Досье «ВВ»
Николай Куксенков родился 2 июня 1989 года в Киеве.
В составе сборной Украины: абсолютный чемпион Европы среди юниоров. Бронзовый призер чемпионата Европы в абсолютном первенстве (2011). Победитель Универсиады (2011).
На Олимпийских играх-2012 остановился в шаге от пьедестала (и в злополучном командном первенстве, когда судьи неожиданно пересмотрели свое решение и отдали серебро Японии, и в финале личного многоборья), после чего принял решение о переезде в Россию. «В Лондоне мне стало ясно: нужно что-то менять», - говорил тогда Куксенков. И уже осенью 2012-го начал тренировки во владимирской СДЮСШОР по спортивной гимнастике у тренера Игоря Калабушкина.
В начале 2013 года получил российское гражданство и уже в составе нашей сборной стал трехкратным чемпионом летней Универсиады.
- Только не спрашивайте меня, почему я переехал из Украины в Россию, устал отвечать на этот вопрос. Честно (смеется).
- Прошло полтора года и до сих пор спрашивают?
- Ага. До сих пор шокирует, как я мог променять одну сборную на другую.
- А как тебе у нас? Нравится?
- Мне есть с чем сравнивать. Могу уверенно сказать, что здесь условия замечательные, мне очень нравится. И понятно, что выбрал владимирскую спортивную школу не случайно. Именно она воспитала таких гимнастов, как Андрианов, Артемов, Королев, Рязанов. Владимирская мужская гимнастика известна во всем мире.
Но главное - у меня здесь все получается. Могу сказать, что традиции и база украинской и российской гимнастики очень похожи, обе же растут из советской гимнастической школы. Вот только технологии в России более совершенны. Особенно на подмосковной базе «Озеро Круглое», где тренируются члены сборной команды. Там сделано все для спортсменов.
- Прошло не так много времени, и твой отец тоже принимает приглашение приехать в Россию в качестве помощника старшего тренера сборной страны. Доволен ли ты таким его решением?
- Конечно. Теперь он будет ближе ко мне. Он, правда, не мой тренер, он подтягивает ребят из молодежки в основной состав. И моим тренером, который занимается со мной вплотную, по-прежнему остается Юрий Николаевич. Но, конечно, рад, потому что мы теперь ближе будем находиться. Ну и, конечно, помимо того, что он мой папа, он еще и воспитывал меня с 5 лет, знает меня от и до, и его поддержка мне очень нужна. И, бывает, перед соревнованиями поговорю с ним три минуты и получаю тот самый необходимый заряд уверенности. Это очень важно.
- Всю семью будешь потихоньку переманивать в Россию?
- Да они уж и так почти все тут. Сестра уже давно живет в Москве, у нее семья, дочка. Мама постоянно ездит по
маршруту Киев-Москва, помогает сестре с ребенком. Папа теперь официально работает здесь. Бабушка тоже живет в России, в Смоленской области.
И еще. Неоднократно писали, что я и украинских гимнастов агитирую перебраться в Россию. Это неправда. Решение каждый человек вправе принимать сам. Да и меня никто не переманивал. Меня пригласила не сборная России, а спортивная школа во Владимире.
- Всегда сложно менять тренера, а тем более когда до этого спортсмена тренировал его отец. Насколько удачно сложились твои отношения с Игорем Николаевичем Калабушкиным?
- У каждого тренера свои взгляды, свои методы. И понятно, что методы Игоря Николаевича другие по сравнению с методами отца, который был моим тренером и наставником на Украине. Честно, я даже удивлен, насколько быстро мы с Калабушкиным притерлись друг к другу и сработались. Меня все устраивает, мне интересно с ним работать. Для меня самое главное - чтобы у тренера было чувство юмора, потому что я люблю пошутить и посмеяться над чем-то или даже кем-то. И у Игоря Николаевича чувство юмора есть.
- Некоторые говорят, что ты занял место, которое принадлежало бы Юрию Рязанову, если бы он не погиб...
- Я ни разу не слышал, чтобы нас сравнивали. Мы два разных человека. И, кстати, с ним больше всего дружили из ребят российской сборной, хотя и были соперниками на помосте. Поэтому я не думаю, что стоит говорить о том, что я занял чье-то место.
- А в команду Владимирского региона и сборную страны уже влился?
- Да, все в порядке. Сейчас я себя чувствую спокойно и комфортно, влился в коллектив, считаю себя «своим». Россия - это многонациональное государство, а республики Украина и Белоруссия находятся не дальше от нее, чем, например, Кавказ.
- Ближайшие планы?
- В первую очередь надо залечить ту травму, которая мне не дает работать в полную силу. Задача сейчас - сделать новую программу, опробовать ее весной на чемпионате страны, чтобы уверенно уже выходить на Европу, потому что гимнастика не стоит на месте и нужно, не оглядываясь на проигрыш, идти вперед, усложняться.
- Расстроен после минувшего чемпионата мира?
- Да, я расстроен, чего скрывать? Все-таки я готовился выступить в многоборье. И того же Фабиана Хамбучена, который стал бронзовым призером чемпионата мира, я обыграл на Универсиаде. Я не говорю, что я бы выиграл медаль и в Бельгии, но я хотя бы за нее боролся. А для меня это важно показать, что я тоже могу! Из-за травмы не получилось. Это очень обидно. Но я уверен, что будут еще у меня чемпионаты мира и Олимпийские игры, на которых все будет хорошо.
- Сейчас в каком состоянии рука? Можешь уже тренироваться?
- Сейчас она выглядит, конечно, не лучшим образом. Но говорят же: «шрам на роже мужчине всего дороже», а для гимнаста лицо - это руки. У меня было уже три операции на кисти, поэтому я не переживаю за внешний вид рук, главное сейчас - это полностью восстановиться. Поэтому постоянно занимаюсь рукой. Это некомфортная травма, вроде бы мелкая, но в то же время доставляет много неприятных ощущений. С такой травмой только простые элементы подвластны: можно висеть и делать обороты.
- Почему же тогда на чемпионате мира тебя поставили делать упражнения на перекладине, а не в вольных упражнениях, где, в принципе, пальцы не так нужны?
- Потому что я несильный «вольнист», перекладина - это единственный из всех видов многоборья, который у меня неплохо получается. И под сильным обезболивающим я все-таки смог повиснуть и выполнить программу, к которой до этого я неделю не прикасался из-за того, что было больно висеть. Ну а без тренировки, понятно, все получилось не лучшим образом. Хотелось бы больше не попадать в такие ситуации.
Игорь Калабушкин, тренер спортсмена:
- У нас проблем или других «терок» не было, не ругались. Наверное, он так удачно ужился со мной. А может, это я к нему правильно влился. Одно из двух. Но у нас получился замечательный союз.