5 февраля 2014 в 17:01

Бензиновые «непонятки»

В самый разгар крещенских холодов к одному моему знакомому, хозяину небольшого автосервиса, притащили на эвакуаторе хорошую иномарку. Ее владелец обрисовал ситуацию кратко, но исчерпывающе: все было хорошо, приехал с работы, поставил «тачку» во дворе. Неделю в холода она простояла недвижима, а теперь второй день не хочет заводиться. Просто так, «без объявления войны». Вот и притащил ее, так сказать, «на воспитание».

Что-то не так...
Отогревшуюся в теплом боксе машину на следующий день попытались завести. Какие-то признаки жизни она подавала, но заводиться отказывалась категорически. Тотальная диагностика только усугубила смущение: компьютер упорно показывал - все системы аппарата полностью исправны. Проверка углов установки механизма ГРМ тоже ничего не дала - все тип-топ. Но не заводится.
Оставалась только одна причина - некачественное топливо. Хозяин сервиса провел эксперимент, причем, как водится, абсолютно по-русски - взял да и заправил свою машину слитым из «воспитанницы» бензином. Результат «не разочаровал»: иномарка, до этого заводившаяся в любые морозы, тоже «умерла». Все стало ясно: промывать топливную систему придется не на одной, а на двух машинах...
В принципе, с некачественным бензином сталкивались многие. Мой знакомый - не исключение. Но, по его признанию, такого случая в его практике еще не было. Оказалось, что слитое из бензобаков топливо в морозы даже не загоралось! Естественно, возник главный вопрос: где такой бензин продают? Владелец первой машины вспомнил, что ездил по делам службы в Ивановскую область, там и залил на одной из заправок в бак пятнадцать литров «девяносто пятого», чтобы до дома доехать. Вот и доехал...
Откуда что берется...
В среде автомобилистов появился новый термин: «масляная чума». Был уже «массовый мор» в Петербурге, когда после заправки «умирали» не только подержанные, но и новые автомобили. Дело получило довольно весомый резонанс, причину внезапной кончины двигателей выясняли профессионалы одной из немецких лабораторий. Они-то и вынесли вердикт: всему виной - бензин. Хотя бензином то, что лилось в бензобаки, и назвать-то было сложно: около половины объема - непредельные углеводы, ксилол, бензол, толуол и прочая дрянь. От взаимодействия с таким «коктейлем» моторное масло теряло свои свойства - и двигатель вставал.
В тот раз владельцы заправки - неслабый сетевой бренд - предпочли не нагнетать обстановку и выплатили пострадавшим компенсации. И страсти улеглись...
И вот, образно говоря, «рвануло» совсем близко - в соседней с нами области. И где гарантия, что на такой «бензин» водители не «нарвутся» и у нас? А ее просто нет. По крайней мере, эксперты, отслеживающие состояние российского топливного рынка, единодушны в том, что некачественное топливо для нас - чуть ли не норма. И расходятся лишь в оценке этой «нормы». К примеру, Росстандарт, по данным своих проверок, утверждает, что им торгуют чуть ли не на четверти заправок Москвы и Подмосковья. Независимые же эксперты приводят свои данные - около 70%. Расхождение не вызывает удивления: сейчас у надзорных органов «связаны руки» - им запрещено «без необходимости» проверять конкретную АЗС чаще, чем раз в три (!) года. Причем дату каждой проверки они должны объявлять заранее.
А сама ситуация на топливном рынке, по крайней мере, в конце прошлого года, была вообще парадоксальной: оптовые цены на топливной бирже нередко превышали розничные на заправках. Компаниям, имеющим собственные нефтеперерабатывающие заводы, это было не смертельно, а маленьким АЗС, вынужденным покупать бензин где придется, - как говорится, край. И естественно, что «бодяжение» бензина вновь стало явлением весьма массовым. Только в Подмосковье, по данным правоохранителей, сейчас насчитывается больше двух сотен полуподпольных «мини-НПЗ», которых в народе давно прозвали «самоварками» и «керосинками». Вот с таких-то «производств» суррогат и разливается по стране.
Во Владимирской области, как оказывается, тоже не все гладко. По крайней мере, эксперты уверяют, что только треть продаваемого у нас топлива соответствует стандартам. Остальное - как повезет...
Остается только покориться...
И как тут быть? По большому счету, как это ни кощунственно звучит, самый оптимальный вариант - рост цен на топливо. По крайней мере, в этом случае рынок немного стабилизируется и торговать «бодягой» будет невыгодно. Но, во-первых, этот вариант вряд ли с радостью примут сами автомобилисты. Во-вторых, всегда найдется «умник», который при любых условиях не преминет «схимичить»...
Вариант номер два - заправляться только на проверенных заправках или у крупных брендов. Тоже никакой гарантии. Это показывает в том числе и личный опыт. Были случаи, когда после заправки на АЗС, принадлежащих довольно сильным «игрокам рынка», машина начинала буквально задыхаться. До серьезных поломок слава богу ни разу не доходило, но личный реестр «недобросовестных поставщиков» уже разросся довольно ощутимо. То есть и здесь уже далеко не все хорошо.
И, наконец, вариант третий и, наверное, последний. Ездить на газе. Его-то хоть пока не «бодяжат». Но пока этот вариант многие - и я в том числе - рассматривают как самый крайний. По множеству причин.
Без опоры и защиты...
Самое обидное, что наказать «нечестную» заправку простому автовладельцу весьма проблематично. Теоретически все просто: в случае чего пишешь претензию. Заправка обязана провести за свой счет экспертизу и выплатить компенсацию. Но на деле это работает лишь в одном случае - при наличии доброй воли самих заправщиков. При ее отсутствии - путь тупиковый. По крайней мере, случаи, когда суды вставали на сторону потерпевшего от некачественного топлива владельца «железного коня», в нашей области можно пересчитать на пальцах одной руки. Это - за последние несколько лет. К сожалению, приходится констатировать: законодательство российское пока больше любит не тех, кто покупает бензин, а тех, кто его продает. И в данных реалиях автомобилист так и будет беззащитен...

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:11 Владимирскому агробизнесу наметили точки роста
28 марта во Владимире прошла областная конференция сельхозпроизводителей и фермеров «Точки роста малого агробизнеса в регионе». Ее спикерами стали первый заместитель Губернатора Александр Ремига, заместитель министра сел…
вчера в 18:34 Заксобрание Владимирской области приняло решения в поддержку аграриев
Два закона, которые приняло Законодательное Собрание области на заседании 28 марта, касаются сельского хозяйства. Одно из принятых депутатами решений позволит увеличить выплаты молодым специалистам, выбирающим труд в агр…