В этом году организаторы предложили для участников выставки воспользоваться новой услугой ‑ системой назначения деловых встреч, с помощью которой можно заранее распланировать переговоры с потенциальными партнерами. По традиции выставка сопровождалась насыщенной программой семинаров и круглых столов, посвященных злободневным проблемам отрасли. А сразу после ее официального открытия прошло совещание областного департамента строительства и архитектуры с НП СРО «Объединение строителей Владимирской области». Обсуждались актуальные вопросы изменения законодательства в строительной сфере.
Вопросов к законодательному регулированию строительного рынка у его игроков немало. И не только к качеству законов и их эффективности, но и к частой смене правил игры. Например, директор «Владимиргражданпроекта» Николай Волков пожаловался: требования к аттестации проектировщиков меняются так часто, что он просто не успевает маневрировать.
Но, несмотря на все сложности, владимирские строители сработали в ушедшем году неплохо. Перевыполнили план. Директор департамента строительства и архитектуры Илья Шаров рассказал:
- План по вводу жилья на 2013 год был установлен в объеме 510 тыс. кв. м. Сдали 517 тыс. кв. м. В этом году планируется ввести в эксплуатацию 530 тыс. кв. метров жилья.
Однако на пути к новым высотам есть и препятствия.
- Спрос на строительство в области есть, а у нас есть желание работать, - заявил президент «Союза строителей Владимирской области» Анатолий Зотов. - Но существуют и проблемы, решение которых повысило бы эффективность регионального стройкомплекса.
Среди них Зотов выделил кадровый вопрос и обеспечение стройматериалами. Да, в регионе работает немало производителей стройматериалов, но свою продукцию они в основном реализуют за пределами области. А кадровый дефицит и вовсе стал головной болью строительных компаний.
- Не хватает каменщиков, монтажников, представителей других строительных профессий. Молодежь не идет на стройку, хотя зарплаты приличные. Например, каменщики получают 50-60 тысяч. Поэтому в области работают люди из других регионов и даже из-за рубежа, - объясняет Зотов.
Он убежден - губернаторская политика «Покупай владимирское!» должна быть распространена и на строительный рынок:
- Мы должны строить из материалов, произведенных здесь, привлекать к работе местные кадры, обеспечивая их при необходимости обучением и местами в общежитии. А для этого необходимо выстроить конструктивный диалог между органами власти и всеми участниками строительного рынка.
Его поддержал председатель Совета НП СРО «Объединение строителей Владимирской области» Юрий Федоров:
- Губернатор Светлана Орлова поставила перед строителями большую и комплексную задачу по увеличению объемов жилищного строительства. Решить ее можно, только консолидировав усилия всех подрядных и проектных организаций, органов власти. Областная администрация готова оперативно помогать нам в разрешении любых проблем.
Основные сложности строителям создает постоянно меняющаяся законодательная база и изменения структуры управления стройкомплексом. Но эти проблемы строители должны решить сами - через свои отраслевые объединения. Чем они и занимаются.
Руководитель аппарата Национального объединения застройщиков жилья Кирилл Холопик рассказал владимирцам, что его организация и создавалась для организации тесного взаимодействия региональных застройщиков с федеральными законодателями. Сегодня Национальное объединение работает над поправками к федеральному перечню административных процедур в строительстве, который будет утвержден в ближайшем будущем.
- Субъектам и органам власти на местах будет законодательно запрещено вводить дополнительные процедуры, кроме перечисленных в этом документе, - обрадовал московский коллега. - Аналогичные меры в Беларуси позволили этой стране выйти на 30-е место в мировом рейтинге стран, наиболее привлекательных для ведения бизнеса. Грузия тоже пошла по такому пути и сегодня занимает 2-е место в этом рейтинге. Утверждение Перечня позволит сократить сроки получения всей разрешительной документации на строительство до 56 дней. В прошлом году на это у застройщиков уходило в среднем 297 дней. А это сказывается и на стоимости строительства.
Кроме того, поддерживаемые строителями законодательные инициативы предлагают закрепить право застройщиков в случае предъявления к ним дополнительных требований или нарушения сроков прохождения документации жаловаться в ФАС. Антимонопольное законодательство у нас строгое, и чиновнику, неоднократно нарушившему эти нормы, грозит двухлетняя дисквалификация.
Национальное объединение застройщиков жилья совместно с Министерством строительства пытается разрешить и вопросы обеспечения участков под жилищное строительство инфраструктурой. Например, предлагается схема государственно-частного партнерства: муниципалитеты объявляют конкурс на приобретение квартир эконом-класса, а застройщик, предложивший наиболее выгодные условия, может быть уверен в том, что в застраиваемом им микрорайоне за бюджетный счет будут построены соцобъекты, дороги и инженерные коммуникации. В мае эта инициатива обретет вид концепции закона. Ведется работа и над тем, чтобы застройщики были экономически заинтересованы строить энергоэффективные дома.
Другое направление работы недавно созданного Министерства строительства - обеспечить строительный рынок дешевыми длинными кредитами. Решить вопрос с льготными страховыми ставками уже удалось.
В планах законодателей и решение проблем с освоением территорий с ветхой застройкой. Потенциал таких территорий очень большой. В масштабах страны ‑ 1 млрд кв. метров. И застройщикам, и власти интереснее развивать освоенные территории, а не допускать расползания города. Необходимо выработать принципы взаимодействия с собственниками участков. Концептуальные очертания будущего законопроекта, их регулирующего, будут ясны уже в апреле.
Еще одна больная тема - подключение к сетям. Стоимость этой услуги завышена минимум в три раза, о прозрачности процедур выдачи ТУ приходится только мечтать, а оформление документации, связанной с подключением, занимает 70% от всех административных процедур в строительстве. При этом институт инвестпрограмм не работает. Большая часть инвестиций в коммунальную инфраструктуру имеет либо бюджетное происхождение, либо оплачивается потребителями. В том числе и в качестве платы за подключение.