25 декабря 2013 в 18:31

Памятники нашего городка. Серия вторая.

Фото: Полина Ганцева
Работая над первой частью расследования о состоянии памятников во Владимире, мы пришли к выводу, что объекты культурного наследия существуют в двух измерениях: бюрократическом и физическом. И если по бумагам объект содержится как положено, это еще не значит, что с ним на самом деле все в порядке.

Как, например, в случае с мемориалом «Здесь был Ленин». Верно и обратное: имущество арендаторов, к которым у чиновников больше всего претензий, является украшением исторического ядра города, как, например, дом Муравьева, занимаемый творческим объединением владимирских художников. Такие вот парадоксы нашего городка. Поэтому во второй части расследования мы хотим уделить внимание памятникам, по нашему мнению, находящимся в опасности. Кто знает, может, в кабинетах мэрии на этот счет другое мнение?
Итак, Подбельского, 1.
В муниципальном реестре памятников он числится под номером 28 как «Дом жилой с мезонином». Не сказать, что дом этот спрятан в переулках исторического центра. Он стоит на виду ‑ напротив Главпочтамта, и разрушается на глазах. Из-под обвалившейся штукатурки выглядывают деревянные стены, ничем не защищенные от дождя и снега. Внешний вид исторического здания, лишенного малейших следов заботы, оставляет гнетущее впечатление: как будто город дожидается его естественной кончины. А между тем краевед и реставратор Лидия Дудорова, один из самых авторитетных специалистов по архитектуре исторического центра Владимира, называет это здание изюминкой квартала.
- Он обязательно заслуживает сохранения, - заявляет Лидия Дудорова.
Дом купца Черникова 1-й четверти XIX в., рассказала она, интересен тем, что построен из дерева, но оштукатурен под каменный. В начале XIX в. такая практика была распространена, поскольку из дерева все же было строить дешевле. Но в наши дни ‑ это большая редкость. Тем более что мезонин придает постройке особое очарование.
Здание это с 2003 года занимает компания «Альтернатива-Климат-Т». В 2008 году, судя по документам, ею было оформлено охранное обязательство. В сентябре 2013 года срок договора аренды истек. Но компания продолжает работать по этому адресу. Выходит, договор продлен, несмотря на жуткое состояние арендуемого имущества?
Между тем как угловой дом он дает начало целому кварталу, в котором есть и другие примечательные постройки.
Как, например, дом городового архитектора Жарова, построившего во Владимире: кинотеатр «Ампир» - ныне печально известную «Художку»; Троицкую церковь, где сейчас ‑ музей хрусталя; приходское женское училище ‑ ныне спортшкола по художественной гимнастике (она тоже ‑ в муниципальном реестре памятников и, судя по внешнему виду, в приличном состоянии), и, наконец, круглый ГУМ в торговых рядах (Гагарина, 1) ‑ первый номер в уже упомянутом реестре. Впрочем, дом, построенный архитектором для себя, к памятникам не причислен, наверное, из тех соображений, что его имя связано с более значимыми и приметными городскими объектами.
Таким образом, весьма вероятное исчезновение главной архитектурной ценности квартала, скорее всего, приведет к коренной его перестройке. В связи с этим возникает резонный вопрос: не является ли отсутствие внимания к памятнику частью подобного плана?
Летнеперевозинская, 22. Двухэтажный небольшой домик с резьбой и каменным нижним этажом. Похожие строили в богатых деревнях Ополья. В нем действительно сохранился дух старины. Но примечателен, на наш взгляд, он современным своим видом: выпавшими из обнажившейся кирпичной кладки кирпичами, сорванными с петель и прислоненными к стене воротами, ржавой табличкой с номером дома и аккурат под ней - сияющим зеркальным блеском аншлагом, сообщающим, что это памятник, охраняемый государством. По документам, охранное обязательство подписано в июне этого года. Числится дом жилым, однако признаков жизни в нем мы не заметили. В общем, подходящий памятник городской политике в сфере охраны культурного наследия.
Кстати, соседний дом на два крыльца тоже может похвастаться изящной прекрасно сохранившейся резьбой, но в реестре памятников его нет. Хотя очевидно, что дом обитаемый и потому находится в более ухоженном состоянии.
И еще одно наблюдение: руины под баннерами, за что критиковали суздальские власти, есть и во Владимире! Правда, областной центр не слишком преуспел в маскировке. Честно сказать, принять за реальный дом прикрытую картинкой разруху по адресу: Летнеперевозинская, 9, можно разве что в темноте. Между тем непрезентабельный объект находится на перекрестке Летнеперевозинской, Вознесенской, Гоголя и Ново-Гончарной и попадает в поле зрения гостей сразу нескольких фешенебельных отелей города. Да, официально это не объект культурного наследия. Но с точки зрения туристической привлекательности ‑ это шрам на лице города.
Из увиденного нами вывод напрашивается сам собой: городу нужна программа сохранения не только памятников, но всего исторического центра. Впрочем, на этом наше расследование не заканчивается. Продолжение читайте в новом году.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
12 минут назад Двое жителей Юрьев-Польского организовывали фиктивные браки для иностранцев
Юрьев-Польский районный суд вынес приговор в отношении двух местных жителей. Мужчину и женщину признали виновными в организации незаконного пребывания в РФ иностранных граждан. Подробности дела сообщает пресс-служба Прок…
42 минуты назад Во Владимире открылась обновленная экспозиция музея МЧС
25 апреля, в преддверии Дня пожарной охраны Российской Федерации, который ежегодно отмечается 30 апреля, состоялась презентация обновленной экспозиции музея Главного управления МЧС России по Владимирской области. На меро…