27 ноября 2013 в 17:16

Директор департамента здравоохранения Александр Кирюхин: «Участковый терапевт ‑ главное действующее лицо медицины»

Фото: Александра ПОДГОРЧУКА
Все знают доктора Кирюхина, у него большой опыт медицинского менеджмента. Александр Викторович около 20 лет руководил областной больницей, а в последнее время был главным врачом поликлиники № 1 города Владимира. С апреля 2013 года Александр Кирюхин возглавляет департамент здравоохранения администрации Владимирской области. О проблемах и перспективах региональной медицины корреспондент «ВВ» побеседовал с «рулевым» здравоохранения области.

- Александр Викторович, что вы можете сказать о состоянии региональной медицины сегодня? Она сейчас переживает кризис?
- Я бы не стал говорить о кризисе, но региональная медицина сегодня имеет ряд достаточно серьезных проблем. Медицина должна служить нуждам человека, но не всегда она отвечает тем требованиям, которые ей предъявляются. Хотя говорить о проблемах медицины, не упоминая проблем общества в целом, будет неверно. Медицина ‑ часть общества, и все, что есть в обществе, есть и в медицине. В последние годы в России сложилось общество потребления, этот потребительский подход проецируется и на медицину. А это не всегда правильно.
- И все же... Какие проблемы мешают владимирскому здравоохранению?
- Сегодня у нас кадровый дефицит. Цифра есть - она достаточно велика. Не хватает не только врачей, но и среднего медперсонала, и это при том, что у нас в области несколько медицинских училищ (Муром, Ковров, Александров, Владимир). Но кадровая проблема есть не только в медицине. Отчасти кадровый дефицит мы можем решить, предоставляя дополнительные социальные гарантии медикам: единовременные выплаты, программа «Земский доктор», улучшение жилищных условий... Кстати, департамент заключил соглашения, которые расширяют льготы для медиков, со всеми органами местного самоуправления области. Каждый район на это пошел, потому что есть понимание ситуации.
Вторая проблема - система оплаты труда. В этом плане с 2012 года произошли большие сдвиги. В здравоохранении выстраивается «дорожная карта» и определяется порядок повышения заработной платы до 2018 года. Сегодня мы достигли показателей в соответствии с «дорожной картой»: врачи в среднем получают в пределах 30 тысяч, средний персонал - 18, младший ‑ до 10 тысяч рублей. В 2014 году средняя зарплата доктора будет доведена до 37 тысяч, медсестер ‑ до 22, санитарок - до 12 тысяч рублей. Но оплата напрямую зависит от того, кто сколько отработает. Учитывается вся заработная плата, за счет всех источников, и производится на физическое лицо. При этом сохраняется обусловленная различиями в сложности труда дифференциация в оплате труда работников, занимающих различные должности, относящиеся к одной категории. Заработная плата конкретного работника зависит от его квалификации, сложности, количества и качества выполняемой работы и может быть как выше, так и ниже целевого значения, установленного Указами Президента РФ для соответствующей категории работников.
- Вы часто и много критиковали прошедшую модернизацию. Сейчас вам придется работать в тех условиях, которые были созданы до вас.
- Критикуют не ради критики, а чтобы разобраться в причинах и исправить ситуацию. Сейчас мы занимаемся перераспределением оборудования, которое было закуплено, но не используется. Меняем тарифную политику. Если купить оборудование, но не изменить логистику оказания медпомощи и тарифы, не будет результата. Процесс модернизации должен идти непрерывно, и программой модернизации он не заканчивается. Сегодняшняя задача департамента - тарифная политика и выстраивание новой логистики. На базе больниц, где есть оборудование, мы создаем центры, лаборатории. Разрабатывается удобная маршрутизация. Например, в этом населенном пункте нет лаборатории для исследования крови, но там осуществляется забор крови и доставляется в ближайшую лабораторию. Оттуда потом передадут лечащему врачу результаты. Для человека ведь неважно, где сделают анализ. Хоть за 100 км от его местожительства! Важно, чтобы это было сделано профессионально и при этом удобно по времени и бесплатно.
- Вы не раз говорили о профессиональной организации медиков, которая должна быть создана во Владимирской области. На каком этапе сейчас ее создание? Зачем она нужна?
- Моя позиция такова ‑ медицинское сообщество должно быть саморегулируемым, само очищаться от непрофессионализма. И для этого существуют профессиональные ассоциации. В течение 2013 года мы зарегистрируем такую ассоциацию и в нашем регионе ‑ сейчас идет завершающий этап регистрации. Ассоциация как саморегулируемая организация даст оценку и профессиональную, и этическую действиям своих коллег. Оценку даст не чиновник, ни департамент, а профессионал, масса профессионалов. Это исключит ошибки. По моему глубокому убеждению, нет более серьезной оценки, чем данная профессионалом. Кроме того, часть функций от департамента перейдет к ассоциации. Например, аттестация медиков.
- А какова, на ваш взгляд, сегодня роль рядового врача в определении магистральных направлений развития региональной медицины?
- Сейчас создается программа госгарантий. Как мы ее выстроим, какие «узловые станции» отметим и снабдим деньгами, так и будем работать. Это все должно выстраиваться и при привлечении специалистов, главных внештатных специалистов, врачей, которые знают, как в условиях дефицита кадров сорганизовать помощь, потому что каждый вид помощи должен присутствовать в районе. Поэтому сегодня роль врача-специалиста в плане оказания медпомощи выходит на первое место. Это он (совместно, конечно, с организатором здравоохранения, с главным врачом учреждения) нам должен помочь определить порядок.
- Будут ли в нашей области развиваться высокие технологии?
- С 2014 года 19 видов высоких технологий переходит на региональный уровень, так, например, первичное эндопротезирование тазобедренного сустава, стентирование при ишемической болезни сердца, имплантация однокамерных ЭКС и пр. Наша задача расширить и развивать высокотехнологичную помощь в регионе. В соответствии с приказом Минздрава России от 12.08.2013 № 565н «Об утверждении перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи» с 2014 года часть видов медицинской помощи исключены из перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи (эндопротезирование тазобедренного сустава, реконструктивные операции на стопе, артродез, вертебропластика), финансирование данных видов медицинской помощи будет осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования. Расчет за оказанную медицинскую помощь будет осуществляться территориальными фондами ОМС по межтерриториальным выплатам.
- С нового года поликлиники должны взять на себя некоторые функции «скорой» помощи. Когда же они все успеют?
- Это уже не вопрос дискуссии. Новый порядок оказания скорой и неотложной помощи с 2014 года четко регламентирует: «Скорая помощь» оказывает скорую помощь, поликлиники ‑ неотложную. Это очень правильный подход. Не надо жалеть поликлиники - справятся. Тут возникает другая проблема. Как заболевший человек может решить, куда ему обращаться?
Поэтому мы приняли решение, что все звонки будет по-прежнему принимать диспетчер «скорой» и определять, выслать к пациенту бригаду «скорой» или медиков из поликлиники. Нормативы доезда до больного у них разные: для «скорой» ‑ 20 минут, для специалистов, оказывающих неотложную помощь, - 2 часа.
- Детскую «скорую» во Владимире вернут?
- Как раньше, уже нет - это бессмысленно. В том виде, в котором она была, службу уже не воссоздать. Но количество педиатрических бригад будет больше.
- Врачи считают, что отношение россиян к своему здоровью оставляет желать лучшего, поэтому и больных людей у нас очень много. Что вы скажете?
- Есть определенные обязанности у медицины, врачей, службы. Обязанности свои надо выполнять! Но есть обязанности пациента. Сегодня у нас пациент вне регулирования, что хочет, то и делает. Хочу не прихожу на бесплатную диспансеризацию, а через год у меня выявляется хроническое заболевание, а вы мне на даете льготные медикаменты. Есть, с одной стороны, повышенные требования к доктору, когда ты заболел, но никаких требований к себе, когда ты все делаешь для того, чтобы заболеть. Априори пациент всегда прав. Может быть, с точки зрения общества это справедливо, но во многих конкретных ситуациях пациенты не правы. Процесс оказания медицинской помощи двусторонний, об этом нельзя забывать.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
6 минут назад Во Владимирской области стартовала ежегодная акция «Сад памяти»
На территории Курловского лесничества на площади 2 га высажено около 10 тысяч штук сеянцев сосны. В посадке участвовало более 30 человек, среди которых представители органов МСУ, активисты Гусь-Хрустального района, студе…
38 минут назад В областной детской больнице скоро начнет работу новый сверхмощный томограф
Во Владимирской ОДКБ полным ходом идет установка современного сверхмощного аппарата МСКТ на 128 срезов. Новый томограф имеет высокое качество изображения при низкой лучевой нагрузке.