10 февраля 2014 в 18:13

У трубы без газа

Фото: Светлана ЛАПЦОВА.
Жители деревни Краснораменье Камешковского района за свои деньги протянули газопровод. Но до сих пор никто из них не может подключиться к газу. Почему? В Краснораменье отправился наш корреспондент.

Дровами по старинке...
Краснораменье сегодня ‑ декорация пьесы абсурда. Первое, что бросается в глаза, сразу на въезде - газорегуляторная установка. Вся деревня вдоль и поперек опутана выкрашенными в ярко-желтый цвет трубами. И вот на этом фоне потенциальной «газовой благодати» краснораменцы привычно набирают чурочки из поленниц и идут топить печки.
Газовая труба и разводящая уличная сеть, если считать с расходами на документацию, обошлись селянам на круг в 4 миллиона рублей. Примерно по 130 тысяч целковых с каждого домовладения.
- И нам обещали осенью 2013 года дать газ, - рассказывает Виктор Степанович Шишенков. - Но потом бригаду, которая у нас работала, перебросили на другой объект. Вернулись газовики к нам только в ноябре. Закончили работы, сделали продувку. В конце ноября уличная разводка была готова...
Но вот уже февраль 14-го, а газа нет.
- Все идет по плану, - заверяет староста деревни Виктор Петрович Лазарев. - Подключение было намечено на январь. Но морозы помешали. В этом месяце точно начнут подключать...
Он здесь, в Краснораменье, представитель власти. Ему положено быть оптимистом. Но и Лазарев признается - хотелось бы, чтобы голубое топливо пришло в дома побыстрее:
- В морозы люди начинают включать электрообогреватели. Напряжение в сети падает до 150-160 вольт. Электроприборы перестают работать. А то и вовсе могут выйти из строя. Да и топить дровами ‑ тяжело, особенно тем, кто уже не молод.
Неудобства испытывают все краснораменцы, невзирая на социальный статус и уровень благосостояния. Но вот уверенность старосты в том, что к концу зимы в их дома газ все же придет, разделяют далеко не все.
Истоки
народных обид
Россия ‑ один из главных мировых производителей и поставщиков природного газа. Но при этом даже в Центральной России печка отнюдь не редкость, а на селе так даже правило. Во Владимирской области, к примеру, сельская местность газифицирована менее чем наполовину. Это в XXI веке!
Вопрос о том, как такое случилось в масштабах страны, ‑ за рамками нашей статьи. Напомним лишь, что в советское время в первую очередь газифицировались союзные и национальные республики. Но, может быть, теперь, когда «иждивенцы» живут своим незалежным умом, стоило бы заняться улучшением жизни своих людей?
Дождались. В стране запустили программу газификации села. Но у этой программы серьезные финансовые ограничения. Например - обязательное софинансирование работ со стороны областного и местного бюджетов. А в них денег не так много, как бы нам хотелось. Потому выбираются приоритеты. В первую очередь газифицируются большие, крупные села, где есть школы и т.п. Остальные ‑ в очередь.
Тем, кто устал ждать, предлагается строить газотранспортную и распределительную инфраструктуру за свой счет. Обидно? Несправедливо? А что делать? У нас рыночная экономика. Вот селяне и собирают деньги сначала на проект, потом на подведение труб, потом - на подключение.
- За последние пять лет в нашем поселении вся газификация проводилась только и исключительно за счет граждан, - признается заместитель главы Пенкинского сельского поселения Валерий Иванович Бритвин. - И в Пенкино тоже - не только в Краснораменье.
А теперь ‑ ситуация: вы сдали немалые деньги. Вам провели газовую трубу к домам. Но дома не подключают. И неизвестно, когда подключат. Такой вот рынок... За что деньги плачены? За наличие рядом с домом пусть красивой, но не заполненной газом трубы?
- Чтобы пустить газ, нам нужно было от каждой трубы пройти в дом, поставить счетчик, сделать разводку по дому на котлы и газовые плиты. Нужно было пригласить сметчика, который обсчитает, осметит. Мы некоторые дома не сделали. В райгазе нам сказали, что пока все до последнего этого не сделают, ничего нам подключать не будут, - разводит руками местный житель Виктор Шишенков.
А вот рассказ Майи Михайловны Волковой:
- Я платила за проект, необходимый для ввода газа в дом. И меня направили делать смету. В сметном отделе меня заверили, что все сделают за 10-14 дней и после этого наш дом подключат к газу. Позвонили мне только через месяц: мол, нужно быстро оплатить смету. Я поехала платить и спросила - а когда же будет газ? Я же все проплаты сделала. Мне отвечают - половина жителей не заплатили за основную магистраль. И половина жителей не сделали ввод в дома. Когда будет 50%, тогда и будут подключать. Но зачем тогда торопили оплачивать смету?
Пытаемся разобраться
С «коллективной ответственностью» за внутридомовые работы всего населенного пункта я вообще сталкиваюсь впервые. Эти работы выполняются в индивидуальном порядке. Объяснений у меня этому краснораменскому феномену только два. Либо жители и районные чиновники друг друга не поняли, либо в райгазе живут не по законам Российской Федерации, а по каким-то своим, что чревато. Задолженность за строительство газо-
провода, о которой упомянул и заместитель главы МО Пенкинское Валерий Бритвин, - это дело более серьезное. Если договор был заключен, он должен выполняться обеими сторонами.
Пытаясь дозвониться до подрядчика, раздумываю вот о чем. Ведь газпромовские структуры живут за счет эксплуатации «национального достояния» - освоенных на наши общие деньги месторождений. По логике, газовики должны быть заинтересованы в росте числа потребителей своего газа внутри страны. Тем более что потребители на свои кровные уже построили транспортную сеть, хотя во всем мире этим занимается ресурсоснабжающий бизнес. Наверное, было бы правильно найти разумный компромисс с рассроченной оплатой долга вместе с оплатой счетов за потребленный газ. Тем более что такой опыт есть в нашей области.
Наконец мне удалось дозвониться до генерального директора ООО «Газовые коммуникации» (оно строило газопровод) Николая Груздева.
- Какой такой долг? - удивился Николай Алексеевич. - С нами жители рассчитались полностью. Мало того ‑ выполненные нами работы оказались по факту на 350 тысяч рублей дешевле. Сейчас идет процедура приемки. Работает стройнадзор, технадзор, оформляются документы. Ориентировочно это займет месяца полтора.
Подводим итоги: долгов за газопровод нет. Вопрос ‑ в приемке этого газопровода. Прохождение приемных документов по инстанции граждане вполне в силах контролировать. Тем более что процесс этот ограничен во времени. Неприятных неожиданностей быть не должно - все же строительные работы вела специализированная организация.
Просим надзорные инстанции (точнее, передаем просьбу жителей) не затягивать с разрешительной документацией. А то у нас бывают чиновники, убежденные, что каждая бумага «должна вылежаться». А краснораменцы, заплатившие за будущий комфорт немалые деньги и рассчитывавшие уже эту зиму отапливаться газом, но прожившие ее у печки, уже и так на взводе.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
21 минуту назад Владимирскому агробизнесу наметили точки роста
28 марта во Владимире прошла областная конференция сельхозпроизводителей и фермеров «Точки роста малого агробизнеса в регионе». Ее спикерами стали первый заместитель Губернатора Александр Ремига, заместитель министра сел…
час назад Заксобрание Владимирской области приняло решения в поддержку аграриев
Два закона, которые приняло Законодательное Собрание области на заседании 28 марта, касаются сельского хозяйства. Одно из принятых депутатами решений позволит увеличить выплаты молодым специалистам, выбирающим труд в агр…