А в природе по-прежнему все спокойно. В экосистемах, еще не тронутых «человеческим гением», по-прежнему работают процессы самоорганизации и саморегуляции. На землю сыплется органика, микробы и черви делают почву, и растения получают все необходимое для гармоничного развития. На них обитают разные популяции болезней и насекомых, но обитающие тут же хищники активно сдерживают их численность. В результате все тихо существуют, не принося друг другу заметного вреда, не порождая катаклизмов и опустошений, а наоборот, взаимно заботясь о дальнейшем процветании своего корма.
И только мы, «сапиенсы», верим в пользу тотального убийства.
Заходя в магазин химикатов, как в аптеку, мы платим за сиюминутную надежду: полегчало бы сейчас, а дальше трава не расти! Пестицид для нас, как аспирин. Мы наивно думаем, что вредители тут же сдохнут, а оставшиеся в живых так напугаются, что поклянутся больше не вредить никогда. Зря, очень зря мы их так недооцениваем!
Цель любого живого существа ‑ приспособиться к любой среде. Наши яды и прочие «военные действия» ‑ лишь очередной жесткий фактор среды. А размножаемость и генетическая пластичность насекомых уже такова, что легко предвосхищает нашу техническую фантазию. Приспособиться к новому яду для вредителя ‑ дело двух-трех лет. Грибку достаточно одного года.
Уже известно несколько сотен видов насекомых, устойчивых ко всем имеющимся химикатам. В числе первых были домашние мухи: на тотальное применение ДДТ они ответили появлением нескольких популяций, устойчивых сразу к нескольким группам ядов. Глядя на колорадского жука, прямо-таки слышно, как он с ехидной усмешкой подводит итоги года: «Так-с!.. Карбофос, хлорофос ‑ старье! Децис, интавир, колорацид ‑ чепуха, усвоили. Каратэ, топаз, гром, регент (названия-то ‑ обхохочешься!) ‑ животы еще побаливают, но и это уже в прошлом. Что там осталось? Актара, конфидор? Разберемся за пару лет!» И на каждом огороде после актары в зиму уйдут несколько уцелевших героев, которым актара уже до фонаря. На будущий год они превратятся в несколько сотен, а через год дадут полноценную популяцию.
Главный эффект химзащиты ‑ создание устойчивых паразитов. Но это лишь одна сторона. Другая ‑ сама технология. Все препараты эффективны только при очень правильном применении! Этот факт никак не дается нашему пониманию. Точный срок, точная фаза вредителя, погода, температура воздуха, качество яда, его разведение, степень распыла ‑ все должно быть оптимальным, иначе эффект обработки обратный: усиление устойчивости вредной популяции. На деле соблюсти все тонкости очень сложно. Отсюда третья сторона химии: даже при максимальной точности работы пестициды не снижают численность вредной популяции! Они лишь убивают часть одного из поколений. Но к осени численность вредителя восстанавливается, и популяция уходит в зиму усиленной и окрепшей.
А вот самая грустная сторона химзащиты: яды-то ядовиты. А мы явно не приучены беречь здоровье. А еще меньше приучены беречь свою среду обитания ‑ биосферу!
Наконец, качество самого препарата. По закону «очень свободного» рынка оно мало предсказуемо. О добром имени заботится только производитель, а мелко фасующим посредникам это ни к чему: они едут на чужих брендах. И только ленивый не использует высокий спрос. Если препарат показал хороший эффект, его производство можно увеличить вдвое, вдвое же снизив качество. Посему новые препараты могут быстро «терять эффективность». Вредителям в это время ‑ прямо санаторий. В шоке только дачник, весь вечер таскавший опрыскиватель: при виде живых и здоровых «отдыхающих» у него крыша вскипает!
Итого: жесткая химия ‑ не средство спасения и оздоровления растений, не способ избавиться от патогенов. Химзащита, как шпион, говорит красивые и правильные слова, а работает на вредителя. Иными словами ‑ на свой доход.
«И что же, совсем пестицидов не применять?!» Увы, совсем без ядов уже не получится: слишком завязли. Но яды должны быть на своем месте. Это значит ‑ только в крайних случаях, если нет других способов спасти урожай, только самые безопасные и эффективные, осторожно, на ограниченных делянках, технически правильно и в точные сроки.
Альтернатива химии ‑ биопестициды. Это токсины грибов и микробов, гормоны насекомых или живые бактерии. Они работают не хуже химии, но намного безопаснее, а живые препараты не вызывают у патогенов привыкания.
Альтернатива пестицидам ‑ «народные» способы борьбы: отвары и настои всяческих растений, самодельные приманки и ловушки. Их тьма-тьмущая, и пишут о них очень много. Но их эффект зависит от конкретных условий. Сплошь и рядом то, что срабатывает у одного, совсем не работает у другого! Где-то медведка ловится на пиво, а у меня ‑ не хочет. У кого-то плоды съедает цветоед, а у нас его почти нет. В Киеве тля дохнет от табачного отвара, а у нас только морщится. И так далее.
Вывод: каждый должен найти способы, пригодные для своего участка, ‑ так же, как и свои травы в фитотерапии. Очевидно, и наши условия, и гены вредителей слишком разнообразны! Это лишний раз доказывает, что борьба ‑ ложный путь. Настоящая цель защиты ‑ вообще исключить необходимость в препаратах!
Нам не нужны средства лечения ‑ нужно, чтобы наши растения не болели. Не нужны средства уничтожения вредителей ‑ нужно, чтобы они не давали вспышек. Не нужны лучшие способы борьбы ‑ нужно, чтобы борьба стала ненужной. Вместо того чтобы ломать голову над очередной отравой, стоит задуматься: в чем же настоящая причина вспышек вредителей? Почему наши растения так уязвимы? И если яды не решают проблему, что является ее решением?
Многие ответы на эти вопросы давно известны и не имеют никакого отношения к химической защите.
Болеют в основном те растения, что не приспособлены к среде, ослаблены, изнежены или перекормлены. Вредители дают вспышку по двум главным причинам: а) вместо природного разнообразия ‑ монокультура; и к тому же б) в этой монокультуре все их враги уничтожены ядами. Так кто уничтожает наши урожаи? И слабые растения, и монокультура, и яды, отравляющие всех подряд, ‑ дело наших рук. Это придумали мы. Значит, мы можем все изменить!
Наша цель ‑ забыть о пестицидах. Ну, почти забыть. Пусть лучшие и самые безопасные из них стоят на нашей полке на всякий случай. Будем развивать защиту без борьбы.
Видимо, это самая практичная отрасль защиты. Кроме того, каждому из нас приходится изобретать свои приемы для своей ситуации ‑ как и свои нюансы агротехники.
Мне видятся три направления этой дисциплины.
1. Усиливать мощность и иммунитет своих посадок с помощью устойчивых сортов, плодородной органики и структурной почвы, а при необходимости и с помощью внекорневых подкормок, естественных стимуляторов или микробных сообществ.
2. Везде создавать разнообразную и устойчивую экосистему: природный ландшафт во всем поселении, разнообразие растений на своем участке, совмещение на отдельных грядках. Иначе ‑ в полной мере использовать взаимную защиту разных растений, создавать условия для процветания наших союзников: микробов-защитников и хищных насекомых.
3. Зная биологию и привычки паразитов, чинить им всяческие препоны: приманивать приманками, отпугивать пугалками, не позволять добираться до растений (преграды, укрытия), мешать размножаться, всячески обманывать, «крутить им мозги», «водить за нос» и т.д. Чтобы свести борьбу к минимуму, все найденные способы должны быть: а) не дорогими и не трудоемкими, б) безопасными для нас и нашей экосистемы, и в) должны давать одинаково надежный эффект в разных местах и в разные годы.
Пример: укрытие почвы черной пленкой надежно отсекает сорняки при любых условиях. Световая ловушка надежно ловит всех вечерних и ночных вредных бабочек. И в том же духе.
29 января 2014 в 18:21
Сказки о том, что вредит растениям
Вот уже скоро век, как человечество радостно покупает опрыскиватели и всякие яды для убиения разной живности, положившей глаз, зуб или спору на наши растения. Препаратов все больше, этикетки все ярче, и прыскаем мы очень усердно: по науке ‑ до десяти-пятнадцати обработок за сезон! Каков же результат? Исчезли ли вредители и болезни? Отнюдь! Наоборот, их количество, разнообразие и устойчивость к химикатам за время химической защиты многократно увеличились!
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 22:39 В Гусь-Хрустальном районе пожарные тушат крупное возгорание на пилораме
В деревне Лесниково Гусь-Хрустального района с вечера вторника, 16 декабря, горит пилорама. К 22 часам сотрудникам МЧС удалось локализовать возгорание на площади в полторы тысячи квадратных метров.
вчера в 19:50 Во Владимире на фасаде Центра пропаганды ИЗО оживут картины Валерия Кокурина
С 24 декабря по 11 января, ежедневно, с 16:30 до 19:30 на фасаде областного Центра пропаганды изобразительного искусства жителей и гостей города Владимира ждет свето-музыкальное шоу "Любовь моя - Россия". Оно посвящено в…