21 февраля 2014 в 13:37

Аналитическая справка о результатах антикоррупционного мониторинга по итогам 2013 года

Антикоррупционный мониторинг 2013 года проведен в условиях серьезного кадрового обновления органов исполнительной и законодательной власти, основных принципов и подходов к управлению регионом, активного реформирования основных сегментов правоохранительной системы. Завершается работа над структурой аппарата администрации области, пересмотрен состав коллегии, большинства профильных комиссий, координационных совещаний при Губернаторе, общественных и правозащитных организаций.

Разработаны и утверждены основные стратегические и тактические планы региона. Сложилась новая практика управления областью с использованием современных технологий, привлечением возможностей федерального центра, научного и практического потенциала российских регионов, международного опыта.

Область вошла в 8 госпрограмм Российской Федерации, 17 Федеральных целевых программ и 4 раздела очень важной части федеральной адресной инвестиционной программы.

В антикоррупционных целях активно реализуются задачи Президента РФ В.В. Путина, изложенные в его майских Указах (2012 года), учитываются выводы предвыборных статей, особенно в контексте социальной ориентации региональной политики, законодательной деятельности на уровне субъекта Федерации, расширения гласности, открытости и доступности власти различного уровня.

Современная региональная политика получает общественное одобрение, ориентирует область на приоритетное развитие, особенно малых и моно-городов, их привлекательность и интеграцию в общероссийскую экономику.

Эти задачи сформулированы под современные формы и методы правоохранительной деятельности, в непрерывном режиме корректируется на уровне Координационного Совета при Губернаторе области по противодействию коррупции, созданного по Указу от 07.11.2008 № 765 и института оперативного совещания с руководителями правоохранительных, судебных, контрольно-надзорных органов и органов военного управления, образованного в начале 2013 года.

В прошедшем году в области координальным образом поменялся подход к вопросам противодействия коррупции. Руководство региона совместно с правоохранительными органами начали наводить порядок во власти, в сфере управления ресурсами, собственностью, денежными потоками. Взяты под контроль энергетическая система, механизмы формирования и распределения прибыли и уплаты налогов в интересах населения. На уровне Губернатора проведены крупные методические совещания совместно с Росфинманиторингом по проблемам взаимодействия с правоохранительными и контролирующими органами с целью пресечения злоупотреблений с использованием финансово-банковских процедур.

От разговоров о коррупции власть реально перешла к делам, в том числе уголовным. Закончено и передано в суд уголовное дело о взятках бывшего главы Вязниковского района Виноградова, по которому уже вынесен приговор. Там же - в суде дело о злоупотреблениях бывшего мэра г.Гусь-Хрустального Гришкина Ю.В. Возбуждено уголовное дело о взяточничестве в отношении бывшего главы г. Киржача Струкова А.М. Расследуется уголовное дело по факту злоупотребления служебными полномочиями руководством ОАО «Владимирэнергосбыт».

В 2013 году проведено 87 (АППГ - 112) доследственных проверок по сообщениям о преступлениях в отношении лиц особого правового статуса, в том числе, в отношении:

- 35 - членов выборных органов местного самоуправления (АППГ - 18);

- 18 - депутатов ОМС (АППГ - 54);

- 1 - члена избирательной комиссии (АППГ - 3);

- 6 - депутатов законодательных органов субъекта РФ (АППГ - 5);

- 4 - судей (АППГ - 1)

- 1 – прокурора (АППГ - 2);

- 5 - адвокатов (АППГ - 6);

- 12 – сотрудников следственных подразделений (АППГ - 6);

- 1 – сотрудника Управления наркоконтроля (УФСКН) (АППГ - 4);

Всего возбуждено 13 коррупционных уголовных дел в отношении 7 лиц особого правового статуса по различным составам преступлений:

- в отношении судьи – ст. 30 (приготовление к преступлению и покушение на преступление), ст. 290 (получение взятки), ст. 291 (дача взятки), ст. 305 (вынесение заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта), ст. 325 (похищение или повреждение документов, штампов, печатей либо похищение акцизных марок или знаков соответствия);

- 3 уголовных дела - ст. 290 (получение взятки) в отношении главы органа местного самоуправления; ст.160 (присвоение или растрата совершенная лицом с использованием служебного положения);

- в отношении депутата органа местного самоуправления - ст. 159 (мошенничество);

- в отношении руководителя следственного органа Следственного комитета – ст. 159 (мошенничество);

- 2 уголовных дела в отношении руководителя следственного органа Следственного комитета – ст. 290 (получение взятки);

- 4 уголовных дела в отношении депутата Законодательного собрания области – ст. 159 (мошенничество).

В настоящее время расследование этих преступлений продолжается. Завершены уголовные дела:

- по обвинению начальника оперативно-розыскной части криминальной милиции по линии налоговых престулений № 7, непосредственно подчиненной УВД по Владимирской области, Ананьева А.В. в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч.3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия или угрозой его применения), ч.3 ст. 290 УК РФ (получение взятки). По результатам рассмотрения уголовного дела Ананьев А.В. признан виновным, судом назначено наказание в виде лишения свободы сроком 3 года условно и штрафа.

- по обвинению главы крестьянско-фермерского хозяйства «Гадоне» - Мишуткина А.М., являвшегося депутатом МО «Пенкинское», по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ (мошенничество). Судом назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года и штрафом в размере 5000 рублей;

- в отношении главного врача ГУЗ ВО «Областной госпиталь для ветеранов войн» Плиевой Р.А., по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст.160 УК РФ (присвоение или растрата). Плиева признана судом виновной, назначено наказание в виде штрафа в размере 200000 рублей и лишения права занимать должности в системе здарвоохранения на 3 года;

- в отношении главы МО сельское поселение Малышевское Селивановского района Минькиной Т.В., которая признана виновной в совершении преступлений, предустмотренных ч. 4 ст. 290 (получение взятки) – 3 эпизода, ч. 1 ст. 292 (служебный подлог) – 2 эпизода. Судом назначено наказание в виде штрафа в размере 120000 рублей с лишением права занимать руководящие должности сроком на 1 год и 6 месяцев.

В 2013 году наказан ряд чиновников так называемого среднего уровня: в Петушинском и Суздальском районах - наживавшихся на продаже земли, в Камешковском, Александровском, Киржачском - халатно относившихся к проблемам детей, в Вязниковском - незаконно использовавших бюджетные средства учреждений культуры.

Всего за год расследовано более 130 уголовных дел коррупционного характера, по 13 из них применялся особый порядок производства.

По данным правоохранительных органов все коррупционные уголовные дела, находящиеся в производстве будут расследованы в полном объеме и направлены в суды с исчерпывающей доказательной базой, повлекут возмещение ущерба и справедливый судебный приговор. Разумеется, это не самоцель власти, тем более не стремление придать ряду дел политическую значимость, но это справедливое желание начать наводить порядок в интересах области, которая имеет большое будущее.

В целом результаты ее развития неплохие: на 4,9% вырос уровень промышленного производства, увеличился объем отгруженных товаров, финансирование региона в этом году может возрасти в 1,8 раза к истекшему году.

В решении этих важных для региона проблем достаточно высоко оценивается роль правоохранительных и надзорных органов. Значительно больше направлено уголовных дел в суды.

В 2013 году пресечена деятельность преступной группы, специализировавшейся на оказании услуг организациям и предпринимателям по укрытию доходов от налогообложения с использованием противоправных схем обналичивания денежных средств.

Налоговыми органами области при проведении проверок выявляются факты использования налогоплательщиками подставных организаций (фирм-«однодневок», «проблемных» контрагентов и т.д. и т.п.).

В ходе принятых мер в 2013 году выявлено 159 преступлений, отнесенных к категории налоговых, из них 126 – тяжких и особо тяжких 43, совершенных в крупном и особо крупном размерах. Возбуждено 136 уголовных дел, выявлено 40 лиц, совершивших преступления, в суд направлено 9 уголовных дел. В связи с этим по результатам выездных налоговых проверок, проведенных в 2013 году, доначислено 1 028 млн. руб.

Сегодня исполнительная власть добивается, чтобы государственные и муниципальные структуры правильно реагировали на представления правоохранительных органов без формализма, обмана и отписок. Наводится порядок в дорожном строительстве, благоустройстве и санитарном состоянии населенных пунктов, в ЖКХ, социальном секторе, образовании, здравоохранении.

Основным (количественным) показателем, характеризующим уровень коррупции, традиционно остается число зарегистрированных преступлений, которое в анализируемом периоде сократилось и составило 399 эпизодов (- 40%). По итогам 2013 года поставлено на учет 703 (- 38,1%) преступления коррупционной специализации, из них 55 – по ч. 3 и 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество с использованием служебного положения) (АППГ - 182), 81 - ч.3 и ч.4 ст.160 УК РФ (присвоение или растрата с использованием служебного положения) (АППГ – 188) , 2 - ст.201 УК РФ (злоупотребление полномочиями) (АППГ – 1), 43 - ст.204 УК РФ (коммерческий подкуп) (АППГ– 22), 1 - ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий) (АППГ – 2), 34- ст.290 УК РФ (получение взятки) (АППГ – 52), 79 - ст.291 (дача взятки) УК РФ (АППГ – 58), 9 - по ст.291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве) (АППГ – 5), 130 - ст.292 УК РФ (служебный подлог) (АППГ – 186).

В то же время на треть увеличилось число самих коррупционеров, привлеченных к уголовной ответственности. Серьезно вырос должностной статус обвиняемых во взяточничестве.

Возбуждено 589 уголовных дел (-3%), в том числе, 38 – при прохождении государственной и муниципальной службы (+15,4); 1 – при проведении закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд (+100%), 129 – в сфере использования бюджетных средств (+3,9%), 2 - при осуществлении сделок с государственным и муниципальным имуществом (+ 100 %), 82 – в системе здравоохранения (+70,4 %), 83 - в системе образования (-50%), 16 – в сфере оборота земельных участков (+87,5%).

Такие разнообразные данные, характеризующие экономическую преступность, конечно, не являются исчерпывающим средством объективно определяющим уровень и масштабность коррупционности. Для этого существуют разные криминологические, статистические, социологические методы исследования, основанные на различных мониторингах обстановки. В то же время, уголовная аналитика, впрочем, также как административная или дисциплинарная (то есть отражающая реальные, наказывающие меры) остается важным объектом исследования коррупционных отношений.

Сегодня ведется много дискуссий по рассматриваемому вопросу, активно изучается зарубежный опыт по борьбе с коррупцией и увеличивается количество совместных проектов в этой сфере. Оценка зарубежных наработок и их сравнение с отечественной практикой сопровождается внесением корректив в российское законодательство. Использование нами международного опыта в этом ведет к существенным изменениям в национальной антикоррупционной стратегии.

За последние два года в законодательство внесен ряд существенных изменений по совершенствованию мер коррупционного противодействия.

И отечественный и зарубежный законодатель ориентируется на усиление реальной ответственности за коррупционные деяния. Сравнительно недавно в России принят закон (№ 97-ФЗ от 04.05.2011), предусматривающий наказание за дачу взятки даже в том случае, если это не ведет к совершению незаконных действий. Освобождение от уголовной ответственности за дачу взятки может наступить только в случае, если будет доказан факт ее вымогательства.

Сегодня общество неоднозначно относится к установлению штрафных санкций в отношении взяткополучателей – как основному уголовному наказанию (в нашей области такая ответственность, например, достигла 52% от всех осужденных за взятки). Однако, эта же норма может быть расценена как неотвратимая и максимально быстрая ответственность, отягощенная реальной затратностью, и, в то же время, обычными правовыми последствиями, связанными с судимостью и другими ограничениями.

В рамках выполнения российских обязательств по законодательному закреплению неосновательного обогащения должностных лиц (предусмотрено статьей 20 указанной Конвенции) принят Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

В текущем году следует ожидать сохранения наметившейся тенденции к изменению национального законодательства в области борьбы с коррупцией с учетом международных требований; будут разрабатываться и другие нормативные правовые акты, ориентированные, прежде всего на:

- привлечение к ответственности всех лиц, виновных в коррупционных правонарушениях, независимо от ранга и статуса; сокращение списка лиц, обладающих иммунитетом от судебного преследования;

- распространение конфискации на все коррупционные составы;

- привлечение к ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений;

- дальнейшее совершенствование законодательства в части, касающейся предоставления защиты заявителям о коррупции;

- общее ужесточение санкций за коррупционные преступления.

Именно эти законодательные ориентиры были предложены Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в предвыборных статьях 2012 года и, думаю, что сегодняшнее общество вправе рассчитывать на их претворение в жизнь.

Директор департамента административных органов и общественной безопасности А.В.Новиков.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 19:21 Два украинских беспилотника сбили над Владимирской областью - Минобороны
Министерство обороны Российской Федерации в понедельник, 15 декабря, сообщило об уничтожении в небе над Владимирской областью двух украинских беспилотников.
сегодня в 17:06 Известный бизнесмен намерен возродить во Владимире производство алкоголя
Об этом сообщают наши коллеги с Зебра ТВ. Речь идет об Юрии Хигере, который в ходе Владимирского Инвестиционного Конгресса рассказал о планах реанимировать в областном центре производство алкогольной продукции. Сделать…

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервис Яндекс.Метрика. Продолжая работу с сайтом, Вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс.Метрика. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.