Любимыми зимними развлечениями богатых владимирцев были балы и маскарады, которые проходили сначала в Дворянском доме, где собирались дворяне, чиновники, почетные граждане, купцы. «Наша публика переходит от удовольствия к удовольствию. В этих собраниях много энергии, много жизни», ‑ писали «Владимирские губернские ведомости» в 1851 году. Даже на фоне веселых маскарадов особенным событием 1851 года явился балет «Пери», исполненный деть-ми «почетных городских семейств». «Как же не быть свидетельницею этого спектакля многочисленной публике, когда балеты и в столицах бывают редко! Он исполнен на нашей сцене с милым изяществом», ‑ писал восторженный зритель. Участник этого балета Владимир Танеев (впоследствии известный московский адвокат) вспоминал, что спектакль был поставлен молодым танцмейстером, артистом Императорского Московского театра Балдиным. «Роскошный зал дворянского собрания блистал огнями. Весь Владимир был тут. Взвился занавес. Молодой турецкий паша лежал на кушетке. Перед ним танцуют несколько женщин из его гарема… В таком роде продолжается балет. После спектакля был бал. И долго говорили по Владимиру о таком небывалом торжестве».
В начале XX века стали традиционными студенческие балы, которые проходили 26 декабря. Они обычно завершали концерты с участием известных московских артистов. В балах участвовал «весь цвет владимирских красавиц ‑ полковые дамы, молодые жены судейцев, московские курсистки, взрослые гимназистки в окружении блестящих офицеров и студентов, а в центре капитан Шмидт ‑ ротный командир 9-го Сибирского гренадерского полка, или танцующий вальс в первой паре, или дирижирующий кадрилью, проводя впереди всех «королеву бала», признанную всеми красавицами. Всеобщее внимание привлекал к себе подполковник Рогожин ‑ среднего роста толстяк, удивительно легко танцевавший мазурку. Обведя свою даму вокруг себя, он опускался перед нею на колени, целуя ее платье. Перед этой парой расступался весь зал, любуясь и аплодируя им».
В 1888 году был открыт Владимирский городской клуб, который занял просторное помещение в самом центре, недалеко от Золотых ворот. Состав членов этого клуба был довольно разнообразным и демократичным. В праздничные зимние дни здесь почти ежедневно шли маскарады (26, 27, 29, 30, 31 декабря и 1, 2, 4, 6, 7, 14, 21, 28 января). Хотя собиралось большое количество людей, оригинальных костюмов было мало: выделялись, например, костюмы «цыганки», «паука», «пажа».
С большим интересом владимирцы посещали космораму Г.Бокольмана, открытую в январе 1850 года на Дворянской улице в доме госпожи Безобразовой. Косморама ‑ это картины, на которые зрители смотрят в стекла, увеличивающие изображения до натуральной величины, причем картины производят впечатление действительности. Всего было представлено 15 видов Иерусалима времен «земного и поучительного странствования Спасителя мира» -
Иисуса Христа. Знакомство с косморамой было весьма интересно и познавательно: «христианин и любитель старины с глубоким чувством и с большим любопытством взглянут на эти библейские и евангельские места, на эти печальные картины, заимствованные из земной жизни Христовой».
В святочные дни исстари совершались гадания, устраивались игры и забавы. «Праздник Рождества Христова и святки прошли весело, ‑ писал 14-летний Александр Столетов (будущий профессор физики Московского университета). ‑ Мы играли, танцевали. Один раз были и ряженые. Не преминули испытать и гаданья. Натаскали кур, накрыли чашками водицу, землицу и т.п., топили воск. Разумеется, выходил вздор, а весело!.. Весело не желание знать будущее, которого, кажется, нельзя, да и не к чему удовлетворять, но самый процесс гаданья ‑ смешон, хлопотлив. Гадание прошло благополучно».
Любимыми народными забавами, которые привлекали «большое стечение публики и доставляли удовольствие даже высшему обществу», были катания с ледяных гор. Использовали естественные спуски с холмов, например, в начале XIX века катались от Дмитриевского холма до юго-западной башни Рождественского монастыря. Но к середине века катальные горы стали устраивать на Соборной площади, причем две горы ‑ одна параллельно другой. Молодые люди, съехав на санках или на рогожах с одной горки, поднимались по лесенке на другую и снова скатывались вниз. Время проходило весело, были устроены и вечерние катания. «Горы были освещены разноцветными фонарями, гремела музыка и раздавались удалые хоры песенников» - писали «Ведомости».
Такое обилие и разнообразие святочных развлечений иной раз даже утомляло владимирцев. Молодой человек, студент Николай Мясоедов писал в Казань своей возлюбленной Дуняше: «Я почти не заметил, как подошло Рождество. А на праздниках время понеслось еще быстрее. Чуть ли не каждый день находишься на концертах, которых на святках очень много. Если нет концерта, то какой-нибудь спектакль или вечер. Приходишь обыкновенно после 3 часов ночи. Встаешь поздно. Потом на каток, а там опять куда-нибудь на весь вечер. Устал я за это время ужасно».
С 1870-х годов стала распространяться традиция поздравления с праздниками родных, друзей и близких с помощью открытого письма. «Этот новый род корреспонденции устанавливается для ведения переписки открыто. На одной стороне бланка пишется подробный адрес назначения, а другая сторона бланка представлена для писания» ‑ сообщалось во «Владимирских губернских ведомостях» 10 декабря 1871 года. В конце XIX века появились иллюстрированные рождественские и новогодние открытки, которые в то время часто называли «поздравишками». Открытки к зимним праздникам печатались с тремя типами надписей: «С Рождеством Христовым!», «С Новым годом!», «С Рождеством Христовым! С Новым годом!». В их создании принимали участие известные художники: А.Бенуа, Л.Бакст, К.Маковский, Н.Каразин, Н.Рерих. Сюжеты открыток были рассчитаны на самые разные вкусы и социальные слои населения: изображались зимние пейзажи, русские церкви, лапки елок, очаровательные детишки, шутливые деревенские сценки.
В коллекции ВСМЗ из 213 поздравительных открыток 1900‑1910 годов более 50 ‑ с зимними праздниками. Среди них есть открытки с готовыми типографскими текстами поздравлений.
От Рождества до Крещения длились зимние праздничные дни - веселое и радостное время. Катание на тройках, санках, праздничный прием гостей, посещение близких родственников, святочные гадания, балы и маскарады, ряженые… Рождественские праздники - время добрых дел. В Святки было принято помогать больным, сиротам, подавать милостыню, делать подарки старикам, узникам, ибо Рождество - это праздник ожидания чуда, время надежд, какой бы период своей жизни в это время ни переживал человек.
От Рождества до Крещения длились зимние праздничные дни ‑ веселое и радостное время.
Катание на тройках, санках, праздничный прием гостей, посещение близких родственников, святочные гадания, балы и маскарады, ряженые…