Спорные
новшества
Нарекания на работу «скорой» - не редкость в России. Медицина переживает кризис: не хватает кадров, разваливается материально-техническая база, финансирование оставляет желать лучшего... Многочасовые ожидания приезда амбулянции, недовольство населения и повышенная смертность.
В Минздраве родился новый «Порядок оказания скорой, в т.ч. скорой специализированной, медицинской помощи». Весной 2013 года его проект был помещен на сайте министерства для обсуждения. Обсуждение шло бурно. Но проект не изменился, и с 1 января 2014 года новый порядок вступает в силу.
Что мы будем иметь с нового года? Документ определяет условия, при которых оказывается скорая помощь, правила проведения медицинской эвакуации (раньше это называлось «санитарная перевозка») при оказании помощи, а также организации деятельности выездной бригады и деятельности станции «скорой медицинской помощи» (ССМП).
Впервые введено понятие «авиамедицинская бригада», разработаны требования к оснащению медоборудованием воздушных судов для оказания скорой помощи. Для реальной жизни большинства эти изменения ничего не дадут ‑ воздушные ангелы страшно далеки от приболевшего народа.
Зато в «Порядке» отсутствует понятие «бригада интенсивной терапии», из перечня специализированных бригад СМП исчезли актуальные кардиологические, неврологические, травматологические (токсикологические). Но появились «очень востребованные» акушерско-гинекологические!
Кроме того, в приказе есть регламент деятельности персонала станций и всех отделений службы «03». И приблизительное штатное расписание станций «скорой». Бесспорна там только одна позиция: главврач станции СМП должен быть один. По неведомой причине все остальные медики (фельдшеры, врачи, медсестры общих и специализированных бригад - те, кто непосредственно работает на вызовах) должны быть на станции в количестве 5,25. Почему не дать 5 или 6 ставок? Достаточно ли этого количества сотрудников?
Сколько нужно «скорых»?
А вот норматив доезда до больного не меняется - 20 минут. Пробки, дорожные и погодные условия не учитываются. Отсутствие машин и медиков - тоже. Для сельской местности, где порой только на дорогу надо час-полтора, 20-минутный норматив и вовсе похож на чисто политическую декларацию.
В «Порядке» убрано понятие минимального норматива числа бригад на обслуживаемое население (до сих пор расчет был - 1 машина на 10 тысяч человек). После перевода СМП под крыло страховой медицины точкой отсчета выбрано количество вызовов за год. Но взгляд на доступность в Минздраве иной. Для того чтобы это условие соблюдалось, расширяется перечень структурных подразделений «скорой». Раньше существовали станции, подстанции и отделения в составе ЦРБ. Теперь будут посты, расставляемые по территории обслуживания в соответствии с транспортной доступностью. Появятся посты и на автотрассах. Когда появятся? На какие шиши?
«Порядок» содержит и стандарт оснащения станции и машины «скорой помощи». Перечень длинный - и тоже вызывает вопросы. Объем салона просто не позволит вместить в него все, что прописано в табеле оснащения. Только дополнительных укладок мы насчитали 7 штук. Где их размещать? Какой-то склад не дешевой всякой всячины. И маловероятно, что бюджеты «потянут» такие расходы.
Удивительное - рядом
Впрочем, все это еще цветочки. Два места нового «Порядка» вызывают у здравого человека целую гамму чувств: от удивления до истерического смеха.
Первый момент: «скорую» теперь можно вызвать эсэмэской. Отправил - и жди доктора. Кто примет вызов? Как бригада будет искать отправителя? Все ли готово с технической точки зрения? Зато на бумаге все по-европейски.
Второй момент: с января 2014 года на ССМП вводится должность фельдшера-водителя. Цитируем: «На должность фельдшера-водителя скорой медицинской помощи назначается специалист, соответствующий требованиям, предъявляемым Квалификационными характеристиками должностей работников в сфере здравоохранения, утвержденными приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г.». Про его водительский стаж и наличие прав - ни слова.
Пилотные проекты сейчас отрабатываются бригадами в Санкт-Петербурге и Сочи. Медик-водитель работает не более 12 часов, из которых 9 часов - за баранкой. Его основные функции, согласно «Порядку», - не только оказание помощи на основе медицинских стандартов, но и: управление автомобилем, оформление путевых документов, проверка технического состояния и прием автомобиля перед выездом на вызов.
То есть наш водитель - еще и механик. Как свободная минута - он уже под капотом. Пациенты не будут отвлекать?
В министерстве парируют - мол, за границей скорую помощь оказывают парамедики, а они окончили всего-навсего курсы. Правда, в любой момент они могут связаться с врачом, отправить ему рентген, результаты анализов. Да и инфраструктура отличается от нашей.
У нас, согласно нормативам, в бригаде «скорой» работают два фельдшера, врач, санитар и водитель. На практике - по-другому. Доктор и фельдшер (чаще всего женщины) и водитель-санитар на выезде ‑ уже хорошо. Хотя справляются с трудом. А если фельдшера за руль посадят, дежурные сутки превратятся в настоящий кошмар.
Похоже, что Минздрав пытается узаконить повсеместную нехватку кадров. Урезание штатного расписания ‑ это снижение фонда оплаты труда. Все эти новшества, по мнению работников «скорой помощи», позволяют региональным властям на законном основании урезать количество бригад. Иными словами, ограничивать доступность населению СМП.
Мнение
Сергей Кулибаба, главный врач ГБУЗ ВО «Станция скорой медицинской помощи
г. Владимира»:
- Изменит ли новый порядок систему оказания скорой помощи, сейчас сказать невозможно. Только время даст точный ответ. Эта сфера деятельности сейчас регламентируется разрозненными нормативными актами. Новый «Порядок» систематизировал нормативную базу, и эти требования будут обязательны к исполнению на всей территории страны. Это положительный момент. Важно, что конкретизированы поводы для вызова скорой, экстренной и неотложной помощи. Как и прежде, помощь мы должны оказывать всем, кто в ней нуждается, вне зависимости от гражданства и наличия полиса ОМС.
Частично заменены лекарственные средства в медукладке, которые позволят оказывать помощь на догоспитальном этапе на современном уровне. Это тоже плюс.
Цифры
По действующему сегодня нормативу во Владимире на линию должны выходить 36 бригад СМП. Фактически от 12 до 16. Постепенно возвращаются сотрудники бывшей детской «скорой». Сейчас в смену заступают врачебная педиатрическая бригада и 1-2 детские фельдшерские бригады.