Сейчас Серафимчику, младшему ребенку в многодетной семье Меркуловых, 10 месяцев. А еще есть двухлетняя Вера, трехлетний Ваня, четырехлетняя Лена, шестилетняя Лиза… Старшая - Люба - в этом году стала первоклассницей. Все дети здоровы и ухожены, общительны и отличаются какой-то особой доброжелательностью. Между собой никаких стычек - редкость в наше время.
А многодетной маме Марии - всего 25 лет! Ее супруг, богатырь Анатолий, тоже молод ‑ 29. Вместе они очень красивая пара. Такой бы семье ‑ большой добротный дом и чуть больше достатка…
Они жили по соседству и дружили с детских лет. Поженились, когда Марии исполнилось 18 лет, она еще училась в лицее на коммерсанта торговли.
- Мы всегда хотели много детей, - говорит Мария. ‑ Первую дочку я родила в 18 лет. Помню, что когда я шесть часов сдавала выпускной экзамен в лицее, администрация пошла навстречу, разрешив мне в перерыве кормить грудью маленькую Любочку. К тому же тогда у меня был большой живот ‑ я уже вынашивала вторую дочку. Ничего, сдала экзамен, получила диплом. Но вот только поработать по специальности пока не удается.
…Живут Меркуловы в одной комнате. Тесно. Основную часть пространства занимают двухъярусные кровати. Еще как-то втиснуты диван, холодильник, шкаф, комод для белья, телевизор и ноутбук, коляска и манеж. В одном углу сушится белье, в другом - едва умещается кроватка маленького Серафима.
Второй ярус одной из кроватей ‑ территория первоклассницы Любы. Пока мы разговариваем, она тихонько сидит и что-то рисует. К шуму и гвалту она уже привыкла и ни на что не обращает внимания. Ведь нужно каждый день делать уроки. На подготовку к школе из семейного бюджета ушло немало денег ‑ на форму, портфель, принадлежности. Теперь маме приходится ходить и на родительские собрания, где без денежных сборов ‑ на учебные пособия и нужды класса - никак. Правда, в школе Люба бесплатно завтракает и обедает.
А семейный бюджет складывается из папиной зарплаты и детских пособий. Из-за «малообеспеченного» статуса семье положены ежемесячные 350 рублей на каждого ребенка. Серьезный вклад в бюджет вносит Серафим. За него семейство получает пособие до полутора лет ‑ 4600 рублей и по 6700 рублей в месяц «президентских» (по постановлению Президента РФ с 1 января 2013 года эта сумма выплачивается на третьего или последующего родившегося ребенка ежемесячно до достижения им 3-х лет).
- Практически все уходит на питание, - признается Анатолий. ‑ По специальности я повар, но устроился разнорабочим, так зарабатываю больше денег.
Но денег все равно не хватает ни на мебель, ни на одежду. Помогают друзья, знакомые и церковь.
- Одну двухъярусную кровать нам подарил батюшка Михаил Терентьев, - рассказывает Анатолий. ‑ Вторую ‑ наш крестный отец Михаил Морычев.
Старшие девочки Люба и Лиза ходят в воскресную школу при Княгинином монастыре, а еще в музыкальную школу № 1 имени Танеева. Учатся играть на скрипке, поют в хоре. Сейчас готовятся к выступлению. К счастью, у Меркуловых не возникло проблем с получением путевок в детский сад для остальных деток ‑ помогла бабушка, мама Анатолия, которая много лет работает в садике врачом-педиатром.
В квартире, где теснится многодетная семья, есть еще две комнаты. В одной живет младшая сестра, в другой - отец Марии со своей новой женой. Молодая женщина рассказывает, что жить рядом с отцом стало невыносимо после смерти матери. В свой адрес родная дочь и внуки слышат от него постоянные упреки и претензии. Бывает, что, поскандалив, отец даже выгоняет их из дома. Анатолий все время на работе, а дома старается не встревать в конфликты, чтобы не обострять ситуацию.
На кухне Мария только готовит. Кормить детей опять же приходится в комнате. Обычно варит большую кастрюлю, которой хватает на раз. В ванной она купает всех вместе ‑ благо детишки пока маленькие.
- Рады бы выбраться в любое жилье, лишь бы жить отдельно! ‑ мечтает Маша. ‑ Мы рассматривали разные варианты, но для любых сделок квартиру надо приватизировать, а отец категорически не дает согласия. Мы готовы на все ‑ даже решать проблему через суд.
Положение усугубляет то, что потратить материнский капитал супруги поторопились, использовав его на приобретение комнаты в доме общежитского типа в Камешкове без особых удобств. Теперь, увы, продать это жилье можно только при покупке нового с условием улучшения жилищных условий.
В этом году многодетной семье выделили земельный участок ‑ около 10 соток в Лунево. Газ и свет обещают подвести, но сама земля ‑ песок. Построить здесь дом для Меркуловых сейчас нереально. Выплачивать кредит они не в состоянии. Так что вариант один ‑ продать землю.
Семья как малоимущая стоит в общей очереди на получение социального жилья в городской администрации. Но впереди них ‑ более 2 тысяч семей с детьми. В лучшем случае очередь подойдет лет через семь-восемь.
- Нередко слышим от окружающих: ненормальные, сумасшедшие, куда столько нарожали. Мы на таких людей внимания не обращаем. Мы очень любим наших детей и без них жизни не представляем, - говорят Меркуловы.
Комментарий
Геннадий Прохорычев,
уполномоченный по правам ребенка во Владимирской области:
- Нужна действенная программа поддержки многодетных семей, долгосрочная, с перспективой. Существующие нормативы по выплатам для малообеспеченных: на питание, проезд, школьную форму ‑ незначительны и давно не пересматривались. Сегодня субсидируется приемная семья (по 14 тысяч в месяц). Это тоже надо делать, но вот многодетной родной семье не помогают, она остается в нищете. Помощь необходима психологическая, юридическая и материальная. Главный упор должен быть сделан на выделение жилья, на льготную доступную ипотеку, на кредиты ‑ до 5%. При необходимости нужно помочь сделать многодетной семье ремонт. В Московской области, кстати, в этом году выделены жилищные субсидии на приобретение или строительство жилья 48 семьям, имеющим по 7 и более детей. Почему бы и нам на областном уровне не создать подобную программу и не выделять субсидии.
Семейное неблагополучие, в том числе и материальное, порождает социальное сиротство. Сегодня 90% воспитанников детских домов ‑ социальные сироты. Пока наша многодетная семья Меркуловых благополучна, но помощь ей нужна сейчас. Государство обязано ей помогать! В европейской стране ‑ по нормам одежды, жилья и материального достатка ‑ детей бы из семьи забрали органы опеки.