20 ноября 2013 в 16:35

Геннадий Копытцев: «Считаю, что система подготовки спортсменов сегодня в корне неправильная»

Фото: Владимира Чучадеева
На днях наша спортшкола по спортивной гимнастике проводила на заслуженный отдых своего самого опытного сотрудника, стоявшего еще у истоков владимирской гимнастики, - заслуженного тренера России Геннадия Копытцева. Геннадий Александрович - всегда бодрый, подтянутый, никак не подумаешь, что у него за плечами 52 года работы в школе и 60 лет - в гимнастике. Только на нашей встрече улыбка тренера была не такой как всегда - грустной...

Геннадий Александрович родился и вырос в поселке Курлово Гусь-Хрустального района. После службы в армии он поступил в Московский авиационный институт. И, наверное, владимирская гимнастика сильно бы опоздала с началом развития, если бы не любимая девушка будущего тренера. Она недобрала баллов в московский вуз и приехала учиться во Владимир. Через год постоянная езда электричками Москва ‑ Владимир - Москва Копытцеву надоела, и он перебрался сюда насовсем, забросив учебу в столице.
- Не жалеете?
- Ну нет, конечно. Эта любимая девушка со мной уже больше 59 лет рядом. Как я могу жалеть?! Она - мой помощник во всех делах: многих моих подопечных подтягивала по математике, занималась и с Андриановым, когда тот совсем заваливал учебу.
А высшее образование я получил заочно в Смоленском институте физкультуры. Зато я занимался любимым делом - спортивной гимнастикой. Начав еще в армии, сначала и во Владимире пытался реализоваться как спортсмен. Ну и одновременно устроился в школу № 17 преподавать физкультуру. Именно там я и набрал своих первых мальчишек. Выше чемпиона области моя спортивная карьера не пошла, и я совсем переключился на тренерскую деятельность.
А через несколько лет, в 1961 году, открыли наконец детскую гимнастическую школу. И меня пригласил туда завучем ее первый директор Иван Георгиевич Андреев. Я, понятно, не сомневался: перешел из общеобразовательной школы, и так и проработал здесь до сегодняшнего дня. Тогда нас было всего пятеро: мы с Иван Георгиевичем и три женских тренера. С ребятами в основном занимался я. И с гордостью говорю, что первые чемпионы - мои воспитанники. Борис Котов, вообще первый, кто привез золото крупных соревнований в область, стал абсолютным чемпионом России. Саша Шалимов - чемпион СССР на перекладине.
- Совмещая деятельность тренера и завуча, вы много времени проводили в школе?
- Всю жизнь. Тренировки шли в две смены: с 8 до 11 и с 15 до 21 каждый день. Иногда требовались еще и утренние занятия: с 6.30 до 8 часов. Мы не делали перерывов на праздники, практически не ходили в отпуска, мы буквально жили здесь. Но так, наверное, и должно быть.
- С приездом Толкачева сильно изменилась работа?
- К приезду двух тренеров Толкачевых, заслуг которых я, безусловно, не умаляю, школа уже набирала обороты. Николай Григорьевич сменил меня на посту завуча. В каком-то смысле он этим меня спас: все-таки бумажная работа не для меня. Даже сейчас, спустя больше полувека работы в гимнастической школе, с уверенностью скажу, что моя стихия - это работа в зале, где я все знал и умел.
- У вас была конкуренция? Или просто каждый работал на свой результат?
- Ну, конечно, каждый работал на свой результат. Но в чем сложность гимнастики чисто психологически? Мы приходим в зал и все время видим, как готовятся другие спортсмены, как работают с ними их тренеры, видим их новые методы и приемы. Как тут конкуренции избежать, когда хочешь, чтобы твой подопечный был выше и лучше.
Но одного желания мало. Для того чтобы выросли чемпионы, должна быть очень крепкая связка «тренер ‑ ученик». Тренер может все уметь и знать и по-должному гореть, а результата нет. Были у нас такие тренеры, которые без образования, без специальных навыков делали из спортсменов чемпионов. По своему опыту скажу, что кроме спортивных данных воспитанника и педагогической грамотности наставника обязательно должна быть психологическая совместимость тренера и спортсмена. И оглядываясь назад, могу сказать: я упустил некоторых своих спортсменов, подававших надежды, - не хватило у меня знаний убедить их продолжить тренировки, а может, просто не смог по-отечески расположить к себе спортсмена, войти к нему в доверие. А это тоже очень важно.
- Получается, много талантливых ребят по этой причине не добились тех высот, которых могли бы...
- Очень много. Но не только по этой причине. Скажем, ребят из третьего моего набора, собранных лично мной по разным школам и некоторых - очень перспективных, я буквально бросил на произвол. В тот момент я был занят старшими, я постоянно ездил на сборы, соревнования, а младшие оставались одни и не проходили ту программу, которую должны были.
Увы, сейчас та же история получается: в период отсутствия тренера с его подопечными никто особо не занимается.
Вообще, отдав гимнастике всю свою жизнь, я считаю, что во всей России сегодня в корне неправильная система подготовки спортсменов. Все-таки специализированных школ не так много по всей стране. Федерации гимнастики нужно не только обеспечить эти школы снарядами, важно быть постоянно на связи с ними, контролировать процесс обучения. Сейчас же все спонтанно происходит. Кого приготовят на местах - того и берут в сборную, а должна быть система!
Еще один не менее важный нюанс - заработная плата. На местах очень сложно администрации платить достойную зарплату сильному, но не так давно работающему тренеру. Даже при двух ставках - 7-10 тысяч. Отсюда - дефицит кадров. Мало кто хочет зарабатывать в перспективе. Как результат - нет молодежи, а значит, нет и конкуренции. А ведь конкуренция среди тренеров - главный залог высокого результата.
А те, кто приходит, стараются набрать учеников, чтобы как-то выживать. Сейчас, и это тоже, на мой взгляд, неправильно - за каждого ученика платят проценты, с помощью которых можно зарплату себе повысить. Тренеры стали гнаться именно за количеством, а не за качеством. В итоге - во всей России результат снижен.
Ну и еще один недостаток современной системы - отсутствие бригадного метода. Набранных ребят каждый тренер ведет сам. От и до. И даже если у них не получается добиться со способным гимнастом высоких результатов по разным причинам, они все равно продолжают свои занятия. А нужен, наверное, тот самый бригадный метод - передавать спортсмена более сильному тренеру.
В результате проигрывает только гимнастика. Эту проблему нужно срочно решать. Зарплата, кадры, конкуренция, результат - только по этой схеме нужно сегодня идти! Так, как было в Советском Союзе. Не зря же нашу систему в то время перенял весь мир!
- Благодаря этому за рубежом спортивная гимнастика так быстро набрала обороты?
- В том числе. Еще в 80-х годах я дважды возил сборную нашей СДЮСШОР выступать против сборной Англии. И мы дважды у них выигрывали. И многие зарубежные команды приезжали к нам, да и в другие советские гимнастические школы - учиться. Ну и самое главное - в 90-е годы наши очень хорошие тренеры уехали за границу. Только из нашей школы - 15 человек сейчас работают в Хорватии, Англии, США, Германии, некоторые сейчас сборные команды стран тренируют. И вот они по всему миру перенесли нашу лучшую систему подготовки спортсменов. Когда наш министр спорта Мутко был на Олимпиаде в Пекине, он задал вопрос ректору спортивного университета: почему у вас так здорово все стало? И ответ как раз и отражает то, о чем мы сейчас говорим: мы просто взяли вашу систему подготовки и немного ее модернизировали.
А ведь это была отличная, научно обоснованная система! Сейчас же стало все тяп-ляп, к тому же - за деньги. Обидно.
- Геннадий Александрович, а вы зарубежных предложений не получали?
- Получал. Кадры всегда были нужны, тем более опытные. И даже одно такое предложение я принял. Пригласили меня в 1973 году во Францию. Оформлены уже были все документы, оставалось только билеты купить, и вдруг Толкачев меня не отпустил, объяснив председателю спортивного комитета это тем, что я нужен здесь. Жалею ли я, что не уехал? Наверное, да. Но ничего не смог поделать. С тех пор у нас с Толкачевым начался очень сильный разлад.
- А почему не попытались из своих детей чемпионов сделать?
- Поделюсь сокровенным. В свое время стоял перед выбором: зная, что такое спорт изнутри, понимал, что это не всегда здоровье. Физкультура - это одно, а спорт все-таки совсем другое. Нагрузка у спортсмена очень большая. Изъяны в организме сразу вылезут наружу, а уж травмы - растяжения, вывихи - обязательно будут. Ну и организм спортсмена намного быстрее изнашивается. Так же как костюм, который носится ежедневно, придет в негодность раньше, чем костюм выходного дня. Например, сердце. Обычно оно совершает 60-65 ударов в минуту. Во время тренировки удары в минуту увеличиваются до 200 раз. К чему это может привести, если тренировки длятся по 5 часов ежедневно, а сердце рассчитано на определенное число ударов?
И если бы я был уверен, что сын будет чемпионом мира или Олимпийских игр, то можно было бы на алтарь спортивного Отечества поставить его здоровье. Но станет ли? А если не получится и здоровья не будет, что тогда делать? И не рискнул.
- Что вы будете теперь делать? Без школы?
- Что теперь делать? Делать нечего... Другого у меня ничего нет. Ни рыбалкой, ни охотой никогда не увлекался. Все свободное время уделял только работе. Я может, и не ушел бы (пообещал как-то себе доработать до 80-летия), но в связи с тяжелой болезнью жены я должен быть рядом с ней.
- Спасибо. Здоровья вам и вашей жене.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 20:26 Депутаты Заксобрания приняли решение об изменениях областного бюджета
На заседании Законодательного Собрания Владимирской области 25 июня одним из важнейших решений стало принятие закона об изменениях областного бюджета в текущем 2024 году. По инициативе губернатора Александра Авдеева депу…
вчера в 20:10 Заксобрание приняло рекомендации по итогам слушаний по бюджету 2023 года
На заседании Законодательного Собрания 25 июня первым вопросом повестки дня стало принятие постановления о рекомендациях депутатов в адрес исполнительной власти региона и муниципалитетов. В постановлении обобщены предлож…