Но дальше никакого сходства. Собеседник со слезой в голосе говорит: «Меня в милицию забрали». Со слезой явно переборщили... Разговор с «сынком» не сложился: я рявкнула, не оставив «задержанному» шанса. Как выяснилось позже в беседе с правоохранителями, не оставила шанса меня обмануть.
Сейчас, когда телефон имеется и у десятилетнего ребенка, и у восьмидесятилетнего пенсионера, случаи телефонного мошенничества множатся с каждым годом. Но пока эта проблема лично не касается, пока все это происходит где-то далеко, мы не задумываемся о реальности потерять свои нервы и деньги. На это и рассчитывают мошенники.
Мошенники разбираются в психологии и умело используют всю доступную информацию, включая ту, которую жертва мошенничества невольно выдает при общении. Каждый человек может стать жертвой мошенничества, но чаще всего в сети ловкачей попадаются пожилые люди или доверчивые подростки.
Мошенники идут на любые уловки. Их главная цель - получить от гражданина денежку. Злоумышленники играют на человеческих слабостях и привязанности: беспокойство за близких или за свой счет в банке. Расчет идет на людей, которые соглашаются с тем, что им говорят, и выполняют чужие указания. Спокойные, уверенные вопросы отпугнут злодеев. Но не у всех хватает самообладания, чтобы, справившись с волнением, начать трезво мыслить. Как правило, от звонка мошенника до перечисления жертвой денег на счет незнакомца проходит не более получаса.
Это подтверждается свежими примерами из криминальной хроники региона-33. На прошлой неделе на городской телефон владимирской пенсионерке позвонил неизвестный. Представился сыном и попросил перевести деньги. Средства якобы пойдут за освобождение мужчины от уголовной ответственности. Восьмидесятилетняя старушка всполошилась и уже через пятнадцать минут была у терминала оплаты. «Добрые» люди помогли ей избавиться от 4000 рублей, которые она отправила на счет незнакомца. Мысль позвонить реальному сыну или в полицию пенсионерке в голову не пришла...
Чтобы ввести жертву в заблуждение, установить с ней доверительные отношения, мошенники используют множество психологических приемов. Жительницу Меленок поймали на страхе потерять деньги, лежащие на карте. Ей прислали sms-сообщение, что карта заблокирована и ей нужно перезвонить на указанный номер телефона. Дама перезвонила, получила инструкции и через банкомат перевела 14714 рублей мошенникам.
Как видите, расстаться с деньгами не составляет труда, а можно ли вернуть наличность законным владельцам? Правоохранители говорят, что архисложно: после получения денег они избавлялись от мобильника, с которого звонили. Хотя телефонных мошенников ловят, и весьма успешно. Кроме того, наказывают не только организаторов злодейства, но и их пособников-курьеров, согласных за процент облапошить кого угодно.
Буквально на днях вступил в законную силу приговор в отношении 30-летнего жителя Собинки. В августе прошлого года он помог мошенникам лишить свою землячку 150 тысяч рублей. Дело было так. Гражданке Н. на сотовый телефон позвонил мужчина и, представившись сотрудником правоохранительных органов, сообщил, что ее сын совершил ДТП. За непривлечение его к ответственности запросил вознаграждение. Для эффекта неизвестный инсценировал по телефону плач сына. «Отпрыск» не просил, а умолял не скупиться и заплатить за его свободу. Материнское сердце дрогнуло. Н. сообщила свой домашний адрес, куда за деньгами должен был подойти курьер. Уболтав женщину, мошенник позвонил на мобильник другому жителю Собинки и попросил за вознаграждение сходить «по адресу», взять деньги и перевести их через терминал на несколько сотовых телефонов. Гражданин оценил свои услуги в 3000 рублей, а суд назначил пособнику мошенников наказание в виде обязательных работ.
Надо сказать, легко гражданин отделался. Владимирский таксист Александр Носков получил 5 лет лишения свободы с отбыванием срока в исправительной колонии общего режима. Вместе со своими знакомыми из Самары он также решил нажиться на материнских чувствах. Самарцы звонили жительницам Владимира, рассказывали страшную историю «про ДТП», таксист приезжал за деньгами, а потом отправлял товарищам. Жертвами этих «телефонистов» стали жители города Владимира в возрасте от 67 до 86 лет. Сумма причиненного ущерба составила около 1,5 миллиона рублей. В интересах потерпевших прокурор города Владимира обратился в суд с исковыми заявлениями о взыскании причиненного ущерба...
В общем, схемы, по которым работают телефонные мошенники, не отличаются оригинальностью: в России по-прежнему на всякого мудреца довольно простоты. Иногда к печальному статусу жертвы людей приводит страсть к халяве, желание выиграть крупный приз. Однако в наше время бесплатного сыра нет даже в мышеловках ‑ одна эссенция, которая пахнет сыром.
...На прочность телефонные дельцы снова проверили меня через пару недель. На этот раз прислали sms-сообщение: «Ваша банковская карта заблокирована! Инф. по тел. 8-800-555-13-16». Звонить по указанному номеру не стала, но нехороший холодок все-таки пробежал по спине: «А вдруг?» К счастью, разум возобладал.
Бди!
Самые распространенные уловки телефонных мошенников
- Обман по телефону: требование выкупа или взятки за освобождение якобы из отделения полиции знакомого или родственника.
- Sms-просьба о помощи: требование перевести определенную сумму на указанный номер, используется обращение «мама», «друг», «сынок» и т.п.
- Телефонный номер-грабитель: платный номер, за один звонок на который со счета списывается денежная сумма.
- Выигрыш в лотерее, которую якобы проводит радиостанция или оператор связи: вас просят приобрести карты экспресс-оплаты и сообщить коды либо перевести крупную сумму на свой счет, а потом ввести специальный код.
- Простой код от оператора связи: предложение услуги или другой выгоды ‑ достаточно ввести код, который на самом деле спишет средства со счета.
- Штрафные санкции и угроза отключения номера: якобы за нарушение договора с оператором вашей мобильной связи.
- Ошибочный перевод средств: просят вернуть деньги, а потом дополнительно снимают сумму по чеку.
- Услуга, якобы позволяющая получить доступ к sms и звонкам другого человека.
Андрей Федосов, начальник отдела прокуратуры Владимирской области:
- Чтобы не стать жертвой мошенников, надо, во-первых, независимо от характера сообщенных сведений успокоиться и созвониться с родственниками. Ни в коем случае не называйте свой адрес, иные личные данные и не перечисляйте деньги! По всем фактам необходимо сообщать в отдел полиции по месту проживания независимо от фактической передачи либо перечисления денежных средств. Это существенно облегчит поиск злоумышленников и, возможно, поможет не только вам, но и другим добропорядочным гражданам избежать моральных и материальных издержек.
Сергей Мартынов, директор Владимирского филиала ОАО «ВымпелКом»:
- Телефонными мошенниками у нас занимается служба безопасности. По заявлению гражданина, на чей телефон поступили звонки или sms с признаками мошенничества, или запросам из правоохранительных органов мы проверяем «подозрительных» абонентов. По итогам проверки, если подозрения имеют под собой основания, такой абонент блокируется и правоохранительные органы проводят проверку владельца данного номера. Однако оказывается, что мошенники используют sim-карты, купленные на третьих лиц или вовсе обезличенные. После введения закона, разрешающего продажу карт только в специализированных офисах, таких стало меньше, но они, тем не менее, все еще в ходу. Именно такие карты чаще других используют телефонные мошенники. Основная доля тех, кто вымогает деньги у граждан, уже отбывают наказание: звонят и отправляют сообщения из зоны.