24 сентября 2013 в 18:04

Малый дорогой туризм

Станут ли достопримечательности малых городов региона локомотивом владимирской экономики. В России сейчас около 700 малых городов. И целый ряд недавних событий - от заявлений президента и его поручений правительству и заканчивая прошедшей в середине августа в Суздале I Всероссийской конференцией глав малых городов - показывает: российские власти прониклись нуждами «малышей» и увидели их потенциал. Сейчас речь ‑ о туристическом потенциале. Для региона-33, где почти все города и малые, и почтенного возраста, такой подход - как бальзам на душу.

Три причины
Сейчас и делается упор на развитие туризма в малых городах. По крайней мере, разрабатываемая Министерством культуры федеральная целевая программа «Развитие малых городов» имеет четко выраженный акцент. Кроме того, уже действует ФЦП «Туризм». Все указывает на то, что для федерального центра развитие «малого» туризма стало важным трендом. Почему?
Первая причина: развитие туризма - это гарантированные инвестиции в малые города. А значит ‑ создание в хороших масштабах и новых рабочих мест. Для справки: мировой туристический рынок оценивается в $1 триллион. Есть страны, для которых туризм давно стал локомотивом экономики, заняв немалую долю валового продукта. И еще задача - российские туристы оставляют за рубежом миллионы долларов. Как бы их оставить на Родине?
Вторая причина: развитие туризма влечет за собой развитие инфраструктуры городов. Пример - маленькие Углич или Плес, которые начали «раскручивать» так центры притяжения туристов совсем недавно. Те, кто бывал в этих городах «до» и «после», свидетельствуют: небо и земля - город преображается на глазах.
И, наконец, третья причина. Речь идет о политике. Сейчас подавляющее число иностранных туристов «переваривают» мегаполисы: Москва и Питер. Но то, что они предлагают гостям, обозначается одним емким словом - «державность». Трепет, дороговизна - но не понимание России. А исследование нашей глубинки приводит как раз к пониманию русского уклада и образа мышления. В нынешних политических условиях это для руководства страны намного важнее, чем внушать трепет.
Как выразилась в Суздале зам­министра культуры РФ Алла Манилова, о каком патриотизме можно говорить, если наши дети не будут ездить в тот же Суздаль. Иными словами, власть осознала необходимость патриотического воспитания своих граждан.
Тотальное неравенство
Но много и проблем.
Развитие туризма - это, прежде всего, инвестиции. Длинные. Сначала надо очень крупно вложиться. Таких инвесторов мало. По идее, начинать с нуля должны сами муниципалитеты. И только когда бизнес почует, что задел есть и сулит прибыль, он пойдет в дело. Но у муниципалитетов денег нет. И федеральные целевые программы здесь не станут сильным подспорьем. На той же конференции глав малых городов в кулуарах услышал мнение одного из мэров: мол, как город может войти в программу, если он весь в долгах?
Другая сторона медали: Татьяна Бебина, глава Плеса, который развивает свою туриндустрию во многом благодаря участию в ФЦП, жаловалась, что с ростом потока туристов расходы бюджета на содержание города растут, а отдачи не видно. Роста доходов не наблюдается. Бизнес работает «в тени». Становится насущной необходимостью изменение налоговой политики государства.
Мэр города Богучар Воронежской области Иван Нижельский выразил общую позицию:
- Надо перераспределять налоговые поступления в пользу малых городов.
Как один из выходов из тупика можно назвать разработку региональных программ поддержки малых городов с максимальным финансированием. Такая работает в Татарстане. Хорошо себя зарекомендовала.
По частям
развивать невозможно
Как выразился мэр Мурома Евгений Рычков, туризм развивать по частям невозможно. Ясно, что кроме достопримечательностей город должен иметь инфраструктуру: гостей надо размещать, кормить, веселить.
Наибольшим спросом сейчас пользуются не «звездочные» отели, а небольшие и недорогие гостевые дома. Не случайно в Минкульте сформировали главное правило развития туризма в глубинке: нельзя говорить о развитии туризма, не «накрыв» Россию так называемыми малыми средствами размещения: хостелами, гостевыми домами, полевыми лагерями, охотничьими заимками. Мешает этому нынешняя правовая база: законы, ГОСТы и СНиПы.
Невозвращенцы
не нужны
Ясно, отрасль будет работать и приносить доход только тогда, когда турист, раз посетив какое-то место, вновь будет туда возвращаться. Иначе нет смысла огород городить.
Пусть нам есть что показать в плане красот природы и архитектуры, но все это, как говорится, туристу на один укус. Посмотрел, сфотографировал - и все. А надо развивать туризм событийный - фестивали, конкурсы, мероприятия. По этому пути в свое время двинул Суздаль. Успешно. Вспомним и проект «Богатырские забавы». По большому счету тоже успешно, хотя и не везде. Однако же он стал серь­езным подспорьем, к примеру, для Гороховца.
И таких примеров все больше. А это значит - в нашей области туризм имеет все шансы стать одним из локомотивов экономики. Хотя «рельсы» для него нам еще прокладывать и прокладывать. Но уже хорошо, что путь очерчен...

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:19 Во Владимирской области меняется размер взноса за капремонт
Изменения запланированы на 2025 год. Соответствующее постановление подписал губернатор Александр Авдеев. С будущего года жители многоквартирных домов с лифтом и без будут платить по разному тарифу.
вчера в 18:50 Во Владимире в торжественной обстановке поздравили женщин с Днем матери
Областное торжественное мероприятие, посвящённое Дню матери, прошло 22 ноября во Владимире. В преддверии праздника, который страна отмечает в последнее воскресенье ноября, в Концертном зале им. С.И.Танеева собрались мамы…