16 октября 2013 в 16:25

Муромский полк. Часть 2

Мы продолжаем рассказ о доблестном Муромском полке, покрывшем себя славой в Отечественную войну 1812 года, и о роли муромлян в разгроме наполеоновской империи.

А было так…
А при Бородино было так… Семь раз отборные войска французов, не считаясь с потерями, шли в атаку на наспех обустроенные земляные укрепления русских у деревни Семеновской. Но раз за разом на пути пехотинцев и кавалерии вставали русские солдаты. Огнем пушек, а часто и с помощью штыка-молодца они вновь и вновь останавливали и заставляли отходить на исходные позиции еще вчера непобедимые наполеоновские войска. Защитники Семеновских флешей, наспех сооруженных в канун Бородинской битвы под руководством генерала П.П.Багратиона, умели сдержать могучий натиск французов.
Несла серьезные потери не только вражеская, но и Русская армия. Вот уже ранен и сам командующий генерал князь Багратион. В рядах защитников случилось небольшое замешательство. И им тут же воспользовались французы. В ходе очередной ожесточенной атаки им удалось вытеснить русских из Семеновских флешей, от которых почти ничего не осталось из-за мощного артиллерийского обстрела врага. Казалось - все, конец!
Но не тут-то было. В контратаку из резерва главнокомандующего была брошена третья пехотная дивизия генерала П.П.Коновницына, в составе которой воевал героический Муромский полк. Его солдаты сумели выбить французов с занятых позиций на Семеновских флешах. Они не дали развить неминуемый, казалось бы, успех наполеоновских войск и тем решить в пользу французов исход всего сражения и войны.
Сейчас на месте Багратионовских флешей располагается Спасо-Бородинский монастырь, основанный супругой генерала Тучкова. Он сам и все его сыновья погибли в контратаке, защищая флеши. Недалеко от Божией обители у Семеновского ручья располагается памятник Муромскому полку. Он сооружен по проекту архитектора Верещагина к столетию Бородинского сражения. На красном граните изображение Георгиевского креста и надпись: «Муромцы - своим предкам-героям». Тут же стоит дата ‑ 26 августа 1812 года.
Это было одно из величайших сражений в мировой истории. Ведь на скромной площадке длиной лишь восемь километров бились насмерть 250 тысяч русских и французов. И не случайно непобедимый до этого времени хваленый французский император Бонапарт Наполеон был вынужден признать: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми…»
Без резервов войну не выиграть!
Война продолжалась. И хоть Россия не проиграла сражения, ради сохранения армии пришлось оставить Москву. Оттянув время, командование получило возможность пополнить армию резервистами. Особая роль придавалась подготовке кавалерийского резерва. Поэтому не случайно 18 октября 1812 года генерал от кавалерии А.С.Кологривов получил приказ императора Александра I. Ему вменялось: «приготовить в Муроме резерв в десять тысяч кавалерии и по два эскадрона для каждого гвардейского полку».
Это особая страница в истории Мурома, связанная с несколькими очень известными лицами. Так, во время войны отец поэта А.С.Пушкина Сергей Львович был военным советником при комиссариатской комиссии. Ей вменялось снабжение резервной российской армии. Один из крупнейших резервов формировался в Муроме. Здесь по долгу службы часто приходилось бывать военному советнику С.Л.Пушкину.
Он провел колоссальную работу. Известно, что в первые дни наполеоновского нашествия в Москве были сосредоточены огромные запасы воинского имущества. При приближении неприятеля требовалось оперативно вывезти его за пределы старой столицы. В августе, незадолго до Бородинского сражения, удалось погрузить всю эту огромную массу на 1700 подвод и 23 барки и отправить на Восток. Немалая часть имущества прибыла в Муром для обмундирования и вооружения резервистов действующей армии.
Архивные данные говорят о том, что эта задача была блистательно исполнена Сергеем Львовичем Пушкиным в качестве «чиновника Комиссариатской комиссии по предмету сохранения вверенных вещей». В рапорте говорится: «Все они (члены Комиссариата. - Ю.М.) обязанность свою по долгу службы исполнили в полной мере и при всех усилиях не в состоянии были сделать более, сколько действительно смогли».
Из документов ЦГВИА известно, что 11 декабря 1812 года «в район формирований в Муром направляется военный советник Пушкин с крупной суммой денег для организации отправки военных обозов».
В архивах сохранилось несколько рапортов самого С.Л.Пушкина на имя генерал-комиссара, руководителя интендантского ведомства Р.П.Волконского. Чиновник Пушкин сообщает об отправке в течение декабря 1812 года «вещей, потребных для формируемых резервов на территории Муромского уезда». В итоге действующая Русская армия вовремя получала все необходимое, в то время как французы имели с этим огромные проблемы, не получая теплой одежды, питания и вооружений.
Муромцы
в народном ополчении
Надо сказать, что без активной помощи местного населения эта задача вряд ли могла быть успешно решена. Ведь в той знаменитой первой Отечественной войне 1812 года русский народ проявил удивительное единение. С врагом боролась вся страна, не делясь на богатых и бедных, дворян и крепостных. Именно тогда развернулось партизанское движение, и народ добровольно пошел в ополчение, чтобы встать грудью на защиту своей Родины.
Еще не гремела канонада Бородинского сражения, а в России увидели свет императорские манифесты о созыве народного ополчения. В ответ на обращение муромские дворяне из крестьян своих поставили каждого десятого ратника и лично повели их на врагов.
На содержание ополчения местные помещики собрали по одному рублю с каждой ревизской души, что составило не один десяток тысяч рублей. Они же закупили обмундирование для ополченцев и приобрели на собственные средства пики и сабли. Из личных запасов дворяне выделили продукты питания, которых должно было хватить ополченцам на три месяца.
Духовенство Мурома ревностно подкрепляло народ своими молитвами и побуждало твердо стоять за веру отцов. Купечество не осталось в стороне и выделило все то, что было необходимо армии. А кроме того, торговые люди Мурома внесли 20 тысяч рублей ассигнациями в фонд армии. Каждый десятый горожанин добровольно вступил в ряды ополчения.
Помогли Родине и крестьяне. Даже они, не имея ни больших денег, ни продовольственных запасов, часто отрывали последнее от своих многодетных семей. Они отсылали для ополчения часть своих небогатых хлебных запасов, предоставляли телеги и лошадей для транспортировки вновь создаваемых продовольственных и других обозов.
Именно жители древней Муромской земли составили ядро 6-го Владимирского губернского полка, который возглавил полковник Нефедов.
Вот как пишет о настроениях муромлян того периода в «Историческом обозрении града Мурома» бывший чиновник аппарата бургомистра А.А.Титов:
«В эту достопамятную войну «Воззвание…» Государя Александра I воспламенило любовью и героизмом всех верноподданных: «дотоле не положу оружия», изрек великодушный, «доколе ни одного врага не будет на земле Русской, да встретит он, неприятель, в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном Палицына, в каждом гражданине Минина!»
Задача формирования народного ополчения была выполнена. На территории Владимирской губернии было сформировано шесть полноценных полков в составе 15 тысяч человек. Возглавил Владимирское ополчение генерал-лейтенант Б.А.Голицын. Его знали в армии как грамотного и инициативного командира и опытного организатора.
И не случайно главнокомандующий Русской армией граф Кутузов после оставления французами Москвы послал предписание Б.А.Голицыну срочно направиться в столицу, оставленную к тому времени французами, для наведения порядка и заняться управлением. При этом фельдмаршал обратил особое внимание на охрану порядка и борьбу со всякого рода нарушениями.
Почти два месяца солдаты и офицеры ополченского полка несли службу в Москве. Затем они были переведены в Тулу, а еще позже в Могилев. Нередко им приходилось конвоировать плененных французских вояк вглубь страны. Приходилось участвовать и в боях.
Подвиги российских ополченцев сыграли серьезную роль в разгроме наполеоновских полчищ. Вот высказывание видного стратега наполеоновской армии маршала Бесьера. Однажды в ходе заседания военного совета Бесьер сказал: «Посмотрите, Ваше Величество, вокруг земля устлана вашими гренадерами. А против нас бились не настоящие солдаты, а ополченцы, люди, которые вчера ходили за сохой, которых не успели как следует одеть, которым в руки не дали оружия».
Лучше о доблести русского ополченца и не сказать!
Лишь в начале лета 1814 года поредевшие полки владимирских ополченцев возвратились на родину. Если изначально в 6-м полку, состоявшем в основном из ополченцев-муромлян, находилось 2514 человек, то живыми вернулись по домам менее половины - 1260 человек. Добровольцы до конца выполнили свой долг перед Родиной. И за это им великая слава.
По окончании войны все муромляне, проявившие себя на поле брани и в тылу, получили знаки отличия. Духовенству были дарованы бронзовые наперстные кресты с обозначением «1812 год». Дворянству вручили бронзовые медали. Из купечества старшие в тех семействах, которые пожертвовали более десятой доли объявленного ими капитала, также получили бронзовые медали.

(Окончание следует)

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 10:54 Во Владимире городские службы устраняют последствия штормового ветра
Во Владимире специалисты городских служб устраняют последствия вчерашней непогоды: из-за шквалистого ветра в городе упало несколько деревьев, в некоторых случаях повредив при этом провода.
сегодня в 10:40 Владимирцам рассказали о последних изменениях в социальной сфере
На вопросы корреспондента газеты «Владимирские ведомости» отвечает управляющий Отделением Фонда пенсионного и социального страхования России по Владимирской области Антон Курбаков.