28 января 2014 в 19:03

Пережиток прошлого?

Долгие споры АВО с Волго-Вятской пригородной пассажирской компанией (ВВППК) завершились. С 1 февраля часть пригородных поездов на маршруте Ковров - Муром будет заменена регулярным автобусным сообщением. Почему не удалось сохранить имеющееся железнодорожное сообщение в полном объеме? И была ли в этом необходимость?

Проблемы АВО с ВВППК родились не вчера. С завидной периодичностью (раз в несколько месяцев) железнодорожный менеджмент активизировался. Писал петиции в администрацию региона. Суть ‑ фирма, перевозя жителей, несет убытки. А субсидии из областной казны затрат перевозчика не покрывают. По данным ВВППК, более 30 миллионов рублей компания теряет на маршруте Ковров - Муром. А всего за год, обслуживая владимирцев, железнодорожники недосчитываются 70 миллионов. Словом, или увеличивайте бюджетное вспомоществование, или мы вообще в этом направлении не работаем.
Шантаж не действует на власть ‑ АВО представляет свои расчеты по пассажиропотоку и принципиально отказывается переплачивать. Но народ лихорадит: «Как?! Теперь и не доберешься никуда! Электрички же отменят...» Эмоции тех, кто регулярно пользуется поездами, курсирующими между станциями Муром, Волосатая, Селиваново, Ковров, понятны, но, строго говоря, в подобных высказываниях уже кроется серьезная ошибка.
Дело в том, что на маршруте Ковров - Муром электропоездов нет вообще. Речь идет о тепловозной тяге. Тепловозы на пригородных маршрутах в XXI веке - раритет и убыток в одном флаконе. И если бы еще к этому тепловозу были пристегнуты 10 битком набитых пассажирами вагонов... Тогда железнодорожники вряд ли бы роптали. Но ситуация другая. Изначально (лет 15-20 назад) маршрут Ковров - Муром - это был суперприбыльный поезд из 5-6 вагонов. Старожилы рассказывают - чуть ли не на крыши народ залезал, штурмом брал «паровоз»!
Но потом численность сельского населения в Ковровском и Муромском районах, и особенно в Селивановском, стала падать. Ездить стало некому. Кроме того, примерно на треть выросло количество личных автомобилей.
Уже несколько лет (и сегодня) на неэлектрифицированном участке ГЖД Ковров - Муром по территориям Ковровского, Селивановского и Муромского районов курсируют 10 пригородных поездов на тепловозной тяге, состоящих всего из двух вагонов. Четыре поезда возят народ по маршруту ст. Муром - ст. Волосатая, три - ст. Ковров - ст. Волосатая, один - ст. Селиваново ст. Ковров и два по маршруту ст. Ковров ‑ ст. Муром.
АВО, видимо, устав бодаться с компанией-перевозчиком, два года подряд проводила натуральное обследование пассажиропотока. Без этого невозможно было бы просчитать реальность замены поездов автобусами.
Что показало обследование? То количество пассажиров, которые платят за проезд и за которых отчитывается компания в администрации, реально меньше общего количества пассажиров. Пассажиры или вовсе не покупают билет (на маршруте Муром - Вековка безбилетников около 50%, и ВВППК письменно с этим согласилась), или берут билет на одну зону, а едут до конца маршрута.
Впрочем, нельзя не заметить, что в этих проблемных поездах вообще пассажиров немного. Например, в апреле за один рейс в утреннем поезде Волосатая - Муром в будний день едут 28 человек, в июне ‑ 30. Максимальное количество пассажиров фиксируется в выходные летом на маршруте Ковров - Муром ‑ аж 123, то есть почти все сидячие места поезда заполнены. Но это исключение из правил. Заметим, что кроме основного населения маршрутом пользуются сами железнодорожники, и их доля в общем пассажирообороте около 10%. Вообще, вывод проводившей мониторинг организации был весьма предсказуем: дорогой железнодорожный транспорт на маршруте Ковров - Муром, рассчитанный на массовую перевозку, можно заменить автобусным сообщением.
Последнее предложение компании-перевозчика, с которым согласился регион, сводится к отмене 5 из 10 поездов для вывода из графика движения одного пассажирского состава и сокращению затрат на его эксплуатацию.
Почему исполнительная власть пошла на это? За комментариями мы обратились в департамент транспорта и дорожного хозяйства АВО.
- Подчеркну, железнодорожное сообщение на направлении Ковров - Муром не отменяется полностью. Речь идет о сокращении количества поездов, - говорит Николай Теняков, заместитель директора департамента. - По направлению Владимир - Тумская никаких отмен в 2014 году не предусмотрено. Вряд ли и в будущем этот маршрут будет изменен, хотя ВВППК также считает его убыточным. Но мы никогда не пойдем на это, потому что даже чисто теоретически автобусным сообщением этот маршрут заменить нельзя. Там нет автодорог, в отдельных местах - просто болото, нужно очень серьезно вложиться в строительство дорог. Откровенно говоря, если бы была возможность, мы бы ничего не меняли и на направлении Ковров - Муром - пусть система работает! Но тогда нужно предусматривать гораздо больший объем компенсаций перевозчику из бюджетных средств. Объем субсидий должен вырасти как минимум на 15 млн к уже имеющимся.
На фоне напряженного областного бюджета такое увеличение субсидирования ВВППК вряд ли можно назвать благоразумным шагом. Все мы должны понимать, что если мы платим перевозчикам повышенную субсидию из бюджета, то платим мы деньгами жителей региона. Это те же налоги, которые могли бы пойти на другие, не менее значимые статьи расходов.
Другим вариантом сохранить убыточные маршруты (а они объективно таковы) могло бы стать утверждение экономически обоснованного тарифа. В ВВППК считают, что если бы они перевозили владимирцев по тарифу в 2,48 рубля за 1 пассажирокилометр, об убытках можно было бы не заикаться. Но для населения в нашей области утвержден тариф в 2,37. На его увеличение власть не пошла. И не пойдет. Поскольку, как заявляют в АВО, перекладывать все расходы на плечи граждан в социальном государстве не пристало.
А что же сами перевозчики? Они-то предпринимали какие-то усилия для сокращения убытков собственной компании? Один из путей - вкладываться в модернизацию. Например, заменить подвижной состав.
- Мы предлагали ВВППК проработать вопрос обновления подвижного состава, - продолжает Теняков. - Мол, не просто пользуйтесь тем, что у вас в аренде (ВВППК арендует у ГЖД вагоны и локомотивы), но, чтобы снизить затраты, переходите на рельсовые автобусы. Они менее затратные, работают на дизтопливе, на 30% дешевле. Для наших потребностей рельсовых автобусов (РА) было бы достаточно: в РА-1 - 60 мест, 1 вагон и в РА-2 - 3 вагона, которые нельзя разбивать. На что нам был ответ - у нас нет средств.
Нежелание коммерческой фирмы (ВВППК ‑ дочка ОАО «РЖД») спасать свой утопающий в убытках бюджет привело к тому, что регион-33 согласился на сокращение количества поездов. Для того чтобы это сделать с минимальными неудобствами для граждан, профильный департамент АВО готовил варианты: прорабатывал автобусные маршруты, изучал дорожную сеть, вел переговоры с автоперевозчиками и муниципалитетами...
За счет средств, предусмотренных областной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения на 2012-2015 годы», выполнены работы по устройству защитного слоя автомобильной дороги Булатниково ‑ Межищи - ст. Безлесная. Междугородний автобус «Ковров - Муром» пойдет через с. Климово и д. Межищи. Появятся новые автобусные маршруты Ковров - Шевинская - Новый Быт и Красная Горбатка ‑ Ковров. Стоимость проезда на автобусе на каких-то маршрутах будет даже ниже. Время прибытия в конечные пункты автобуса и поезда тоже практически не отличается. Максимальная разница - 10 минут.
- Сегодня пассажир не теряет возможности уехать. И это главное, - подводит итог Теняков. - Есть, конечно, населенные пункты, в которых мы не осуществим подвоз автобусом. Для них просто сокращено количество поездок на железной дороге. Но для основной массы пассажиров вопрос решен в их пользу.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 12:16 Житель Владимира Валерий Архипов рассказал о службе в зоне СВО
В октябре 2022 года Валерий отправился на специальную военную операцию ВС РФ на Украине. Он самостоятельно принял такое решение. Говорит, сделал выбор из патриотических соображений.
сегодня в 09:52 Муниципалитеты Владимирской области активно помогают подшефным воинским частям
Уже не первый месяц успешно развивается партнерство муниципальных районов и округов с конкретными воинскими частями на передовой и в прифронтовой зоне, которые являются подшефными для Владимирской области. Добрые примеры…