Ирина Александровна - продолжатель педагогической династии. Сельскими учителями были дедушка ‑ историк, директор школы, ветеран Великой Отечественной войны, потерявший во время сражения под Ленинградом ногу, и бабушка, много лет проработавшая учительницей начальных классов.
Образцом для подражания стали также филолог, ее классный руководитель Нина Николаевна Осанова и родная тетя Нина Николаевна Корунова ‑ физик, директор школы, которая умела держать дисциплину за счет своего авторитета, не повышая голос на учеников.
В своей родной школе Ирина Александровна работает уже 22-й год. Здесь проходила практику, а на пятом курсе пединститута ей уже доверили вести два седьмых класса ‑ в те трудные перестроечные годы литераторов не хватало.
- Был 1992 год. На основные продукты ввели карточки, - вспоминает она. - Копеечные учительские зарплаты задерживали на несколько месяцев. В плане пропитания нам раздавали гуманитарную помощь ‑ неведомые заморские овощные супы и спаржу в серо-стальных пакетах, соки в баночках. Многие стремились уйти из школы, а я только пришла - работать по призванию.
Чтобы выжить в те непростые времена, Ирине Кутузовой несколько лет приходилось подрабатывать. После проведенных в школе уроков ложилась спать, а вечером уходила в ночную смену ‑ работала на пищевом производстве…
- Можно ли сегодня удержать дисциплину на уроке только уважением?
- Сложный вопрос. Пожалуй, нет, потому что сейчас немало сложных детей, которые, к сожалению, не знают, что такое культура поведения. Есть педагоги, которые добиваются дисциплины криком. Я поступаю по-другому: чтобы тебя слышали и слушали, нужен личный контакт с каждым ребенком и его семьей. Когда дети узнают тебя, то дисциплина устанавливается сама собой.
Самым «трудным» детям я поручаю что-нибудь интересное, чтобы установить с ними личностный контакт. Иногда непросто добиться, чтобы ребенок выполнял требования к форме одежды, прическе. К примеру, есть у меня сейчас девочка с плохим поведением. Оказывается, ее обзывают, оскорбляют. В этих случаях беру школьный альбом ‑ он хранится у меня в кабинете литературы ‑ и показываю свои фотографии. Себя ‑ смешную толстушку с крашеными в разный цвет волосами, похожую на попугая.Тогда дети видят во мне не просто учителя, а человека, который делится жизненным опытом, и им это западает в душу. Они по-другому начинают себя вести…
8-й класс, в котором Ирина Кутузова классный руководитель уже три года, поменялся в составе. После случившейся аварии с обвалившимся потолком классы разбросали по разным школам. А по окончании капитального ремонта некоторые дети так и не вернулись. В классы пришлось добавлять новеньких, в том числе тех, кого культурно попросили уйти из других школ из-за поведения и проблем с учебой. Но все прижились и ездят с другого конца города туда, где их принимают и понимают.
- Ценю в детях надежность, - откровенничает Ирина Александровна. - Пусть будет трижды хулиган, лишь бы на него можно было положиться. Кстати, именно хулиганов, срывающих уроки, привлекаю к участию в конкурсах ‑ они не скучные, эмоциональные, живо и нестандартно мыслят.
Поучаствовать в конкурсе «Учитель года» Ирину Кутузову приглашали не раз ‑ она отказывалась, и только теперь, когда за плечами большой педагогический опыт, согласилась попробовать свои силы.
Последние пять лет ее кабинет литературы интерактивный. С помощью современного компьютерного оборудования можно прямо на уроке совершить литературное путешествие, провести контрольную работу, в режиме он-лайн коллективно поучаствовать в создании газеты или видеообращения.
- Профессия учителя обязывает быть мобильной и не бояться нового, - утверждает Ирина Кутузова. ‑ Современные дети мыслят по-другому. До них трудно достучаться без компьютера, СМС и музыки. Я готова использовать на уроках даже социальные сети и Твиттер.
- Что дает использование компьютерных технологий?
- Это мостик для общения с современным ребенком. Компьютер помогает заинтересовать, получить непосредственный эмоциональный отклик на литературное произведение или факты биографии писателя. Некоторые стесняются открыто высказать свое мнение. А с помощью сети Интернет они могут задать самые откровенные вопросы и тут же получить на них ответ. Иной раз читаешь настоящую исповедь. Кроме того, участвуя, к примеру, в создании газеты, дети узнают много новых слов, что помогает им хорошо и связно говорить. Сейчас в сетевом конкурсе предлагается проанализировать эпистолярный жанр: переписку Ивана Грозного с Андреем Курбским и провести параллель с современным общением. Мы со своей ученицей обнаружили, что в этой переписке есть элементы кибербуллинга ‑ преследования, которому человек подвергается в социальных сетях. Те же оскорбления, агрессия, угрозы, террор…
- А как же грамотность?
- Грамотность - орфографическая и пунктуационная ‑ оставляют желать лучшего. Такая грамотность требует усидчивости, анализа. А в наш век клипового мышления и быстрых эмоций многие дети не знают, что значит подумать над словом. Это издержки времени, и тут надо работать индивидуально.
- Ваше отношение к ЕГЭ?
- Сначала приняла такую форму в штыки. Но с годами отношение менялось и сейчас оно скорее положительное. Конечно, не имею в виду выкладывание в общий доступ экзаменационных заданий и ответов. Или когда кто-то за кого-то что-то отвечает. Мне нравятся сами тестовые задания, в том числе и темы сочинений. Они сложны, для их выполнения нужны умение анализировать текст, обосновывать свою точку зрения, серьезное владение словом, логичность и последовательность рассуждений. Видны речевая и орфографическая грамотность, творческое начало. И если все проходит организованно и честно, в равных условиях, то это очень хороший способ проверки знаний. Кроме того, перед листом бумаги ученик чувствует себя лучше, чем перед педагогом ‑ личностный барьер стирается.
Учитель из владимирской школы вместе с учениками участвует и побеждает во многих сетевых конкурсах. Недавно она заочно выступила на международной конференции «Медиаобразование-2013». Ее опыт обобщен и отправлен на Всероссийский конкурс «Воспитать человека». Кроме того, по результатам прошлого учебного года Ирина Кутузова как лучший учитель стала лауреатом нацпроекта «Образование». Недавно полученную премию в 50 тысяч рублей она в перспективе планирует потратить на путешествие в Англию. А впереди ‑ участие в очередном этапе конкурса «Учитель года». Пожелаем ей удачи!
25 ноября 2013 в 18:39
«Профессия обязывает быть мобильной»
Фото: Александра ПОДГОРЧУКА.
Ирина Кутузова ‑ одна из участниц конкурса «Учитель года», преподает русский язык и литературу во владимирской школе № 6. Она никогда не выгоняет учеников из класса, ценит хулиганов за их нестандартное мышление и надежность, любит Пастернака, Тургенева, Достоевского, Толстого, театр и путешествия, занимается спортом, а еще болеет за «Спартак».
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 13:08 Сотрудники отдельной роты ДПС проведут специальный рейд во Владимире
В субботу, 23 ноября, во Владимире состоится специальный «антиалкогольный» рейд Госавтоинспекции.
вчера в 10:59 Во Владимире прошли детские соревнования по робототехнике
Во Владимире 20 и 21 ноября на площадке детского технопарка «Кванториум 33» прошли ежегодные региональные соревнования по робототехнике «РобоСтарт 2024». В состязаниях поучаствовали около 200 человек из разных муниципали…