Фамилия Таланова, по словам Елены, довольно редкая для жителей Владимирской области, приносит радость и удачу.
После окончания педфака Владимирского пединститута Елена Александровна работает в родной школе уже 20 лет. У нее дружная семья - муж и двое сыновей. Старший, Олег, сейчас служит в армии, младшему, Роме, - пять лет. Дочка остается пока в планах-мечтах.
- Хватает ли маме-педагогу, допоздна пропадающей в школе, времени на воспитание собственных детей?
- Стараюсь не ущемлять их во внимании, выполнять все, что положено маме, хотя это порой и непросто. В прошедшем году пришлось пережить немало волнений, связанных с проводами сына в армию, в ноябре ездила к нему на присягу. Младший сын очень быстро развивается: с двух лет буквы знает, с четырех читает.
Вместе с мамой сыновья разделяют увлечение спортом. Плавание, походы на байдарках, футбол и хоккей - любимые занятия.
Участвовать в конкурсе Елену коллеги агитировали уже несколько лет подряд. Согласилась только в этом году, потому что поняла ‑ созрела для того, чтобы показать, на что способна, поделиться наработанным опытом. Подготовка к конкурсу началась с весны ‑ были организованы курсы на базе городского методического центра.
- Своим мудрым наставником считаю Татьяну Петровну Слесареву, которая работает в школе уже около 40 лет ‑ учителем и завучем, - говорит Елена Таланова. - Она очень много помогала мне в подготовке к конкурсу.
Нужно было написать эссе, представить материалы с обобщением своего педагогического опыта, рассказать об используемых интернет-ресурсах.
Нестандартные уроки как средство развития познавательной деятельности младших школьников, формирование коммуникативной компетенции через социальное проектирование ‑ главные темы, над которыми трудится педагог года. За непростыми формулировками скрывается главное ‑ существующее сотворчество и взаимопонимание учителя и ее учеников.
- Социальный проект «Зонтичный пират» жюри признало интересным и злободневным, - рассказывает педагог года. - Вместе с детьми мы в виде стенгазет информировали о наступлении на наш регион зонтичного растения ‑ борщевика. У пожевавших его коров молоко начинает горчить. Поскольку при контакте с борщевиком возможны химические ожоги, аллергическая реакция и даже смертельный исход, необходимо привлекать внимание экологов и представителей власти. Растение нужно либо выкашивать - за сезон три раза, либо подвергать химической обработке. Сегодня ничего этого, во всяком случае в Суздальском районе, не делается, что я наблюдаю каждое лето.
- В чем ваша педагогическая философия?
- Учить детей добру, побуждать к добрым поступкам, не быть равнодушными к чужому горю. Сама я ‑ очень впечатлительный человек. Почему-то на линейках по случаю 1 сентября у меня на глазах всегда выступают слезы волнения. Стремление сочувствовать и помогать людям заложили с раннего детства родители. Я часто слышала слова: «Саша, выручай!» Саша ‑ это мой папа. К нам в дом люди шли днем и ночью. Отец был скуп на слова, но делом и поступками помогал людям. И даже сейчас, когда его уже нет, многие вспоминают папу добрым словом…
Безусловно, на мое становление повлияло то, что в детстве я была активисткой пионерского отряда им. Гайдара, участвовала в тимуровском движении, затем воспитывалась на идеях комсомола.
Первая учительница играет большую роль в жизни каждого человека, закладывает самые важные навыки, влияет на его успешность в будущем. Понимание этого заставляет меня чувствовать особую ответственность в работе с детьми.
- Что вас беспокоит сегодня как учителя?
- Современные дети не умеют общаться, и в этом большая проблема. Компьютер ‑ это здорово, удобно, мобильно. Но живое общение важно, его ничем не заменишь. Наши дети не умеют доказывать свою точку зрения, не умеют спорить, не обидев другого. К тому же им не хватает семейного общения ‑ даже благополучных родителей зачастую волнуют только работа и деньги.
- А сами дети вам на это жалуются?
- Конечно, они все рассказывают. Сколько же я знаю секретов и тайн! Естественно, их никогда не выдаю. Такое невозможно, ведь это доверил мне маленький ребенок.
- Есть ли у вас любимчики?
- Нет, конечно! Всех люблю одинаково. Что отличник, что двоечник, голубоглазый, кареглазый! Что касается оценок, то есть нормы, которые озвучиваю детям и родителям.
- С какими проблемами к вам приходят родители?
- За 20 лет пришлось со многим разбираться. Чаще обращаются за объяснениями. К примеру: «мой ребенок пишет хорошо, а вы говорите - плохо». Вместе смотрим тетради, чтобы вопросов не оставалось.
- Чем отличаются ваши нынешние ученики?
- У меня сейчас четвероклассники. Всего 28 человек, из них - всего 7 девочек. Очень неравнодушные, гиперактивные и подвижные. Был случай, когда в планетарии маятник уронили. До этого он 40 лет висел. Есть и озорники, во 2-м классе очень любили подраться, но всех перевоспитываем, и они изменяются в лучшую сторону. Вовлекаю их в совместные дела, игры и проекты по общению, экологии, краеведению. Ездим на экскурсии, а недавно побывали в Московском цирке.
- Есть ли в классе одаренные дети?
- Есть. Многие очень хорошо рисуют. В прошлом году Юра Кулаковский победил в областном конкурсе «История глазами юных владимирцев», Алина Вавилова и Дима Романцов заняли призовые места в разных номинациях.
- В чем, по-вашему, плюсы и минусы нового ФГОСа (федерального государственного образовательного стандарта)?
- Плюс ‑ в том, что упор делается на индивидуальное, творческое развитие ребенка, проектную деятельность. В принципе, мы и раньше этим занимались. Однако сегодня техническое оснащение совсем другое. Минус ‑ в перегрузке детей. Она, к сожалению, есть из-за обязательных часов внеурочной деятельности. Детям приходится трудиться полный день. После пяти уроков должны быть обед, прогулка и тихий час. Однако большинство детей не гуляют и не спят. Во второй половине дня еще занимаются в музыкальных, художественных и спортивных школах. Есть детишки, которые на уроках засыпают...
- Как вы относитесь к раннему развитию детей? К тому, что родители уже с трех лет водят малышей на английский, рисование, учат читать и писать.
- Во всем должна быть мера. Подход нужен индивидуальный. Любая школьная программа, кстати, рассчитана на нечитающего и непишущего первоклассника. Очень часто такие дети догоняют и перегоняют своих читающих сверстников. Но буквы и цифры, конечно, дошколята должны знать. Самое главное ‑ должен сохраниться интерес к учебе. Я противница раннего изучения иностранного языка. Лучше пусть родители отведут ребенка к логопеду ‑ сегодня у 70% учеников начальной школы проблемы с речью и произношением.
- Ваши четвероклассники будут сдавать ЕГЭ в этом году. Ваше отношение к этому.
- Не вижу в этом ничего страшного. Просто комплексная итоговая работа по проверке знаний по нескольким основным предметам сразу.
- Чем увлекаетесь в свободное время?
- Цветами. У нас дом под Суздалем. Занимаюсь дизайном садового участка. Поскольку у мужа «золотые руки», то он мне в этом помогает. Есть на нашем участке деревянная лошадь с тележкой, колодец ‑ для красоты. Растет очень много цветов: гортензии, анютины глазки, лобелии, гладиолусы, астры, розы. Моих любимых ромашек и петуний высаживаю до 100 штук. В прошлом году даже заняли призовое место в конкурсе «Суздальский район в цвету».
- О чем мечтаете?
- Чтобы были здоровы все близкие. А еще мечтаю, чтобы реку Нерль очистили от водорослей. Раньше она была совсем другая. Мы жили в селе Спасское Городище, близко к реке, в красивейшем месте, всегда был большой ледоход, сильное течение. Сейчас река заросла, и я, к сожалению, уже не могу показать своим детям красивый ледоход.
15 января 2014 в 16:43
Елена Таланова, педагог года-2013: «Современным детям не хватает живого общения»
Фото: Ирина ИГНАТОВА
Победительницей владимирского конкурса «Педагог года» стала преподаватель начальных классов школы № 44 (микрорайон Юрьевец) Елена Таланова. Она поделилась с корреспондентом «ВВ» тем, чем и как живет современный учитель.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 13:08 Сотрудники отдельной роты ДПС проведут специальный рейд во Владимире
В субботу, 23 ноября, во Владимире состоится специальный «антиалкогольный» рейд Госавтоинспекции.
вчера в 10:59 Во Владимире прошли детские соревнования по робототехнике
Во Владимире 20 и 21 ноября на площадке детского технопарка «Кванториум 33» прошли ежегодные региональные соревнования по робототехнике «РобоСтарт 2024». В состязаниях поучаствовали около 200 человек из разных муниципали…