11 декабря 2013 в 18:43
  1. Общество

Сколько стоит «поднять» завод

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА
В январе прошлого года был остановлен знаменитый Хрустальный завод в Гусь-Хрустальном. Тогда это событие вызвало большой резонанс на областном и федеральном уровнях. Еще бы, столь знаковое для всей страны предприятие закрылось навсегда! Скандал! Но региональные власти еще тогда заявили: не навсегда. Завод будет восстановлен. Сейчас слово подтверждается делом. И вот мы проанализировали, как это было...

Почему завод закрылся
Причин на самом деле много. Кризис отрасли. Избыточные социальные обязательства. Устаревшие коммуникации, практически гарантирующие огромные потери. Энергозатратное оборудование с советских времен - себестоимость производства на котором не выдерживала все возрастающей конкуренции на рынке.
Ну а главное ‑ ресурсы завода годами и десятилетиями растаскивались теми, кто сам же на нем и работал. Я в данном случае никого не осуждаю. Люди по мере сил пытались выжить в сложные времена. Я просто констатирую факт. Вот только принцип «если у большого отнять немножко, это не грабеж, а просто дележка» в данном случае сработал на развал предприятия. Завод, как перегруженный плот в открытом море, не выдержал и перевернулся.
Я сама родом из Гуся. Уехала оттуда довольно давно, но помню с детства, что так называемое «гладье» или «белье» с предприятия выносили всегда. Когда ни о перестройке, ни о мировых кризисах еще и речи не было. Ну как же ‑ ты хозяин, а не гость, унеси хотя бы гвоздь...
А уже после перестройки, когда вся страна сидела без зарплат, тенденция усилилась. По некоторым данным, воровали до половины «гладья». В каждом втором гараже города мастеров народ занимался самопальной огранкой. А потом продавал свои поделки на рынках станции Вековка, в самом Гусе и окрест - по ценам намного ниже заводских. Одно время даже звучала космическая цифра якобы годового оборота этих хрустальных развалов ‑ 6-7 миллиардов долларов! Не уверена в ее реальности, но покупали посуду тогда именно на этих развалах. Людям было неважно, оригинальный товар они покупают или самопальный. Хотя в гараже невозможно воссоздать весь производственный цикл и гарантировать качество. У моей знакомой москвички огромная ваза, купленная ею по дешевке на Вековке, лопнула прямо на журнальном столике. Но цена в нашей стране до сих пор ‑ определяющий фактор.
Кстати, эти рынки практически захирели как раз после остановки ГХЗ. Там продают лишь китайские и прочие завозные недорогие изделия. Гусевского хрусталя практически нет. Тащить стало неоткуда?
Владельцы предприятия в нулевые годы менялись чуть ли не ежегодно. Оно не раз банкротилось. Вкладывать в завод при неясных перспективах на спрос долго никто не хотел.
Возрождать,
нельзя откладывать
В апреле, фактически перед стартом реконструкции, я побывала на ГХЗ вместе с новыми собственниками. Специально попросила их провести экскурсию для «ВВ». Хрустальный завод тогда был больше похож на декорации к апокалиптическому фильму. Холод. Мрак. Серые стены. Горы мусора. Какие-то ржавые балки, древние облезлые станки, ящики, битое стекло... Эмоций я не скрывала ‑ что тут восстанавливать? Все сравнять с землей и строить заново (кроме специального большого выставочного зала, где бережно хранятся образцы уникальных изделий). Причем строить лучше на новом месте, чтобы гнилые коммуникации не перекладывать.
- Нельзя, - прозвучало в ответ. - Этот завод ‑ основа основ города. Фактически - его символ. В другом месте это будет уже совсем другое предприятие и другая история.
Возрожденный ГХЗ (теперь это юридическое лицо «Хрустальный завод имени Мальцова»), по задумке инвесторов, больше не будет заниматься производством массовой продукции: рюмок, стопок, лодочек, лебедей, типовых люстр. На рынке они в прежних объемах не нужны. Если снова за них взяться, будет, что называется, «ни уму, ни сердцу»: искусства в ширпотребе никакого, а заработать на маленьких партиях дешевого товара еще никому не удавалось. К тому же с «левым» рынком ширпотребной продукции легальному предприятию конкурировать нереально.
Идея ‑ сосредоточиться на выпуске эксклюзивных, высокохудожественных изделий. Прибылей от этого проекта собственники тоже в принципе не ждут. Зато пойдет новый этап развития знаменитого бренда.
Но восстановление получается муторным и дорогим «удовольствием». Муторным, потому что подрядчика, сдающего под ключ готовое производство такого рода, нет. Это очень сложный объект с точки зрения его безопасного обустройства. Поэтому на работы привлекаются десятки специализированных фирм, владеющих соответствующими опытом и технологиями.
Деньги
Земли «под заводом» более 10 гектаров. Ее нынешние собственники выкупили у города. Без земли рассчитывать на кредит от банка не приходилось. Размер кредита ‑ 80 миллионов рублей. Переговоры о нем велись несколько месяцев. В итоге помогла губернатор Светлана Орлова, лично объяснившая банкирам важность для города и области этого проекта.
Общий размер инвестиций потянет вместо первоначально запланированных 95 миллионов рублей на 100-110 млн. Деньги уже пошли на выкуп земли и имущества (порядка 16% всех затрат), разработку проектно-сметной документации (6%), ремонтно-восстановительные работы четвертого цеха, где и будут производить хрусталь (33%), возведение новых печей (33%), постройку современной котельной взамен устаревшей (12%)... Кстати, рост затрат связан в том числе с тем, что строить котельную изначально не планировали.
По задумке инвесторов, производство красивой штучной продукции станет хорошим манком для туристов. Как, например, в Венеции, где гости могут воочию увидеть создание стеклянного или хрустального шедевра. А то и сами могут «дунуть» в инструмент стеклодува. А чем мы хуже?
Огромного многотысячного штата на заводе не будет. В новый цех наберут не более 100 человек. Инвесторы еще весной при мне просили художников высказать собственные рекомендации по обустройству их будущих рабочих мест: «Планировка корпуса должна проводиться с вашим участием. Это принципиально. Это делается прежде всего для вас».
...Пробные пуски первой очереди запланированы на конец этого года. «Получится?» - поинтересовались мы у инвесторов. «Должно получиться», - прозвучало в ответ.

Прямая речь

Светлана Орлова,
губернатор Владимирской области:
- Это исконно для города - завод по производству хрусталя. Это история России, история Гусь-Хрустального. Отрадно, что директор
ВЭМЗа Алексей Русаковский, настоящий производственник, думает еще и о другом производстве. Будем надеяться, что первая очередь завода будет пущена. Вторая - более трудоемкая. Она требует подключения к федеральным программам. Одна из них - по линии Минкультуры. Вторая - по брендированию российских товаров - по линии Министерства промышленности. С этим постараюсь помочь.

Алексей Русаковский,
гендиректор ГК ВЭМЗ,
представитель инвестора:
- Кредит банку будем гасить за счет других своих бизнесов. Потому что проект возрожденного ГХЗ не окупится. Но связываться с ним все равно стоило. Есть имя, есть бренд... Это такие вещи, которые терять нельзя ни в коем случае. Фактически это сохранение города. Весь Гусь-Хрустальный живет вокруг названия «Гусевской хрустальный завод».

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
29 минут назад На выставку во владимирских Палатах приехали экспонаты из самого Петергофа
В Палатах Владимиро-Суздальского музея-заповедника начинает работу передвижной выставочный проект "Пространство Петра - пространству России". Он приуроченк 350-летию со дня рождения первого русского императора. Уникальна…
два часа назад Банк «Открытие» выступил совместным букраннером SPO Positive Technologies
Банк «Открытие» выступил совместным букраннером вторичного размещения обыкновенный акций ПАО «Группа Позитив» («Positive Technologies»), одного из лидеров российского рынка кибербезопасности в В2В сегментах.