«Авось»
не прошло...
Паводки и непогода в России в этом году привели к многомиллиардным убыткам селян. Владимирской области до дальневосточного кризиса, конечно, далеко, но и наши потери в сельском хозяйстве тянут на 600 с лишним миллионов рублей. Погибло более половины картофеля, четверть урожая зерновых и бобовых, практически все посевы технических культур.
В 14 районах Владимирской области с 23 сентября объявлен режим ЧС. Из-за дождей урожай погиб в 90 сельхозпредприятиях и 15 крестьянских фермерских хозяйствах на общей площади 28,22 тыс. га.
Государство селян в беде не бросает, поддерживает
деньгами - и делает, наверное, правильно. Вот только почему за убытки расплачивается исключительно бюджет, то есть мы все, налогоплательщики?
Примерно месяц назад я обзванивала руководителей некоторых пострадавших от дождливой погоды хозяйств. В числе прочих всем им задавала вопрос: а страхуются ли они от неурожая? Из пяти опрошенных ни один не ответил утвердительно. И это ‑ проблема. Бюджет (тем более при объявленном секвестре) просто не потянет покрытие последствий всех чрезвычайных ситуаций, возникающих вопреки нашим надеждам «на авось».
Кстати, еще летом 2011 года Дмитрий Медведев сказал, мол, мы и дальше будем поддерживать аграриев, которые могут попасть в трудную ситуацию. Тем не менее федеральные средства должны расходоваться максимально эффективно и иметь конечной целью развитие отрасли. А риски ‑ включая погодные аномалии, неурожай ‑ нужно страховать, как это делается во всем мире.
Как в воду глядел.
Шоу
«Жадность»
Проблема недострахования в АПК - общероссийская. В первом полугодии этого года наш и без того не роскошный рынок сельхозстрахования уменьшился на 8,6% (6,43 млрд рублей). Из них, по данным компании «АльфаСтрахование», 5,1 млрд составили сборы по страхованию с господдержкой (это когда половину взносов ‑ или, как говорят страховщики, премий - «на полис» вносит бюджет).
Объем выплат в целом по российскому рынку агрострахования в первом полугодии вырос на 1,9% - до 2,69 млрд. И страховщики свои обязательства так или иначе выполняют, но лишь перед малой долей сельхозпроизводителей. Лишь 10 процентов сельхозплощадей в стране охвачено страхованием.
- В нашей области спрос на агрострахование тоже невысокий, - говорит Сергей Базанов, директор Владимирского филиала компании
РОСГОССТРАХ. - В общем пакете премий (сборов) филиала доля сельхозстрахования составляет всего 0,2%.
И то страхуют не посевы, а в основном животных.
- В середине 2000-х мы дважды выплачивали за погибший картофель, - говорит Сергей Витальевич. - А потом погода стала более или менее благоприятной ‑ и народ перестал страховаться, надеясь «на авось». И вот «авось» не прошел.
У этой компании сейчас всего 336 договоров с гражданами - владельцами кресть-янских хозяйств и 48 договоров с «юриками». 48 договоров с СПК ‑ вроде бы хорошо. Но на самом деле не очень. Учитывая, что больше 80 хозяйств в последние годы модернизировали свои животноводческие комплексы, а значит, поголовье увеличивали и улучшали. А застраховать свое добро не все решили? Опять надежда «на авось»?
По поводу желания застраховать посевы в филиал ни одно СПК не обращалось уже несколько лет. А всего на региональном рынке о сборах в агростраховании в первом полугодии заявили лишь 5 страховых компаний из 60! Общая сумма их премий составила всего 7,4 млн рублей, из них чуть более 2 млн собрал филиал РОСГОССТРАХа. Страхуют в основном крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, свиней.
Гарантий много не бывает
Когда я разговаривала с руководителями хозяйств, то выясняла, почему они не страхуют посевы. В ответ звучало: дорого. И к тому же сами страховщики не заинтересованы. Сергей Базанов уверяет, что как раз страховщики очень заинтересованы. Но тариф должен быть адекватен рискам:
- Действовать нужно аккуратно. Серьезный страховщик изучит условия, показатели предприятия и только потом примет решение в каждом конкретном случае. Мы тоже рискуем. Быстро взять какие-то деньги и умыть руки ‑ это неинтересно для серьезной компании. Все должно быть осмысленно: и тариф, и гарантии выплат. Хозяйствам нужно понимать, что цифры не берутся с потолка. Мы реально оцениваем ситуацию и даем тариф, который в итоге, если что случится, для них реально сработает. Безусловно, агрострахование в силу своей специфики является более «опасным» для страхового бизнеса с точки зрения кумуляции рисков. Если крупный риск реализуется, он затрагивает много регионов и хозяйств. И чем выше степень вероятности того или иного риска, тем выше и тариф на страхование. Для осуществления выплат в первую очередь страховщик должен сформировать резервы. Разработка тарифной политики - серьезный труд по исследованию статистики страховых случаев за длительный период времени. И если тариф одного страховщика сильно разнится от среднего показателя на рынке, то это говорит о демпинге, а это значит, что клиенту не гарантируются выплаты при наступлении страхового события. Серьезные страховщики не вводят в заблуждение своих клиентов.
Конкретный тариф в агростраховании страховщики не озвучивают. Говорят, все очень индивидуально. Но, по нашим данным, в среднем тариф по России ‑ от 0,2% до 2% от страховой суммы.
Но, может, людям кажется, что страховые компании платят неохотно? По выплатам на территории нашего региона общая сумма выплат за первое полугодие составила 2,8 млн рублей, а выплаты в целом по России, совершенные в первом полугодии 2013 года, составили 2,7 млрд рублей, из которых 1,6 млрд приходится на договоры с господдержкой и 1,1 млрд - на несубсидируемое сельхозстрахование, - говорит Сергей Базанов.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Базанов,
директор
Владимирского
филиала
компании РОСГОССТРАХ:
- Рокфеллер однажды сказал ‑ не экономь на рекламе, охране и страховке, и твои дела пойдут в гору. Но в России даже с господдержкой люди практически не пользуются возможностями сельхозстрахования. Культура страхования в нашей стране довольно интересная. Я никого не укоряю. Но почему-то все думают, что страховщик должен с налету сказать тариф, забрать деньги, и все будет нормально. Это не так. Серьезная компания методом удаленного доступа ничего не страхует, а выезжает на место и изучает все. В любых отраслях. Есть непонимание всех этих процедур. Хотя страховка ‑ реальная защита. Но у нас до сих пор считают, что государство не откажет, если что... Культуру страхования надо подпитывать постоянно. Чтобы руководители подходили к этому ответственнее и понимали, что страховка необходима.
У СОСЕДЕЙ
В РФ наиболее динамичный рост рынка аграрного страхования продемонстрировали Липецкая, Волгоградская и Пензенская области, Адыгея и Орловская область.
Наибольшее падение объемов страхования зафиксировано в Дагестане, Северной Осетии, Еврейской автономной области, Курганской области и Хабаровском крае.
Почти 40 процентов всех сборов на российском рынке агрострахования обеспечивают Татарстан, Краснодар, Москва, Иркутск и Ставрополье.