5 февраля 2014 в 17:43

Право как рынок

Когда в свое время мы покупали квартиру, то были восьмыми в цепочке одновременных сделок купли-продажи ‑ и единственными, кто на подписание документов к нотариусу пришел с юристом. Остальные продавцы-покупатели подмахнули договоры не читая, да еще и сердясь на нас, что мы всех задерживаем - наш юрист больше часа въедливо изучал документы. Я тогда задумалась: почему никто, кроме нас, не позвал адвоката? Ведь разобраться в современной казуистике неподготовленному человеку нереально. И, случись что, потеря жилья станет катастрофой.

Избытка юристов нет
В одном из интернет-анкетирований опрошенные назвали три вопроса, по которым они обратились бы к юристам: на представительство интересов в суде, на разбор имущественного спора, на сделки с недвижимостью. 20% опрошенных предпочли бы услуги платного юриста, а не бесплатного.
Недавно я и сама провела опрос. Обнаружила: многие не идут к юристам, либо считая, что те дерут три шкуры, либо лично не зная юристов, которым они могли бы доверять.
Доверие ‑ штука индивидуальная. Но первый вопрос, который я задала члену правления Ассоциации юристов России, директору Юридического института ВлГУ Вячеславу Картухину - верно ли мнение, что юристов в стране и в области переизбыток? Оказывается, в корне неверно.
- Наше государство правовое. Это выражается в большом количестве нормативно-правовых документов. Они сложны для понимания граждан. Но применять их надо. А как, не понимая, применять?
Правовыми знаниями в идеале должен обладать каждый. Но идеала нет. Нужны посредники ‑ юристы в разных сферах: в экономике, в органах государственной власти, на муниципальном уровне. Так что переполненности рынка пока нет. Но точного числа юристов ни в стране, ни в области, судя по всему, не знает никто. Хотя представить картину можно. По словам Картухина, в нашем регионе все вузы выпускают в год около тысячи новоиспеченных юристов (из них примерно 60% - девушки). Если наша доля в экономике страны примерно 1% (многие эксперты так считают), то ежегодно Россия выпускает порядка 100 тысяч юристов.
- Количественно это много, - признает Вячеслав Юрьевич. - Но качество разное. Треть ‑ троечники, половина ‑ хорошисты. Лишь 20% - отличники. Конечно, хороший студент - еще не гарантия хорошего специалиста, однако оценки характеризуют отношение к делу. Если человек прогуливал занятия, то велик шанс, что хорошим юристом он не станет.
По оценке Картухина, по специальности успешно устраивается на работу примерно 80% выпускников. При этом год от года все больше тех, кто изначально получал юридическое образование для себя, для бизнеса, чтобы самостоятельно разбираться в законах.
- У нас сейчас 10 предложений о работе для старшекурсников, но мне пока некого рекомендовать, - улыбается Картухин. - Все, кто уже может работать, трудоустроены. Часть даже взяла свободное посещение. Мы это приветствуем - практика тоже очень важное дело.
Сколько стоит стать юристом?
В московских юридических вузах цена учебного года для очников-платников начинается примерно от 90-100 тысяч рублей. В Юридическом институте ВлГУ цена скромнее ‑ 63,3 тысячи в год. Цены на заочную форму обучения тоже отличаются от московских, примерно в 2 раза. Учиться во Владимир все чаще едут жители столичного региона.
Откуда взялась цена в 63,3 тысячи? Вячеслав Картухин говорит - это министерские требования по оплате. Столько же стоит год обучения бюджетного студента. Ежегодно «цена вопроса» вырастает примерно на 2 тысячи рублей.
Но и со скромными требованиями по оплате во Владимире за пять лет обучения набегает более 300 тысяч. Их окупить надо. Получится ли?
Среди моих родственников-юристов есть недешевый адвокат и федеральный судья. Оба к своим статусам шли 25-30 лет.
- Насколько последующая карьера адекватна ожиданиям ваших студентов? - спросила я у Картухина.
- Далеко не всегда, - признал он. - Хотя некоторым удается устроиться уже на старших курсах на зарплаты в 30-60 тысяч рублей. Успех возможен, если профессия ‑ призвание. Но много и тех, кто считает, что юристу легко получить и высокий статус, и приличные деньги. Но нелегко. В любом направлении юриспруденции.
Но есть и хорошая новость: рынок обширен, устроиться можно. Например, в органы госвласти. Хотя у новенького со свежим дипломом зарплата там на начальной стадии смешная ‑ 10-12 тысяч. А спрос серьезный. Вячеслав Картухин даже шутливо называет первый год работы вчерашнего выпускника юрфака в госучреждении «чистилищем». Зато, пережив его, можно оперативно подняться по карьерной лестнице.
Кто не хочет во власть ‑ добро пожаловать в частную сферу. Например, организовать консалтинговую или адвокатскую фирму. Уже есть успешные примеры. Под диктофон они своих оборотов не озвучивают, но в частных беседах говорят: он составляет десятки миллионов в год. Для владимирского рынка это неплохо.
А можно стать тем, кого наш эксперт называет «вольными каменщиками». Это юристы, работающие по гражданско-правовым договорам с 3-6 фирмами, представляя их интересы, когда требуется. В среднем расценки по таким договорам ‑ 20-30 тысяч с фирмы в месяц. Неплохо, учитывая, что сохраняется относительная свобода жизни ‑ в офисе с восьми до пяти такие юристы не сидят. Но понятно, что абы кого коммерсанты на такую «ренту» не возьмут.
- Этим нужна особая предприимчивость, - говорит Вячеслав Юрьевич. - Надо самому понимать, где ты как юрист можешь заработать. Земельные или имущественные отношения. Интеллектуальная собственность. Страхование. Купля-продажа недвижимости. Банкротство. Оптимизация налогов... Список большой. А по госзакупкам, например ‑ огромный! Спецов не найдешь днем с огнем.
Но в вузах пока нет четкой специализации будущих асов юриспруденции. Сейчас ее разрабатывают.
- Перенастройка требует времени, - говорит Картухин. - Частью ее станет более активное приглашение читать лекции успешных юристов-практиков. Теория теорией, а опыт - бесценен.
Имидж - всё
В адвокатской среде ограничений больше, чем у «вольных каменщиков», а конкуренция ‑ острее. Но многие адвокаты пока не понимают «силы СМИ». В чем один из секретов успеха таких звезд адвокатуры, как Астахов, Кучерена или Добровинский? В узнаваемости. Люди пойдут, скорее, к тому, кого думают, что знают. Вышеупомянутые господа охотно общаются с ТВ и прессой.
А вот во Владимире я дважды пыталась зазвать на интервью адвокатов. Оба сослались на занятость. А у одного еще и помощница разговаривала хамски. Правда, один потом пытался навязать свою тему ‑ в интересах одного из своих подзащитных. Но долгоиграющей и постоянной работы на имидж наши местные адвокаты не демонстрируют. Увы.
Также жаль, что наши не используют практику американских коллег, берущихся за дела о финансовых претензиях не за гонорар и почасовую оплату, а за процент от выигрыша. Это справедливо - и риск, и деньги в случае победы делить. В России о такой практике я не слышала. Хорошо понимаю Картухина, сказавшего:
- Меня порой коробит, что часто не обозначается ответственность адвоката за качество оказанных услуг. Как можно, взяв деньги с гражданина, проиграть дело и не вернуть ему затраты?
Считать доходы нотариусов и адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, можно по данным за 2012 год (декларационная кампания за 2013-й еще идет). Декларации подали 132 нотариуса и адвоката. Всего в области 73 нотариуса и 503 адвоката, но у адвокатов, работающих в конторах в качестве «наемников», НДФЛ удерживается работодателем. Так вот, эти 132 человека за 2012 год заплатили около 30 млн рублей НДФЛ. Если «плясать» от этой суммы, то годовой доход каждого в среднем составляет около 1,7 млн. Но думать, что нотариусы с адвокатами шикуют, не стоит: как правило, серьезная сумма из их заработков тратится на помощников, секретарей и прочие накладные расходы.
Я спросила в УФНС, случалось ли им ловить юристов-частников на уклонении от уплаты налога. Там не смогли припомнить ни одного случая.
Цена вопроса
Низкими расценки местных адвокатов не назовешь. Но и запредельными ‑ тоже. Минимум от 5 тысяч за день участия в суде или на стадии дознания. От 7 тысяч ‑ тариф на день участия в арбитраже. Максимум не ограничен. Консультация ‑ от тысячи рублей. Завещание ‑ тысяча. Брачный договор ‑ 5 тысяч. Если юрист оформляет наследство, то тут все зависит от объема наследственной массы. При вызове на дом или в офис плата удваивается.
Местные тарифы я сравнила с московскими. Получилось примерно следующее. Консультация ‑ от 1,5 до 3 тысяч рублей. Составление иска ‑ от 3 до 20 тысяч. Представительство в суде ‑ 30-300 тысяч. Сопровождение сделок с имуществом ‑ 5-150 тысяч. За сопровождение переговоров в столице берут от 10 тысяч рублей. А вот правовое сопровождение юрлиц и ИП (сфера деятельности «вольных каменщиков») сопоставимо с владимирскими ценами ‑ от 30 тысяч в месяц.
Достоверной и полной информации о размерах сектора платных юридических услуг нет. Если верить ВТО, его доля - 1,1% экономики «типичной» индустриально развитой страны. В нашей стране, по некоторым данным, объем рынка правовых услуг исчисляется десятками миллиардов и демонстрирует положительную динамику, увеличиваясь на 100-150%(!) в год.
Так что не зря в юринституте ВлГУ конкурс составляет 17 человек на одно бюджетное место при среднем проходном балле ЕГЭ - 84.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 21:24 Во Владимирской области заметили пару благородных оленей на бобровом затоне
Специалистам Госохотинспекции Владимирской области удалось заснять на видео двух самок благородного оленя. Грациозные животные были явно не расположены к фотосессии - в момент съёмок они преодолевали разлив, образованный…
вчера в 18:37 Более 157 тысяч жителей Владимирской области выбрали объекты для благоустройства
Речь идет о проектах 2025 года, сообщает пресс-служба правительства Владимирской области. Голосование шло в 22 муниципалитетах. В 15-ти из них жители решали, какие общественные пространства должны быть обновлены, а в сем…