Памятник градостроительному безумию
- Потерян участок около бывшего ресторана «Нерль», - объясняет Станислав Чаев. - В свое время там были ров, мост, валы. В 1970-е годы совершили ошибку ‑ поставили ресторан «Нерль». В проекте 1980 года этот объект был отмечен как здание, диссонирующее со средой исторического ядра. Предлагалось по мере износа его убрать. Еще бы лет десять, и оно само по себе пришло бы в негодность, и, наверное, без особых затрат и потерь его можно было бы снести и какое-то здесь сделать благоустройство, которое подчеркнуло бы исторические особенности нашего города...
Что же происходит на деле? Здание с перспективой сноса обрастает пристройками.
- Его сначала продали в частную собственность. Потом хозяин решил убрать оттуда ресторан, сделать магазин. А спустя еще несколько лет сказал: «Так здесь ресторан, вообще-то, нужен! Давайте мы пристроим его сбоку». Ну, уж это вообще ни в какие ворота не лезет! Абсурд! Но сегодня пристройка возводится прямо на валах ХI-XII веков. Делается некая имитация вала, присыпается землей фасад этой пристройки. Честно говоря, обидно из-за этой бутафории. Да, было много споров, но пролоббировали, продавили это решение, - с сожалением констатирует архитектор.
Точно так же Станислав Чаев сожалеет о так называемом 25-м квартале - от кинотеатра «Мир» до площади Фрунзе, застроенном современным жильем.
- И последняя жирная точка ‑ это торговый центр на Фрунзе. Высотность превышена почти вдвое (в историческом ядре запрещено строить здания выше 11 метров. - Прим. авт.). Без лукавства там не обошлось, - полагает архитектор.
Напомним, за памятником Фрунзе возводится массивный торговый центр со стеклянным шатром и башней, смотровой площадкой над Лыбедским оврагом, а также гигантской лестницей за спиной революционера, на фоне которой его фигура просто теряется. Ауру исторического ядра, по мнению многих профессионалов, автору проекта сохранить не удалось, да и формы торгового комплекса вызывают немало нареканий.
- 25-й квартал уже надо исключать из исторического ядра, потому что там вообще ничего не осталось, - заявляет Станислав Чаев.
Памятник побратимам
Между тем за примером толкового и бережного использования старины для современных нужд далеко ходить не надо. Причем урок любви к собственной истории нам преподают немцы. По соседству с неуклюжими новоделами 25-го квартала красуется блестяще отреставрированный деревянный особняк 30-х годов ХIХ века ‑ дом № 25 на Большой Нижегородской, в народе известный как Эрлангенский. По данным краеведа Лидии Дудоровой, изначально он принадлежал священнику Ельцинскому. Примечателен особняк тем, что, построенный из дерева, он был оштукатурен и декорирован под кирпичный, как на Подбельского, 1, о котором мы писали во второй серии нашего расследования. Таких домов в городе почти не осталось. Отрадно, что наши побратимы из Германии содержат архитектурную редкость в идеальном порядке, хотя по документам ‑ он и не памятник вовсе.
Гостиница «Владимир» прирастет этажами?
Теперь об официально признанных памятниках. В Ветшаном городе их немного. Начнем с гостиницы «Владимир», построенной в 1950-х годах. В процессе подготовки этого материала нам стало известно, что здание в скором времени подвергнется масштабной реконструкции. Архитектурно-функциональную концепцию обновления гостиницы разработала московская компания «РусПроект-Отель». Она предполагает, в частности, увеличение номерного фонда за счет надстройки новых этажей. Иллюстрация на сайте компании (http://sityfox.ru/news/info/143/) настораживает. Если судить по картинке, то над четырьмя существующими этажами гостиницы вырастет еще черная мансарда. Смотрится она как инородное тело на строгом каменном фасаде здания. К тому же она добавляет высоты современной постройке, и так выбивающейся за разрешенные 11 метров. Однако автор концепции, до которого нам удалось дозвониться, успокоил: мол, новые этажи появятся только во дворе гостиницы, который, по сути, станет атриумом, и будут заметны лишь со стороны вокзала.
Управляющая гостиницей «Владимир» Раиса Ковшова пояснила, что реконструкция действительно планируется. Однако пока нет даже проекта. Так что строительные работы начнутся не ранее чем через год-два. Она заявила также, что внешний облик здания не изменится.
- Это же памятник архитектуры в историческом ядре, и никакие мансарды и новые этажи нам никто никогда не согласует, - объяснила Раиса Ковшова, добавив, что документацией занимается уже не фирма «РусПроект-Отель», а местные проектировщики.
То, что туристический бизнес изыскивает возможности для роста с оглядкой на историческую среду, похвально и объяснимо ‑ состоятельные клиенты это оценят. С другой стороны, городской общественности в этом вопросе нужно «держать руку на пульсе», а то в нашем городке всякие архитектурные казусы случались.
В следующей серии мы продолжим рассказ о памятниках Ветшаного города.
29 января 2014 в 18:45
Памятники нашего городка Серия четвертая
Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА
Сегодня отправляемся в так называемый Ветшаный город ‑ это восточная часть исторического ядра от гостиницы «Владимир» до площади Фрунзе. Архитектор Станислав Чаев называет этот район главной потерей города за постсоветский период.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:19 Во Владимирской области меняется размер взноса за капремонт
Изменения запланированы на 2025 год. Соответствующее постановление подписал губернатор Александр Авдеев. С будущего года жители многоквартирных домов с лифтом и без будут платить по разному тарифу.
вчера в 18:50 Во Владимире в торжественной обстановке поздравили женщин с Днем матери
Областное торжественное мероприятие, посвящённое Дню матери, прошло 22 ноября во Владимире. В преддверии праздника, который страна отмечает в последнее воскресенье ноября, в Концертном зале им. С.И.Танеева собрались мамы…