19 февраля 2014 в 16:26

Как сбыться олимпийским надеждам?

...Резцова, Прокуроров, Андрианов, Кузнецов, Лосев, Артемов... Наши земляки, достигшие олимпийских вершин. Но будем честны ‑ сегодня большие победы куются большими деньгами: на современные тренировочные центры, на оплату квалифицированных тренеров, на достойные стипендии спортсменам, на оплату участия в соревнованиях и сборах, на инвентарь. А как с этим делом у нас? Увы, сегодня не только в районных городах, но даже в областном центре ситуация катастрофическая. Нет, профессиональные тренеры и способные ребята не исчезли. Но вот финансирование... База... Ничего нет.

«Придется
отсюда уезжать...»
Тринадцатилетняя Оля Жеребкина впервые встала на лыжи в три года. Девочка сразу поняла - именно для этого она и рождена. Еще ее бабушка, а потом и мама бегали за сборную Владимира. Теперь черед Ольги. Уже завоеваны первые медали на городских и областных стартах. Вот только родители понимают: если у дочери и дальше все будет получаться, из Владимира придется уезжать...
- 20 лет назад на лыжню на городских соревнованиях выходило более 30 девочек моего возраста. Только на старт час-полтора давался. А сейчас? Сейчас вся гонка за час проходит. Среди конкуренток дочери всего 4-5 девочек, - рассказывает мама Оли Ирина. - До 13 лет в спорте остаются далеко не все. Уходят, бросают. А родители и не настаивают продолжать, понимая, что будущего здесь у ребят нет.
У нас таким образом уже потерялись две классные спортсменки. Они бегали на уровне сборной страны. Это Настя Моисеева и Александра Щергунова. Их тренер говорит:
- Девчонки ушли просто от безнадеги. А их конкуренты, которые порой даже уступали им лыжню, сейчас на Олимпиаду поехали...
Спорт ‑
для богатых?
Во всем мире спорт ‑ это шанс подняться из низов общества. Это с одной стороны. С другой - страна, давая людям этот шанс, поддерживая спорт, воспитывает людей, которые создают имидж всей этой стране.
А что у нас во Владимире?
Ну, например. Есть положение о детских спортивных школах. Там предусмотрено - весь инвентарь начинающему спортсмену выдает школа. На деле наша владимирская школа имени Алексея Прокуророва (между прочим, олимпийского резерва!) лишь на треть обеспечена палками, лыжами, ботинками. И мы сейчас говорим только о количестве, а не о качестве инвентаря.
- Мы уже пять лет в школу ничего не покупаем, - констатирует директор СДЮСШОР по лыжным гонкам и биатлону Константин Роганков. - В безвыходной ситуации предлагаем спортсменам то, что у нас есть: старые и заезженные лыжи. Но основная часть затрат, к сожалению, ложится на плечи родителей.
Сколько стоит экипировать маленького спортсмена? Ирина Жеребкина разложила нам статьи расходов:
- Две пары лыж (классические и коньковые) ‑ это по 10-12 тысяч рублей за пару. И это еще без третьей пары, нужной для тренировок. И без палок, выданных нам спортшколой. Дальше: лыжные ботинки - 5 тысяч рублей. Лыже-роллеры - 2 тысячи. Гоночный комбинезон - около 2 тысяч рублей. Термобелье и термоноски - 1,5 тысячи рублей. Горнолыжный и разминочный костюмы - порядка 8 тысяч рублей. Несколько пар кроссовок и бриджи с футболками для летних тренировок. Вот так. Получилось порядка 40 тысяч рублей.
А еще нужно учитывать, что спортсмен-подросток постоянно растет. Уже на следующий год или через год все придется покупать заново. Плюс - инвентарь ломается, одежда изнашивается и рвется. Накладно, не находите? Не каждый родитель готов тратить такие суммы на ребенка. Даже если это отлучит его от улицы. Даже если он в будущем станет олимпийским чемпионом...
А Константин Роганков в разговоре уже о более взрослых спортсменах называет и совсем другую стоимость инвентаря ‑ порядка 20 тысяч рублей за пару лыж.
- В принципе, можно ездить и в джинсах, и на старых лыжах спортшколы. Но новые лыжи ведут себя совершенно иначе, чем старые, от этого зависит результат, - добавляет Жеребкина.
Нет тренировочной базы
На что же уходят те 300 тысяч, которые выделяет регион на лыжные гонки и 180 тысяч рублей ‑ на биатлон?
На поездки на соревнования. На каждого спортсмена выделяется в день всего 550 рублей. Огромная статья расходов ‑ смазка. Роганков показывает свои мизерные запасы:
- Это мягкий парафин. Маленький, правда? А стоит 1,5 тысячи рублей. А это жесткий, морозный парафин. Стоит так же, но хватает его на месяц. Вот этот смазочный материал стоит 5-6 тысяч. Им готовят всего 6-7 пар лыж. И если всего два моих спортсмена на крупных соревнованиях три дня бегут, то дорогущей мази как не бывало... Какая уж тут покупка инвентаря? Не хватает денег даже на подготовку своей трассы ни к тренировкам, ни к соревнованиям.
- Готовят трассы сами тренеры, в свободное время от занятий, - подтверждает Сергей Демин, председатель областной федерации по биатлону. - Берут топоры, лопаты, пилы, косы и идут готовить трассу. До сих удивляюсь: неужели во Владимире нельзя нам на неделю выделить технику и подготовить трассу? Вот в прошлые годы Владимир Лаврентьевич (Малашенков, экс-директор школы, заслуженный тренер России по лыжным гонкам. ‑ Прим. авт.) в январе-феврале перед стартом «Лыжни России» брал косу и косил бурьян на поляне.
Парк «Дружба», дорожки которого используют лыжники и биатлонисты для тренировок, ‑ это лесопарковая зона. Здесь же гуляют люди, грызут семечки. По поляне гоняют экстремалы на джипах. Какая уж тут база? Да и освещения, давно обещанного властями областного центра, нет. Тренироваться зимой после 16-17 часов невозможно.
Демин рассказывает, что приехавший в межсборье Слепов даже не знал, где ему тренироваться. Трасса в «Дружбе» - не для спортсменов его уровня. Алексей поехал на нерасчищенную лыжню в Масленку - туда, где некогда хотели строить лыже-биатлонный комплекс, да так и застряли с выкупом земель у частных лиц...
- Нам тренироваться там невозможно, - говорит Роганков. - Во-первых, добираться на нашей маленькой гниющей «ГАЗели» спортсменам с лыжами ‑ тесно, долго и опасно. Пока доберемся ‑ стемнеет. А там, конечно, нет никакого освещения. Во-вторых, там даже негде отдохнуть, переодеться вспотевшим ребятам. Ну и наконец: а кто готовить, расчищать ее будет?
Иногда ребята выезжают на более подходящую трассу в Радужный. Но это опять - потраченное на дорогу время.
«Отмаза» спортивных чиновников такова: показывайте результаты - будет лучше финансирование. Роганков разводит руками: у футболистов, волейболистов, гимнастов независимо от результатов уже есть свои стадионы и залы. Легкоатлеты тоже бегают не по гаревым дорожкам, а обосновались на стадионе. Почему лыжники и биатлонисты должны тренироваться на дорожках в парке?
Минус летние тренировки
Ну, зимой еще куда ни шло... А летом? В каникулярную пору лыжники ‑ внимание! ‑ бегают по тем же лесным дорожкам! А что остается? На лыже-роллерах кататься негде. А уж совмещать гонку и стрельбу, как нужно бы, владимирские биатлонисты даже не мечтают.
На лыже-роллерах катаются на Верхней Дуброве за супермаркетом. Иногда выезжают в более подходящие, но все равно ‑ общественные места.
- А автопарк увеличился. Мы теперь вообще не можем кататься без риска для жизни, - говорит Демин. - Пришлось отказаться от проведения летних соревнований. Нет условий. Должна же быть специальная трасса с пересеченкой, со специальными виражами, с контруклонами. Тогда мы сможем определенного мастерства добиваться. А так наша роллерная подготовка ничего спортсменам не дает.
Строительство лыжедрома ‑ мечта для нас и реалии подготовки спортсменов из других регионов. Грустно.
15 лет владимирские лыжники и биатлонисты не могут выехать в летние лагеря. Не для отдыха. Для работы. Лучший на сегодняшний день для них лагерь в регионе - в Пенкино, он раньше принадлежал работникам торговли, сейчас ‑ Радужному. Именно по этой причине, несмотря на подходящий рельеф, владимирские спортсмены там заниматься не могут. А городской лагерь «Олимп» лыжникам и биатлонистам, увы, совсем не подходит.
Выкручиваются поездками в Ярославль. В поселке Демино, где проходят некоторые этапы Кубка мира по лыжным гонкам, есть специализированная тренировочная база. Там милостиво принимают владимирских спортсменов. Не бесплатно, конечно, хотя и с большой скидкой. Всего за 250 рублей в день с человека. Плюс по 100 рублей за использование лыже-роллерной трассы. Питание минимум 350. Получается - 700 рублей в день. Сбор длится 12 дней. Через три дня - еще один 12-дневный сбор. 24 дня обходятся родителям минимум в 17 тысяч. А еще дорога, сотовая связь, карманные деньги...
- Я знаю некоторых перспективных спортсменов, родители которых не в силах идти на такие расходы. Эти ребята на такие сборы не ездят, - говорит Ирина Жеребкина.
Владимирским спортсменам экстренно нужна база. Чтобы летние тренировки длились 42 дня. Чтобы закладка сил была другая. Чтобы к нам могли приезжать профессиональные спортсмены - для начинающих лыжников и биатлонистов это тоже очень важно.
А что федерации?
Но разве не федерации видов спорта должны помогать своим младшим товарищам, поставляющим резервистов?
С биатлонной федерацией чуть проще. Прохоров, президент СБР, по программе помощи школам региона иногда выделяет средства. Правда, и тут иногда препоны.
- Совсем недавно Союз биатлонистов перечислил нам 220 тысяч рублей. Чиновники мэрии говорят: стоп, это бюджетные деньги, выходите на торги. Протянули резину - торги не состоялись. И теперь нам разрешают только сто тысяч в квартал потратить. А мне надо все и сейчас! Это же целевая программа - надо отчитаться. Пришлось договариваться с Москвой, чтобы деньги обратно забрали и проплатили уже непосредственно в магазин.
С лыжной федерацией все сложнее.
- Она самая консервативная, - сокрушается Роганков. - Какие уж тут подарки? Сейчас с ребят для участия в соревнованиях помимо стартовых взносов и средств на питание и проживание собирают деньги на оплату РусКодов. Минимум - 450 рублей. А без оплаты на соревнования не пустят. Вот сейчас двое наших ребят завоевали место на поездку на российские старты. Но из-за неоплаты могут запросто «пролететь».

КСТАТИ
Будем честны ‑ и нашего Алексея Слепова финансово подняла не Владимирская область, а Москва. И то, что он не отказывается по-прежнему выступать параллельным зачетом за наш регион, говорит о его патриотизме, а не о каком-то великом подвиге местных властей. Что называется, не благодаря, а вопреки...

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 22:26 Один из пострадавших в ДТП на квадроцикле подростков находится в реанимации
Министерство здравоохранения Владимирской области в официальном госпаблике Вконтакте раскрыло информацию о состоянии подростков, попавших в ДТП на квадроцикле.
вчера в 18:59 Ковровчанина ждет суд за удар сотрудника полиции по лицу кулаком
Мужчина был пьян и, судя по всему, потерял чувство реальности. Прокуратура Владимирской области сообщает о передаче в суд его уголовного дела. ЧП произошло в ноябре 2024 года.