31 октября 2013 в 18:13

Владимир Рузин: «У владимирских художников отсутствует агрессия»

Фото: Александра ПОДГОРЧУКА
Сегодня во Владимирском центре ИЗО открывается юбилейная выставка заслуженного художника РФ, профессора ВлГУ Владимира Рузина. Персональную экспозицию, приуроченную к 65-летию, Владимир Иванович назвал «Путешествие по жизни». Накануне открытия выставки корреспондент «ВВ» встретился с художником.

- О юбилейные даты спотыкаешься, - рассуждает юбиляр. - Живешь-живешь, а потом раз ‑ дата. И ты как бы споткнулся, посмотрел назад. А сначала думаешь: вот сейчас это сделаю, а самое главное - потом, потом, за поворотом. А потом - споткнулся на дате. И оказывается, то, что было - и была твоя нормальная творческая жизнь. Пока течет ручей ‑ он ручей, а остановился ‑ он болото.
Французский критик и художник Эжен Фромантен писал: «Есть два человека, которых не следует смешивать, - это путешественник, который рисует, и художник, который путешествует». Владимирский график Владимир Рузин - художник, который путешествует. Он не копирует действительность, а передает настроение, стремится заглянуть в суть явления и уловить еле заметное, скрытое, неброское, но то, что называют сутью явления. Это творческий принцип, ставший принципом жизненным, основой педагогической работы.
- Художник, который путешествует, он ведь не репортаж ведет. Есть правда искусства и правда жизни. Самое главное, чем я делюсь со своими учениками, - пытаюсь донести мысль: «Ты должен быть поэтом в своем деле». Художник не должен фиксировать, как это делает фотоаппарат, - уверен Владимир Иванович. - Если зритель хочет от нас буквальной достоверности, можно взять камеру, сфотографировать и отослать карточку. Но зритель ждет эмоционального отношения к тому, что он видит. Когда получает этот импульс, он становится благодарен художнику. Становится зрячим. Каждый ведь в душе художник, но эти качества на разной глубине заложены. У кого-то на поверхности, у кого-то - совсем глубоко. И, кстати, искусство преподавания заключается в том, чтобы приподнять на поверхность это ощущение. Так же и зритель. Он ведь сначала в недоумении… Занимается своими делами, которые не имеют никакого отношения к искусству, и вдруг получает толчок от художника на те явления, которые он каждый день наблюдает, но не видит. Художник отчасти, но только отчасти, документалист. Но он не делает путеводитель по Владимиру.
Быть зрячим, научить особенному художественному видению своих студентов и тех, кто просто пришел на выставку... Именно к этому стремится Рузин. Но более всего он стремится показать красоту нашего края.
- Если говорить о мировоззрении владимирского графика... То первое, что должно быть в каждой работе, - присутствие света и любовь к земле, на которой ты живешь. В работах владимирских художников отсутствуют агрессия, негативные эмоции. Владимирская графика - это такая тихая графика. Если сравнить с писательским трудом, это писатели-почвенники: Белов, Астафьев, Распутин. Неброская природа. Ритм жизни соответствующий ‑ спокойный, плавный. Я часто бываю за границей и вижу, как там развивается графика. Лишенная национальной окраски, она быстро становится однообразной, неинтересной. Наше творчество, таких локальных, заповедных мест как Владимир, сохраняет национальную индивидуальность и тем привлекает внимание. Эту позицию заложил наш самый известный график Борис Федорович Французов. Хотелось бы, чтобы она имела продолжение.
Продолжить и передать, сделать так, чтобы владимирская графика была не менее известной, чем знаменитая владимирская живопись, - это еще одна сверхзадача профессора Владимира Рузина.
- Я один из инициаторов открытия новой специальности в ВлГУ ‑ графики. Были Французов, Бочкин, Леонов, Дик... Сегодня владимирскую графику поддерживают Ткачев, Кочешков, Денисов, Нилов, я. Но нам уже по 60 лет, а молодежи очень мало поступает, потому что нет образовательной базы. И вот мы открыли такую специальность. Пока всего два человека на ней учатся, это нерентабельно, но руководство университета пошло нам навстречу. Мастерская у нас сейчас не хуже, чем в Суриковском училище.
К своей работе в университете Владимир Иванович относится серьезно:
- Есть потребность отдавать. Я иногда и в выходные прихожу в институт. Никто не заставляет, просто без этого уже невозможно представить свою жизнь.
По мнению Рузина, его юбилейная выставка получилась разноплановой во многом из-за его работы со студентами. Обращение к разным графическим техникам в процессе преподавания повлияло на творчество, и вот теперь мы видим рузинские монотипии, гравюры на картоне, линогравюры, офорты, гравюры на меди…
- Кроме всего прочего, преподавательская работа освобождает меня от бытовых проблем. На кусок хлеба с маслом я зарабатываю и могу себе позволить не прогибаться, не делать кич, не продавать у Золотых ворот цветочки, а работать без прицела на коммерческий успех. Так, как считаю нужным, - откровенничает Владимир Иванович. - В последнее время делаю черно-белые гравюры на меди. Натюрморты с грибами, пейзажи Владимира, Соборная площадь, Спасский холм, Козлов вал... Образы провинциального города, наполненного размеренной жизнью высокой культуры. У меня нет заученной палитры - и слава Богу! Иначе я бы приехал во Францию и делал свои пейзажи, как свое Кадыево. Наверное, в этом есть творческая жизнь.
Пройдет время, изменится антураж, дома другие построят, но отношение к земле, к корням и истории останется, уверен художник. Но к этому убеждению, к этой любви к Владимирской земле Рузин пришел не сразу.
- Время нужно было. Я учился в Ленинграде, в Мухинском училище. Это отличная от московской школа, ближе к западно-европейскому образу жизни. Идеи Кандинского, Родченко, Малевича - они бурлили там, - вспоминает художник. - И когда я сюда приехал, то столкнулся не с противоположным, но с другим отношением к творчеству. Тут совсем другой мир. Пришлось просто отказаться от того проевропейского восприятия искусства. Нисколько не жалею об этом.
До отрицания питерского периода Рузину пришлось преодолевать свои крымские представления об искусстве. Он ведь родился и вырос в Крыму, в Феодосии.
- Мне говорят, вот ты от моря уехал, не жалеешь? Нет, меня туда ни капли не тянет. Я здесь прикипел, видимо, потому что по отцовской линии мои корни из средней полосы. Приезжал в гости к дедушке, бабушке в деревушку Балобаново (Ногинский район). Там стоял дедовский дом, куда он приехал после японской войны. Деревенская фамилия наша была Блиновы. Почему? Не знаю, но соседи, когда я приезжал, говорили: «Вон «блиненок» приехал». Это такие детали, такие воспоминания теплые! - рассказывает Владимир Иванович.
Эти детские воспоминания потом стали благодатной почвой для встречи с владимирскими графиками ‑ самого серьезного поворота в творческой судьбе Рузина.
- Художник, который путешествует, ощущает высококульминационные точки, делает их выпуклыми в своей жизни, - размышляет Владимир Рузин. - Для меня это встречи с Французовым, Диком, другими владимирскими графиками... Потом я уехал в подмосковный Дом творчества «Челюскинская», где собираются художники-единомышленники. Это «челюскинское братство» тоже назвать ключевым моментом. А потом появились встречи с французскими художниками, я с ними дружу и выезжаю практически через год и работаю там по месяцу. Там особое отношение к художнику, музеи с прекрасными условиями хранения. Этот настрой способствует для свободной работы. А у нас нет сложившейся традиции отношения к искусству в обществе. Хотя люди разные. Есть такие, что настолько замотаны сегодняшним днем, что ничего вокруг не видят, есть те, кто относится к искусству иначе. Но среди знакомых хороших я не знаю никого, кто бы купил картину в салоне, потому что на то не хватает, на это не хватает - тут не до искусства. Во Франции по-другому. В каждом доме висит подлинная работа, а у нас даже среди образованных людей это не принято. Пожалуй, исключение - Федор Васильевич Цан-кай-си. Обращаются, конечно, но очереди нет.
Впрочем, пожаловаться на невостребованность художник Рузин не может. Его работы есть в музеях и картинных галереях России, в частных собраниях за рубежом. Его юбилейная выставка ‑ прекрасная возможность увидеть, что мы живем в прекрасном месте, там, где живет тихая графика, где творят художники, которые любят этот город, эту землю и щедро делятся своим талантом с нами, зрителями.

Досье «ВВ»
Владимир Иванович Рузин, заслуженный художник России, профессор кафедры изобразительного искусства института искусств ВлГУ, родился в 1948 году в Крыму. В 1975 году окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной (ныне художественно-промышленная академия имени Штиглица). С 1985 года - член Союза художников России. В 1995 году удостоен почетного звания «Заслуженный художник РФ». В 2011 году награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
26 минут назад Во Владимире планомерно расселяют жителей из аварийных домов
Уже немало лет расселение жителей из аварийного жилья остается одной из самых дорогостоящих и сложных задач для властей города Владимира, как и всего региона. Однако и позитивные результаты налицо: сотни горожан получают…
47 минут назад Владимирцы снова подарили кибермошенникам более 27 миллионов рублей
За неделю сотрудники органов внутренних дел Владимирской области зарегистрировали 57 преступлений с использованием IT-технологий. Потерпевшие лишились в общей сложности более 27 миллионов рублей, сообщает пресс-служба ре…