24 февраля 2014 в 18:33

Главный успех акции: люди спрашивают местные товары

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА.
Результатом инициированной в прошлом году Светланой Орловой акции «Покупай владимирское!» стал более чем 20-процентный рост объемов отгруженной продукции местного пищепрома. А владельцы как маленьких магазинов, так и крупных сетей уловили тренд ‑ наши люди стали гораздо чаще спрашивать продукцию местных производителей. Торговля отреагировала правильно, расширив в ассортименте линейку товаров владимирских предприятий. Кроме федеральных сетей ‑ те, наоборот, умудрились сократить присутствие местных товаров на своих полках. На днях в АВО попытались проанализировать успехи и неудачи акции. Проводил заседание первый вице-губернатор Алексей Марченко.

Сети и поставщики ‑ кто кого не хочет?
Вообще это за гранью добра и зла ‑ отнюдь не наш спрос сейчас диктует предложение. Точнее, не сети подстраиваются под покупательские симпатии, а сами формируют, что нам покупать.
Почему же благая цель ‑ увеличить производство и продажи местной продукции, расширить рынок сбыта ‑ не встретила понимания со стороны сетей?
По словам директора департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг Натальи Май, в регионе более
8 тысяч объектов торговли - в т.ч. 6200 магазинов. За 5 лет оборот розничной торговли региона вырос в 2 раза и составляет 164 млрд в год. Местные сети акцию поддержали. А вот федералы (особенно «Магнит», «Атак» и «Дикси») - нет. Они ссылаются на то, что у них единые по всей стране поставки.
Впрочем, как выяснилось, нельзя винить только сети. По словам Май, отдельные производители ведут себя по меньшей мере странно. Судогодский молочный завод отказался работать с «Пятерочкой». Меленковский консервный завод отпускает свою продукцию только через дист-рибьютора. С птицефабрикой многие сети также не могут заключить прямые договоры...
Алексей Марченко прокомментировал информацию:
- Для кого мы все это начали? Если власть будет выпрыгивать из штанов, а производитель при этом будет сидеть ровно, ничего хорошего не получится.
Наталья Май сделала упор на том, что акция должна продолжаться, но «носить системный характер». И добавила:
- Покупать российское и владимирское нужно не потому, что оно российское и владимирское, а потому, что оно качественное!
Сеть: по поставщику в месяц
Поначалу Марченко просто-таки уговаривал производителей высказываться ‑ мол, давайте интерактив, для того и собрались. И прорвало... Особенно после выхода на трибуну представителей X5 Retail Group (84 магазина «Пятерочка» в регионе). Владимир Гончаревич, замначальника управления по связям с региональными органами власти, был дружелюбен, хвалил и свои магазины, и наш регион. Мол, он стратегически важный для компании. Заверял, что с местными производителями установлены добрые отношения, что сеть счастлива иметь в магазинах свежие продукты, что более 25% ассортимента ‑ местные товары, что их присутствие постоянно расширяется... Но затем вежливо добавил, что есть некоторые проблемы с местными поставщиками: частое несоответствие пакета документов требованиям законодательства, отсутствие упаковки или информации на ней, нарушение договоренностей по ценам и объемам поставок, не всегда конкурентные по сравнению с федеральными поставщиками цены.
Работники АВО тоже признали: многим нашим производителям надо перестраиваться. Справедливы претензии по поводу товарного вида, качества упаковки. Далеко не всякий раз наши производители могут обеспечить регулярные круглогодичные поставки в необходимых объемах.

Но все равно представитель крупного ритейлера сказал, что на акцию его сеть отозвалась. Заключено дополнительно 4 договора о поставках. Идут переговоры еще по двум. План ‑ заводить в сеть не менее одного местного поставщика в месяц.
А поставщики этим планам не рады. Скорее, наоборот. Гендиректор «Владалко» Олег Кудерцев напомнил, как он бился, чтобы зайти в федеральные сети. А теперь его там «гасят»:
- За месяц продали всего шесть бутылок, так как одна бутылка стоит на 50 или 100 рублей дороже, чем в других точках. Наценка 35%! Мы с вами неоднократно обсуждали это. Вы сказали - не моя прерогатива, Москва устанавливает наценку. А кто будет брать при такой наценке? Это плодотворная работа? С ноября бутылки пылятся...
Региональный директор X5 Retail Group Владимир Мараховский подтвердил централизованное ценообразование. Но заметил, что такая большая наценка только на алкоголь. А вот на социально значимые продукты: молочку, гастрономию ‑ всего 3-4%.
Представительница «Ополья» пожаловалась, что расширить ассортимент в сети ‑ большая проблема. Ввод новой позиции ‑ только через Москву. На это Мараховский миролюбиво ответил. «Да, нынешняя ассортиментная матрица мала, ее надо расширять, благо местная еда продается лучше».
- Вот! - отметил первый вице-губернатор Марченко. - Прозвучало важное: местное продается лучше.
Представитель «Мортадель» рассказал, что он со своей продукцией уже три года в сети пробиться не может. Не слушают, не берут трубку, на письма не отвечают. А если федеральная сеть поглощает какую-нибудь местную, с которой у производителя были договоры и успешный опыт сотрудничества, то в эти же магазины на место наших сразу заводят фабрику из Московской области. Именно так произошло с «Мортаделем». И неважно, что покупателям нравилась местная колбаса. Теперь им в конкретных торговых точках предлагают только привозную.
«Дались вам
эти сети?»
Муромский предприниматель Андрей Евстратов гарантировал: федеральные сети уровень проникновения местных товаров радикально повышать не станут. Проблема попасть в сети - общая для всей страны. Такой вывод он сделал, пообщавшись с коллегами на выставке «ПРОДЭКСПО» в Москве. Производителям стоит ориентироваться на региональные и местные сети.
- Ну кто из вас, из тех, кто попал в сети, реально зарабатывает? Кто? Если вы по 30% ретробонусов платите? Я всегда угораю над одним примером. Владелец молочного цеха. Бегал-бегал, говорил «хочу заключить договор на поставки с «Магнитом». Прошло время. Бегает счастливый. Заключил договор. Прошло три месяца. Бегает грустный. Цены на молоко в магазинах росли, а поставщики поднять их не могли ‑ продавали по ценам, по которым заключили договор. Что в итоге? Человек через 2-3 месяца перестал зарабатывать деньги. Потом стал уходить в минус. Снова счастливым я его увидел, когда он расторг договор.
Мораль этой истории такова: федеральные сети - это волк. А мы тут - зайцы. Волк дружит с зайцами, когда он сыт. Но наступает момент, когда волк голоден. Возле каждой федеральной сети всегда кладбище товаропроизводителей. Идите в местную торговлю. Именно местные сети будут вас двигать. А вы пока местным сетям даете условия хуже, чем федеральным. Да еще договоры заключать не умеете. Сами себе закрываете крышку гроба и заколачиваете изнутри.
«Революционные идеи» от производителя
«От имени всех местных производителей» вновь зажег Олег Кудерцев. Мол, все мы вышли из Госплана СССР. Тогда региональная промышленность создавалась для удовлетворения потребностей именно нашего региона:
- Значит, все 100% мощностей заводов были созданы для употребления на 100% населением Владимирской области. А сейчас пришли федеральные сети ‑ и продукция местных производителей стала невостребованной. Соответственно мощности не загружаются. Ежегодно падение, падение, падение. Увольнения. Бюджеты недополучают. Поэтому у меня революционное предложение. Выпадающие доходы от местных товаропроизводителей ‑ при условии, что мы можем все сети обеспечить на 100% нашей продукцией, а они отказываются ‑ облагать дополнительным налогом. И пускать его на социалку. Должна возрасти социальная нагрузка федеральных сетей! А то вон какие фуры приезжают и портят дороги.
За сети вступилась гендиректор «Бимарта» Ольга Маслова:
- Вы постоянно говорите: главное, чтобы мы были у вас на полках. Да мы не против! Но главное ‑ чтобы вас покупали. Если вы сделаете товар, который будет нужен потребителю, поверьте мне: независимо от цены он будет продвигаться. Поэтому давайте товары, которые востребованы покупателями. Есть конкуренция. Деньги ‑ и вам, и нам - платит потребитель. К счастью, у нас много производителей, выпускающих очень качественные продукты. Импорт с ними близко не стоит.

Цифры
За счет собственного производства жители области обеспечены мясом на 52%, молоком - на 72%, овощами - на 90%, куриными яйцами на 120%, картофелем - на 200% (по данным первого заместителя директора департамента сельского хозяйства и продовольствия Александра Трутнева).

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
44 минуты назад Во Владимирской области заметили пару благородных оленей на бобровом затоне
Специалистам Госохотинспекции Владимирской области удалось заснять на видео двух самок благородного оленя. Грациозные животные были явно не расположены к фотосессии - в момент съёмок они преодолевали разлив, образованный…
сегодня в 18:37 Более 157 тысяч жителей Владимирской области выбрали объекты для благоустройства
Речь идет о проектах 2025 года, сообщает пресс-служба правительства Владимирской области. Голосование шло в 22 муниципалитетах. В 15-ти из них жители решали, какие общественные пространства должны быть обновлены, а в сем…