году охватывает деятельность предприятия за 2008-2010 годы. А срок окончания по налоговым преступлениям с относительно небольшим ущербом ‑ 2 года, и отсчет идет не с момента, когда они выявлены, а когда истек срок, установленный Налоговым кодексом по конкретному доначисленному виду налогов. В результате срок давности может истечь или уже быть на исходе на момент передачи материала в следственный орган.
Сергей Кошелев говорит, что более жесткие меры (принудительное взыскание вплоть до ареста имущества и действия уже совместно со следственным управлением) применяются, когда профилактика не действует. А еще главный налоговик региона заверяет, что налоговая очень тщательно выбирает объекты для своих проверок и фактически выходит на них, уже имея определенные данные о допускаемых нарушениях. Например, если у предприятия налоговая нагрузка значительно отличается по отрасли.
Кстати, в этом году наши налоговики провели меньше сотни выездных проверок. Но взялись за качество - не было ни одной неэффективной. Одна проверка со всеми экспертизами длится порядка 250 дней.
«Поэтому, когда говорят, что кого-то кошмарят, ‑ это от лукавого, - уверяет Сергей Кошелев. - Налоговая нагрузка ряда наших крупных плательщиков в области не всегда доходит до 2% от выручки. А есть такие предприятия, которые годами показывают в отчетности убытки. Вот лично вы ‑ долго проработаете, если вам не платить? Месяц? А они по 5-7 лет так трудятся. Показывают убытки. В расходы включают расчеты с взаимозависимыми фирмами, с подчиненными фирмами-однодневками, всячески минимизируют прибыль. Разве правильно, когда большое предприятие платит 0,013%, а мы с вами из своих доходов ‑ 13%? У нас множество предприятий налог на прибыль платят меньше процента». - «И как вы с этим разбираетесь?» - «У нас есть даже спецподразделение по проверочному анализу. Сейчас политика службы ‑ до проверки провести анализ движения средств по расчетному счету, деклараций. Провести запросы контрагентов. Интернет поизучать ‑ на предмет различных объявлений, взаимосвязей и т.д. Делаются запросы в органы правопорядка. Именно переключившись на аналитическую работу, мы снизили количество проверок. Но зато улучшили их качество».


Список должников по НДФЛ свыше
1 млн рублей:
ОАО «Завод «Автоприбор»,
ЗАО «Символ»,
ООО «Транссервис»,
МУП города Кольчугина «Коммунальник»,
ООО «ВМТЗ»,
ОАО «Владимирский учебный центр»,
ООО «Строительный и промышленный консалтинг»,
Кредитный потребительский кооператив «Пикъ-кредит»,
ООО «Интерстрой»,
ООО «Электронно-механические системы»,
МУП «Жилищный трест» округа Александров,
ООО «Балакиревский машиностроительный завод»,
ОАО «Камешковское автотранспортное предприятие»,
МУП ЖКХ города Петушки,
ОАО «Муромский машиностроительный завод»,
ООО Торговый дом
«Владалко».

По данным УФНС России по Владимирской области
на 23.09.2013 г.

Языком цифр

31,6 млрд рублей поступило налоговых платежей за 8 месяцев текущего года в бюджеты всех уровней во Владимирской области (10,6 млрд - в федеральный бюджет, 15 млрд ‑ в областной, 6,1 млрд ‑ в муниципальные). Из них 9,5 млрд ‑ НДФЛ (95% общих поступлений этого налога приходится на налоговых агентов).

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 13:08 Сотрудники отдельной роты ДПС проведут специальный рейд во Владимире
В субботу, 23 ноября, во Владимире состоится специальный «антиалкогольный» рейд Госавтоинспекции.
сегодня в 10:59 Во Владимире прошли детские соревнования по робототехнике
Во Владимире 20 и 21 ноября на площадке детского технопарка «Кванториум 33» прошли ежегодные региональные соревнования по робототехнике «РобоСтарт 2024». В состязаниях поучаствовали около 200 человек из разных муниципали…