Тогда зачем была нужна попытка шантажа, что если АВО не заплатит ВВППК какие-то долги, железнодорожники поотменяют пригородные электрички?
Перевозчики периодически «наезжают» на региональную власть ‑ и не только в нашей области. Пригородные пассажирские компании считают убыточными для себя пригородные маршруты, требуют от регионов за счет казны погасить эти убытки, а в случае отказа ‑ регулярно выставляют ультиматумы уже не первый год. А администрации, с одной стороны, считают, что все положенное компании получают в срок, а растущие аппетиты и неэффективность работы перевозчиков регионы удовлетворять не намерены.
Как бы то ни было, а людям «железка» нужна. Между тем ВВППК с 18 ноября собиралась сократить часть электричек «Владимир - Тумская», «Муром - Вековка», «Ковров - Муром», «Волосатая - Муром», «Ковров - Волосатая», «Селиваново - Ковров». В день этими маршрутами пользовались до 1300 человек.
ВВППК считает, что региональная власть должна ей 155 миллионов рублей. Мол, это долги за три года. По версии железнодорожников, область не выполняет взятых социальных обязательств, то есть не доплачивает перевозчикам за пассажиров, которые ездят по низкой цене. В очередной раз свои претензии «белому дому» руководство ВВППК озвучило в конце октября. А затем, 11 ноября, представители ВВППК открыли на железнодорожном вокзале Владимира мобильный пункт сбора подписей в адрес губернатора Светланы Орловой с требованием пересмотреть принципы финансирования пригородных перевозок.
По версии перевозчиков, область не компенсирует затраты по договорам подряда, не принимает к оплате сторонние договоры на обслуживание (например, расходно-кассовой техники), не согласовывает решения об индексации заработной платы штатным сотрудникам. И самый главный грех: регион-33 платит компании-перевозчику лишь по установленному областной властью экономически обоснованному тарифу (2,48 рубля за человеко-километр) и готов в конце года выплатить дополнительно железнодорожникам всего 12,5 миллиона рублей. И то только при условии выполнения планов по объему перевозок.
Те же проблемы в Нижнем, Казани, Кирове, Йошкар-Оле, Чебоксарах. Ясно, что проблема носит системный характер. Решать ее нужно, в принципе меняя взаимоотношения субъектов с перевозчиками.
История вопроса такова. До 2010 года включительно в России пригородные пассажирские перевозки осуществляло ОАО «РЖД». Ежегодно РЖД предлагали властям субъектов РФ согласовать тарифы на пригородные пассажирские перевозки на очередной год. Они были экономически обоснованными для РЖД. Убытки на пригороде покрывались рентабельными грузовыми и перевозками дальнего следования.
С 2011 года пригородные пассажирские перевозки отошли к новообразованным «дочкам» РЖД. На Горьковском направлении стала работать «Волго-Вятская» пригородная пассажирская компания», на московском ‑ «Центральная ППК», на Ярославском ‑ «Северная ППК».
С ВВППК у региона-33 проблемы начались практически сразу. На 2011 год компания обратилась за согласованием тарифов проезда в размере 1 рубль 52 копейки за 1 пассажирокилометр. Департамент цен и тарифов АВО согласился с расчетами железнодорожников. На 2012 год тариф составил 2 рубля 26 копеек за 1 пассажирокилометр, и АВО его утвердила.
Департамент цен и тарифов АВО сам ничего не изобретает. ВВППК представляет свои экономические обоснования, а департамент их проверяет. И утверждает. Или не утверждает. По сути, если в расчетах нет ошибок и неточностей, то оснований для неутверждения тарифа у АВО нет. При этом если льготы для пассажиров сохраняются, за них доплачивает областной бюджет. Эти обязательства строго выполняются.
Другой вопрос, что перевозчикам мало этих денег. Но по логике, если компанию не устраивает доход, то нужно что-то менять в менеджменте, сокращать издержки, конкурируя на маршрутах за пассажиров, а не уповать на бюджетные ассигнования. Но ВВППК, похоже, не собирается отказываться от бюджетного пирога.
АВО устанавливает экономически обоснованный предельный тариф исходя из стоимости за 1 км, то есть тариф, выше которого стоимость билета в расчете на 1 км быть не может. Конкретную стоимость билетов от одной станции до другой устанавливает ВВППК.
Так называемые «зоны» (каждые 10 км) на проезде в электричках ‑ это изобретение РЖД. Законодательством эти « зоны» не установлены. К чему это приводит? К переплате конкретного человека и дополнительному доходу перевозчика. Например, станция находится на 11-м километре. В кассе с людей берут стоимость 2‑й зоны, то есть пассажир платит за 20 километров, а не за 11. Разница существенная, особенно если поездки ежедневные. А перевозчик получает доход «из воздуха».
Конечно, у железнодорожников есть серьезные проблемы. Например, безбилетники. В автобус-то без билета не пустят, а в электричке «зайцев» полно. Их надо ловить, но это хлопотно. Проще компенсировать потери деньгами из бюджета. Но, во-первых, бюджет Владимирской области не резиновый, а, во-вторых, суммы потерь перевозчикам неплохо бы адекватно обосновать, чтобы областным властям было понятно, за что и сколько платить.
Об этом, кстати, во вторник в Кольчугине говорила и губернатор Светлана Орлова:
- Все, что нужно оплатить РЖД, у нас в соглашении с Якуниным прописано. Поэтому пусть руководитель «Волго-Вятской пригородной пассажирской компании» занимается минимизацией рисков и эффективностью работы.
Только после этого заявления Орловой ультимативный настрой ВВППК сошел на нет. Сбор подписей на вокзале прекратился. Пресс-конференция железнодорожников (она ожидалась «обличительная») была отменена.
Зато вчера в «белом доме» в закрытом режиме прошла встреча руководства области и перевозчиков. После нее-то первый заместитель губернатора области Алексей Конышев, отвечая на вопрос «ВВ», как на сегодня обстоят дела с пригородными железнодорожными перевозками, и сказал:
- Вопрос решен, и он решен в пользу жителей. На этот счет у администрации области есть четкая позиция. Все будет нормально с перевозками - 18 ноября никто их не отменит! Как ездили, так и будем ездить, и в понедельник все жители области в этом убедятся.
14 ноября 2013 в 18:02
Как ездили, так и будем ездить...
Именно так вчера резюмировал итоги переговоров АВО с «Волго-Вятской пригородной пассажирской компанией» первый вице-губернатор Алексей Конышев. И добавил: «В понедельник все жители области в этом убедятся».
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
10 минут назад Владимирский кукольный театр отмечает юбилей: 55 лет!
История областного театра кукол — это история развития детского театрального искусства во Владимирской области. 55 лет театр погружает юных зрителей в волшебный мир народных сказок, фольклора, классической литературы. За…
40 минут назад Во Владимире обсудили, как противодействовать терроризму и экстремизму среди молодежи
22 ноября во Владимирском институте развития образования завершилась трехдневная областная конференция «Безопасный регион», посвященная противодействию распространению идеологии терроризма и экстремизма среди молодежи. В…