9 октября 2013 в 17:59

Плата за общежития: пока терпимо...

Слухи об изменениях к худшему у нас всегда сбываются. Вот и разговоры о повышении в разы платы за студенческие общежития стали реальностью. В некоторых случаях плата выросла в 5-7 раз. Впрочем, с деньгами всегда так ‑ важна не столько абсолютная цена, а соотношение цена/качество. Мы отправились проверять этот параметр.

Худшее
не сбылось
Плохая новость ‑ плата за общаги повысилась. Хорошая ‑ не настолько, насколько могла бы.
Вот законодательная база. Из текста недавно принятого Закона «Об образовании в РФ» исчезло ограничение на расценки студенческого жилья. В старом оговаривалось - со студента за койку в общаге можно требовать не более 5 процентов от стипендии. Теперь же ценообразование койко-места отдано на откуп самим учебным учреждениям.
Перед началом учебного года говорили, например, что койка в общежитии ВлГУ подорожает до 7 тысяч в месяц. Потребовались публичные клятвы ректора Анзора Саралидзе, что такого не случится. Но общественность не слишком верила даже клятвам. Тем более что информация была - повышения идут по всей стране. В СпбГУ за койко-место берут 3 тысячи, в РУДН ‑ 8 тысяч. И еще - требуют предоплату за полгода! То есть из семейного бюджета разом нужно изъять 40 тысяч. Это не считая платы за само обучение для контрактников и ассигнований на питание, проезд и пр.
Но надо признать - на фоне столичных страшилок в регионе-33 ситуация почти благостная.
Самые серьезные повышения прошли в ссузах: техникумах, лицеях, колледжах. Так, в Александровском промышленно-гуманитарном колледже стоимость места в общежитии поднялась с 20 рублей до 150 (в месяц). В экономико-технологическом колледже областного центра - с 23 до 100 рублей. Во Владимирском строительном колледже для обучающихся на коммерческой основе плату за койку подняли с 350 до 550 рублей, зато бюджетники по-прежнему платят 26 рублей в месяц. А некоторые категории учащихся и вовсе освобождены от оплаты.
С одной стороны, кратное повышение в ряде случаев налицо. А с другой, что 20 рублей, что 100 - сегодня не деньги. Правда, сложно назвать «деньгами» и ссузовские стипендии, колеблющиеся от 500 до 800 рублей. Но это уже отдельный разговор. Во всяком случае, стоимость места в общежитии ‑ чисто символическая.
В КГТА стоимость проживания в общаге до октября была 55 рублей в месяц, с октября ее подняли до 250 рублей в месяц. Понятно, что такие платежи вряд ли даже покрывают затраты на содержание общежития и коммунальные услуги и уж всяко не становятся неподъемным грузом для бюджетов семей студентов.
- Как того и требует закон, мы согласовали этот вопрос со студентами. И именно такую стоимость в итоге утвердили до июня 2014 года, - пояснила помощник ректора КГТА по социальным вопросам Елена Демьянова. - Содержание общежитий ‑ затратно. Но позиция руководства нашего вуза такова: это наша управленческая проблема, и мы сами изыскиваем пути и способы ее решения, а не перекладываем ее на студентов. У нас в общежитии живет немало ребят из семей с невысокими доходами. Мы не можем допустить, чтобы из-за резко возросшей платы они потеряли возможность учиться.
Перед
фактом
В ВлГУ повышение платы за общежитие стало не самым «радикальным» - в среднем в 3 раза. Однако в абсолютных цифрах стоимость проживания здесь самая высокая в регионе, около 600 рублей. В общем, тоже невеликие деньги, но для некоторых студентов и это тяжеловато. Особенно, если заставят платить не помесячно, а сразу за семестр.
- Сначала мы платили по тысяче в год, потом уже по тысяче каждые полгода. А теперь - 600 в месяц. Очень резко подняли цену, - переживают студенты. - Сразу на 4 тысячи в год. Вроде обещали, что разрешат платить помесячно, это еще терпимо. А если нужно будет всю сумму сразу заплатить, то для некоторых это будет тяжелой нагрузкой.
Базовой стипендии в 1341 рубль хватит лишь на оплату общежития и проездной. И то ‑ не факт.
- Мы же платим два раза ‑ по квитанции через банк. А еще без квитанции. Без квитанции набегает еще рублей 300, - посвящают в тайны коммунальной бухгалтерии обитатели одной из общаг ВлГУ. - С нас еще дополнительно берут за телевизор, холодильник, фен по 20-50 рублей. Техника своя, из дома. Берут за расход электричества. Насчитывают поштучно, а не по счетчику. Прятать не получается, представители общежития заходят в комнаты без спроса, могут залезть в твои вещи.
Ребята признают - все равно альтернативы нет. Даже такие расценки намного дешевле съемного жилья. К тому же студенты соглашаются, что тепло, вода, электро- и техническое содержание стоят денег. Но, во-первых, считают, что студенческие расходы должны разумно соотноситься с их доходами. А во-вторых, никакой ясности в том, какой объем и какого качества коммунальные услуги они реально потребляют ‑ нет.
- При неработающем лифте приходится на 9-й этаж пешком идти. За такой лифт тоже платить нужно? Типа тренажер? - иронизируют молодые люди.
- Если бы нам предложили что-то лучшее и сказали, что это стоит дороже, - было бы справедливо. А тут ничего не предложили, просто цену подняли. Сравните, например, педовские общаги и политеховские ‑ небо и земля. А цена вот в них не сильно различается.
Своими глазами посмотреть на описываемые «красоты» быта нам не удалось. В общежитие, несмотря на журналистское удостоверение, нас не пустили. И.о. коменданта Анна Правдина защищала общагу, как Брестскую крепость. Она объяснила - в общежитии ведется ремонт, возможны аварийные ситуации. Не пускают никого, даже гостей и родственников проживающих. Такая забота, конечно, приятна. Но странно - почему аварийная ситуация не распространяется на обитающих здесь студентов? Их не жалко?
Впрочем, радует хотя бы то, что ремонт все-таки идет. И через какое-то время быт во всех общежитиях, возможно, наладится. Но вот вопрос: будет ли кто-то жить в этих общежитиях через несколько лет? Будут ли они доступны талантливым ребятам, чьи родители не могут похвастаться туго набитым кошельком?
Да, в этом году самые неприятные прогнозы не сбылись. Но никто не даст гарантий, что в следующем году не будет нового повышения. А тенденции настораживают.
Куда
идем?
Пару лет назад нынешний вице-премьер Аркадий Дворкович, занимавший тогда должность помощника президента, сказал в одном интервью: «Если мы все считаем, что всего нужно добиваться своим трудом, что работать должно стать модным - нужно отменить стандартные стипендии у студентов, потому что это неправильный сигнал, что ты за сам факт своей учебы получаешь компенсации. Можно работать после учебы: на кафедре, в библиотеке, в кафе, переводы делать».
Намерения чиновника пока не претворены в жизнь. Зато новый Закон «Об образовании» позволяет вузам, пусть и с оговорками (их нетрудно обойти), значительно повышать плату за проживание в общежитии. Некоторые российские вузы воспользовались этой возможностью по максимуму. Пока еще самым уязвимым в финансовом плане категориям студентов государство защиту гарантирует: сиротам и малоимущим общежитие должно предоставляться бесплатно. Но либералы не отступают. Вероятность того, что государство пойдет на сокращение части социальных обязательств, высока.
Не так давно ректор Горного университета Владимир Литвиненко вновь оживил идею Дворковича: «Мы должны понимать, что вуз оказывает услуги студентам. В этой ситуации все обязанности по содержанию студента ‑ это его личная возможность или возможность родителей. Плюс, частично, - государства. Нельзя рассматривать сегодня стипендию как обязательную выплату государства на содержание студента».
Но владимирские студенты считают, что сегодня практически нереально совмещать работу с качественным образованием:
- Во-первых, учебная нагрузка большая. Во-вторых, вуз не всегда идет навстречу работающим. У нас у одной студентки работа совпадает с занятиями. Ей уже поставили условие: или работа, или учеба. Свободное посещение разрешают, если только ты устроился работать по специальности. На младших курсах устроиться по специальности мало кому удается. Мальчишкам в этом плане проще. Можно разово на погрузке подработать. Но в основном всех содержат родители.
Если образование станет тотально платным, то перед многими молодыми людьми, чьи семьи не относятся к «элите», профессиональные и карьерные лифты закроются наглухо. Наше общество окончательно превратится в кастовое, теряя в профессионализме и интеллектуальном качестве.
Хотя кто сказал, что цель реформы образования ‑ улучшить эти качества? Экс-министр образования Андрей Фурсенко честно же признавался: «Недостатком советской системы образования была попытка формирования Человека-творца. А сейчас наша задача заключается в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя».
А лучший потребитель ‑ платежеспособный потребитель. Зачем нам квалифицированные рабочие, учителя, инженеры и прочие не нужные системе потребления персонажи?

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
13 минут назад Во Владимире прошёл областной молодёжный фестиваль «Студенческая весна»
Во Владимире состоялся областной молодёжный фестиваль «Студенческая весна». О его результатах сообщает пресс-служба регионального Правительства.
45 минут назад Машинист-инструктор локомотивного депо брал взятки за прохождение тестирования
Во Владимирской области осужден машинист-инструктор локомотивного депо, который брал взятки от сотрудников ОАО «РЖД» за прохождение тестирования. Дело рассматривал Александровский городской суд.