Дешевое ОСАГО ‑ денег не хватит?
Данные озвучил Сергей Базанов, директор Владимирского филиала компании
РОСГОССТРАХ. Он признал:
- Это не та цифра, которая заслуживает понимания. На Западе она в разы больше. В десятки раз.
Многие рассуждают так: обойдусь без КАСКО, если что - хватит ОСАГО. Но ОСАГО ‑ это страхование не своего авто, а своей ответственности перед другими автомобилистами в случае ДТП. Оно обязательно. И будь нормальный тариф, проблем бы не было. Вы меня «стукнули» ‑ ваша страховая платит мне, я вас ‑ моя страховая платит вам. Но тариф ‑ порядка трех тысяч рублей - не пересматривался с 2003 года. Если ущерб от аварии превышает лимит ответственности (120 тысяч за вред имуществу, 160 тысяч - человеку), пострадавшему остается только судиться с виновником. А это долго, дорого - и с непонятным исходом. Как и для виновника ДТП, кстати.
Для полноты картины можно сравнить наш тариф с аналогом ОСАГО за рубежом. Например, в США полис стоит в пересчете на наши деньги 64 тысячи рублей (100-процентный рост тарифа за 5 лет). В Германии ‑ 34,8 тысячи (+80% за 5 лет). В Испании ‑ 18,5 тысячи (+60%). В Польше, Израиле, Словакии и Чехии цифры сопоставимые ‑ 14-15,5 тысячи за полис, и тарифы выросли за 5 лет на пять процентов.
Страховщики в один голос говорят, что наш тариф ОСАГО должен быть увеличен минимум на 40%, иначе компании, специализирующиеся на таких видах страхования, так и продолжат массово уходить с рынка, часто просто бросая своих клиентов. Они, в отличие от компаний «широкого профиля», не способны компенсировать убытки на других видах услуг.
Доплати
и катайся спокойно
Впрочем, часть автомобилистов скромность лимита по
ОСАГО осознает и заключает дополнительно договоры по т.н. добровольному страхованию автогражданки и жизни и здоровья водителей, пассажиров и пешеходов. Во Владимирском филиале РОСГОССТРАХА в плюс к 133178 договорам ОСАГО в прошлом году заключили более 51 тысячи на страхование жизни и здоровья водителей, пассажиров и пешеходов. Стоит это добровольное страхование в пределах тысячи рублей и с лимитом ответственности 120 тысяч рублей.
Правда, знакомый бизнесмен на днях сказал, что объехал три небольшие страховые компании. И везде ему в придачу к ОСАГО буквально «навязывали» дополнительные услуги. Сергей Базанов, отвечая на вопрос, насколько распространена практика «навязывания», сказал следующее:
- Процедура предложения дополнительных услуг существовала всегда. Просто раньше, когда тарифы были более или менее адекватны рынку, люди не вникали, а страховщики не настаивали. Сейчас страховщики лишь акцентируют внимание на том, что обязательного лимита, случись авария, вам не хватит. Кому-то это, видимо, кажется навязыванием.
За КАСКО
замолвили слово
Тарифы по КАСКО наш эксперт считает адекватными рынку, но признает, что этот продукт к нормальному европейскому уровню шел довольно долго. Стоит европейский уровень в нашей области в среднем 30-40 тысяч рублей в год. Но расчет тарифа для каждого индивидуален ‑ с учетом стоимости машины, ее технической оснащенности, стажа и возраста водителя. Средняя стоимость застрахованного по КАСКО авто ‑ 700-800 тысяч рублей. На наш взгляд, эта цифра не случайно совпадает со средней стоимостью покупки новой машины в автосалоне: выдавая кредиты на покупку машины, банки всегда настаивают на КАСКО на весь период возврата кредита. Сергей Базанов, впрочем, утверждает, что люди, попавшие в этот самый период в ДТП и на себе прочувствовавшие, как хорошо работает КАСКО, пролонгируют договоры и дальше, уже после расплаты с банком.
За прошлый год в нашей области в РОСГОССТРАХ обратились 3470 держателей полисов КАСКО, попавших в ДТП. Всем вместе им выплатили более 180 млн рублей (в среднем 52 тысячи «на брата»). Но размер выплат прямо зависит от цены договора. Например, житель нашей области застраховал свой дорогой внедорожник на полную стоимость ‑ и по полису после лобового столкновения получил около 3 млн рублей. А таких ситуаций - с полной гибелью авто - во Владимирском филиале РГС от 5 до 10 случаев в месяц. Кстати, эта страховка действует не только «от ДТП»: по КАСКО в филиале платили и за сгоревший в результате поджога автомобиль, и за восемь угнанных «железных коней».
Берешь ремонтом?
Нельзя сказать, что рынок автострахования не развивается. От Сергея Базанова я, например, узнала две вещи: что активно внедряется метод удаленного урегулирования убытков и что далеко не все страховщики ‑ вопреки сложившемуся мнению - категорически против при наступлении страхового случая «платить клиенту ремонтом», а не деньгами.
Что касается удаленного урегулирования убытков, то в Москве эта практика применяется уже давно по договоренности с сервисными центрами. Вот и у Владимирского филиала РОСГОССТРАХа такая договоренность уже фактически достигнута с двумя техцентрами «АвтоТракта».
Происходит все так. Машина в аварии «помялась». Человек едет с ней не в центр урегулирования убытков страховой компании, а непосредственно в техцентр (СТОА). Там машину осматривают, берут в ремонт, а страховщикам шлют по электронке весь документооборот: начиная от фото и заканчивая счетом за услуги. Такая схема приятна и автодилеру (он получает гарантированный ремресурс при упрощенной системе взаиморасчетов), и клиенту (он не мечется от техцентра к страховщикам и обратно, а получает всю услугу в одном окне).
Теперь непосредственно о возмещении по ОСАГО в виде реального ремонта. Очень живуче мнение, что страховщики на дух не переносят предложений законодательно дать возможность автовладельцу выбирать ‑ получать компенсацию деньгами или ремонтом, потому что в последнем случае излюбленный страховщиками фокус с «износом» сложно исполнить. С износом поясним. Пока нет единой методики оценки ущерба при ДТП, оценка производится с учетом износа деталей. Скажем, попал в аварию ваш пятилетний «Пежо». Часть деталей надо менять. Но по страховке их оплатят с учетом износа. Вот только с изношенными деталями машина была на ходу. А где купить новую исправную замену по цене «изношенной детали»?
Сергей Базанов говорит, что платить с учетом износа ‑ вовсе не прихоть страховщиков:
- Это закон. К сожалению, только сейчас наконец доводят до ума единую систему оценки убытков. До конца года она должна появиться. И наконец все будут считать едино. А то пока судьи вынуждены работать техэкспертами.
Он уверяет, что серьезные компании даже без законодательно закрепленной возможности выбирать ремонт или деньги такую возможность клиентам предоставляют сами:
- У нашей компании порядка 30 договоров с ремонтными организациями. Раз в полгода мы контролируем качество выполнения ими ремонтных работ. Специально идем на этот шаг, отправляя на ремонт всех желающих. Цель - чтобы человек получил качественно отремонтированный автомобиль. А как мы рассчитались с ремсервисом, клиента интересовать не должно. Обходится это нам дороже. Но это работает на перспективу. Если клиент доволен, он останется с нами и в будущем. Формирование лояльного клиентского сегмента ‑ это очень важный момент.
Не жалуйтесь на ОСГОП,
пока нам везет
Несколько недель назад на одном из совещаний владелец компании-перевозчика возмущался тарифами на ОСГОП (обязательное страхование ответственности перевозчиков), внедренное с начала прошлого года. Мол, 30-40 тысяч с автобуса ‑ это дорого, ОСГОП ‑ не страховка, а лишний куш страховщикам. Якобы перевозчики региона в прошлом году заплатили по этому виду страхования больше 16 млн рублей, а выплаты при наступлении страховых случаев составили всего около 100 тысяч. Базанов прокомментировал это так:
- В части тарифа расчеты сделаны в соответствии с законом. Страховые компании ничего не изобретали. Что касается небольшой суммы выплат по году, то рынку перевозчиков нашего региона и людям, которые воспользовались их услугами, в 2013 году просто повезло. Повезло, что не было крупных аварий с пассажирским транспортом с большим ущербом. По России такие страшные аварии были со множеством погибших. И выплаты были большие. Нам повезло. И пусть везет так и дальше.
Прямая речь
Сергей Базанов,
директор Владимирского филиала компании РОСГОССТРАХ:
- Решающим фактором цена полиса является только на момент его покупки. А вот в случае наступления страхового события водители сразу вспоминают о сервисе, размерах ущерба и качестве услуг. Чтобы качество услуг не терять, а улучшать, необходимо повышение тарифа по ОСАГО. На 40-50%. Хотя думаю, что если и будут подвижки, то в пределах 25%. Но так, как есть, больше нельзя: цены на ремонтный ресурс выросли в разы. А базовый тариф - на месте. За счет чего проводить выплаты?
Языком Цифр
64 страховые компании работают сейчас на территории Владимирской области. Несколько лет назад в регионе числился 101 «страховщик».