28 октября 2013 в 17:45

Совершенствование института упрощенного производства

24 сентября 2012 года вступили в силу поправки в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, внесенные Федеральным законом от 25 июня 2012 года № 86-ФЗ в связи с совершенствованием упрощенного производства. О том, какие изменения произошли и для чего они вводятся, рассказывает заместитель председателя Арбитражного суда Владимирской области Людмила Николаевна Евсеева.

- Чем было обусловлено введение новых правил упрощенного производства в арбитражных судах?
- Процессуальный институт упрощенного производства в арбитражной системе появился более 30 лет назад, когда в 1980 году постановлением Совета Министров СССР от 5 июня 1980 года были утверждены новые Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, которые предусматривали упрощенный порядок разбирательства без вызова сторон, если материалы дела позволяли решить спор в их отсутствие.
Ряд норм из указанных Правил, в том числе дающих возможность рассмотрения спора по материалам дела без участия сторон, перешел в процессуальные кодексы 1992 года и 2002 года.
Однако ранее введенные в арбитражное процессуальное законодательство нормы об упрощенном производстве рассмотрения дел не носили обязательного характера их применения судами и не достигли поставленной цели ‑ высвобождения времени арбитражных судов для сложных дел и повышения оперативности правосудия по некоторым категориям дел.
Основной причиной, побудившей Высший Арбитражный Суд Российской Федерации инициировать изменение существующих правил рассмотрения дел в порядке упрощенного производства, явилось снижение в системе арбитражных судов более чем в восемь раз за четыре года количества дел, рассмотренных с применением соответствующих норм главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации «Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства», при значительном увеличении с 2008 года общего числа поступающих в арбитражные суды исковых заявлений и соответственно росте судебной нагрузки.
Данные изменения направлены на реализацию поручения Президента Российской Федерации о путях оптимизации нагрузки на судей и на достижение, в частности, следующих целей: минимизации судебных издержек лиц, участвующих в деле, в том числе за счет возможности рассмотрения дел без вызова сторон в судебные заседания и наличия возможности ознакомления с документами посредством удаленного доступа, а также сокращения сроков рассмотрения отдельных категорий дел. Реализация данных целей позволит существенно повысить доступность правосудия.
- Какие категории споров рассматриваются в порядке упрощенного производства?
- Категорию споров, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства, определяет новая редакция статьи 227 АПК РФ. Цена исков повышена до 300 000 рублей для юридических лиц и до 100 000 рублей для индивидуальных предпринимателей, к упрощенному производству также отнесены споры из административных и иных публичных правоотношений (привлечение к административной ответственности, взыскание обязательных платежей и санкций до 100 000 рублей, оспаривание решений административных органов о привлечении к ответственности со штрафом на эту же сумму). Также независимо от цены иска в упрощенном порядке рассматриваются иски, основанные на опротестованном нотариусом векселе, требования, основанные на документах, устанавливающих денежные обязательства, признаваемые, но не исполняемые ответчиком, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору.
Кроме того, Закон позволяет по согласию сторон рассмотреть в порядке упрощенного производства и иные споры, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела по упрощенной процедуре. К таким обстоятельствам относятся удовлетворение ходатайства о вступлении в дело третьего лица, возможность разглашения государственной тайны, необходимость назначения экспертизы, допроса свидетелей, осмотра доказательств по месту их нахождения, принятие встречного иска, не подпадающего под критерии, установленные статьей 227 АПК РФ, и, наконец, несоответствие рассмотрения дела в упрощенном порядке целям эффективного правосудия. Закон также запрещает рассматривать в упрощенном порядке корпоративные споры и дела о защите прав и законных интересов группы лиц, дела о банкротстве.
- А как быть, если при судебном разбирательстве выявляются новые обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в положенный в условиях упрощенного производства двухмесячный срок?
- В силу ряда обстоятельств дело, назначенное к рассмотрению в упрощенной процедуре, может быть рассмотрено и в более длительный срок.
Часть 5 статьи 227 АПК РФ устанавливает обстоятельства, при наличии которых суд должен перейти к общей процедуре рассмотрения дела с трехмесячным сроком рассмотрения, а в большинстве случаев ‑ с четырехмесячным сроком рассмотрения с учетом установленного статьей 158 АПК РФ права на отложение судебного разбирательства на срок до одного месяца. При этом переход из одной процедуры в другую в соответствии с частью 6 статьи 227 АПК РФ влечет разбирательство дела с самого начала.
Так, суд выносит определение о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства в следующих случаях: удовлетворения судом ходатайства третьего лица о вступлении в дело; удовлетворения ходатайства истца об увеличении исковых требований, в результате чего цена иска превысит установленные пределы; отсутствия сведений о том, что лица, участвующие в деле, получили информацию о начавшемся судебном процессе по делу в порядке упрощенного производства. Кроме того, суд вынужден также перейти к общей процедуре рассмотрения дела в связи с непредставлением истцом доказательств, необходимых для рассмотрения спора по существу; заявлением ходатайств о назначении экспертизы; предъявлением встречного иска и так далее.
- В чем основные особенности нововведения?
- Принимая к производству исковое заявление (заявление) в порядке упрощенного производства, суд устанавливает срок не менее 15 дней для представления отзыва на иск и доказательств и второй срок ‑ не менее 30 дней для представления дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, но не содержащих ссылки на доказательства, которые не были раскрыты в установленный судом срок.
Законодательство устанавливает отрицательные последствия для сторон: в случае представления отзыва на исковое заявление, доказательств и иных документов по истечении установленного арбитражным судом срока такие документы не рассматриваются судом и возвращаются лицам, которыми они были поданы, если эти лица не обосновали невозможность представления указанных документов в установленный срок по причинам, не зависящим от них.
В то же время законодатель обязывает суд принять доказательства, подтверждающие удовлетворение ответчиком требований истца, представленные за пределами установленных сроков и без обоснования невозможности их представления в установленный срок.
В отличие от дел, рассматриваемых судом по общей процедуре, срок рассмотрения дела в порядке упрощенного производства составляет два месяца.
- Прошел год с тех пор, как вступили в силу поправки в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, касающиеся упрощенного производства; что показала судебная практика?
- Непродолжительная судебная практика рассмотрения дел в порядке упрощенного производства показала, что указанный институт непременно достигнет поставленной цели ‑ повышения доступности правосудия и снижения фактической судебной нагрузки. Это видно на примере статистики Арбитражного суда Владимирской области.
Так, в указанный период (IV квартал 2012 года и 8 месяцев 2013 года) арбитражным судом рассмотрено 2438 дел в порядке упрощенного производства, по сравнению с 2011 годом ‑ 34 дела и с 2010 годом ‑ 82 дела.
Законодатель также несколько упростил процедуру рассмотрения апелляционных жалоб на решения суда первой инстанции, принятые в порядке упрощенного производства: такие жалобы рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам. Незначительный процент обжалования судебных актов, принятых в порядке упрощенного производства, немногим более 1%, позволяет надеяться на то, что новый порядок упрощенного производства достигнет своей цели: значительно облегчит судебный процесс как для суда, так и для лиц, участвующих в деле, и в конечном итоге приведет к снижению судебной нагрузки.
- Хотелось бы поговорить еще об одной новации, если этот институт на сегодняшний день можно так назвать. С 1 января 2011 года вступил в силу Закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Как вы оцениваете эффективность применения данной процедуры в арбитражном процессе и как ее можно соотнести с процедурой упрощенного производства? Можно ли применить процедуру медиации в упрощенном судопроизводстве?
- Процедура медиации, предусмотренная Федеральным законом от 27.07.2010 № 193-ФЗ, является альтернативным судебному разбирательству средством разрешения спора. В наше время применение медиации очень актуально, так как позволяет эффективно, недорого и быстро урегулировать спор, при этом сохранить партнерские отношения предпринимателям, акционерам, участникам хозяйственных обществ и товариществ, сохранить взаимопонимание друг с другом и урегулировать конфликт на взаимовыгодных условиях.
Вышеназванный институт, как и институт упрощенного производства, основывается на том, что современная российская судебная система работает с постоянно возрастающими перегрузками, система альтернативных способов и средств разрешения споров поможет снять нагрузку с судей, тем самым сделав правосудие более скорым и доступным.
Однако с сожалением отмечу, что в нашем арбитражном суде процедура медиации не нашла своего применения, несмотря на усилия, принимаемые судом по пропаганде данного института.
- Можно ли применить процедуру медиации в упрощенном судопроизводстве?
- Прямого запрета на использование процедуры медиации по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, ни в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации, ни в Федеральном законе № 193-ФЗ не предусмотрено.
В то же время, исходя из установленного процессуальным законодательством сокращенного срока рассмотрения дела в порядке упрощенного производства и более длительного срока процедуры медиации, предполагается, что суд вынужден будет в такой ситуации перейти к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
26 минут назад Во Владимирском филиале ПИМУ будут обучать по новым специальностям
Здесь получили лицензии на реализацию образовательных программ специалитета по специальности «Педиатрия» и программ ординатуры «Неонатология» и «Педиатрия», сообщает пресс-служба правительства Владимирской области.
сегодня в 16:20 Родителям детей с непереносимостью глютена будут выплачивать по 1000 рублей
Депутаты Законодательного Собрания Владимирской области установили еще одну категорию льготников - это дети, страдающие целиакией или непереносимостью глютена. С 1 июля 2024 года на каждого ребенка с таким диагнозом роди…