Были времена, когда проигравший тендер перевозчик (от обиды, видать) заколотил старенькое здание, выполнявшее функции автовокзала, и выставил на улицу пассажиров. Мол, куда хотите - туда и идите. Приютить «автовокзал» отказался и владелец соседнего цветочного магазина. Он также счел излишеством гуманизм по отношению к пассажирам и даже на условиях выгодной аренды не захотел предоставить одну комнату новому перевозчику. Хозяин - барин, и в принципе не его это забота - обеспечивать автоперевозчиков и пассажиров нормальными условиями. Это дело местных властей. Но откуда в вечно дефицитном собинском бюджете деньги?
Пришлось районному голове Аникину и мэру Зотову просить перевозчика - предпринимателя Владимира Князева - решить проблему. Князев построил за свой счет небольшое здание автостанции и несколько лет содержал объект без всякого бюджетного вспоможения. И землю под строение бизнесмену продали по достаточно высокой цене: 600 рублей за «квадрат». Для сравнения: владелец цветочного магазина участок по соседству приобрел по более низкому тарифу - по 171 рублю за кв. м. Впрочем, сделки проведены в полном соответствии с законодательством, и вряд ли стоит на этом сейчас заострять внимание.
Главный же вопрос: как обеспечить собинцев нормальным вокзалом, так и остался висеть в воздухе, несмотря на то, что в конце 2012 года на старой городской площади прошло торжественное открытие собинского автовокзала. Вернее, так: открывали-то автовокзал, но если присмотреться, то «ленточки резали» у торгового центра. По проекту это именно торговый комплекс. Да, внутри здания разместились не только магазин, но и зал ожидания с кассой и диспетчерской. Нашелся угол для страховой компании, буфета, «удобства» опять же не во дворе...
Вот бы когда жителям города и района благодарить и городского главу Зотова, и предпринимателей Жаворонкова и Полякова, выстроивших автовокзал, за созданные условия в транспортном обслуживании. Правда, основному собинскому перевозчику Князеву почти год пришлось договариваться с новым собственником о заключении договора на обслуживание пассажиров своих маршрутов. Но это уже «мелочи».
Сейчас тесная привокзальная площадь заполнена личными авто покупателей. Директором автовокзала стал человек, как многие считают, далекий от автоперевозок и не знающий особенностей бизнеса. Поэтому, наверное, в Собинке нет стоянки для автобусов, не оборудован перрон для посадки, нет ограждения и шлагбаума, отсутствует зона безопасности. Все это - грубейшие нарушения законов по транспортной безопасности. Комфорта для граждан, снующих между машинами, тоже не наблюдается. И с эстетической точки зрения место выглядит, мягко скажем, не очень: ни клумб, ни лавочек, ни прочих украшений... Но глава Собинки, похоже, и не собирается обременять директора автовокзала выполнением необходимых условий безопасности. И по каким-то причинам Зотова, видимо, совсем не волнует внешний вид площади.
В свое время администрация города заказала проект, в котором власти обещали учесть интересы и пожелания всех сторон: владельца автовокзала, перевозчиков, предпринимателей, имеющих объекты на территории, а также жителей, которым небезразлична судьба старейшей городской площади. Но если повнимательнее присмотреться к предложениям мэрии, обретшим наконец-то конкретику, то прослеживается явный перекос в сторону интересов только одной стороны. Стоянку для автотранспорта никто трогать не собирается, автобусникам место нашлось только рядом со зданием райадминистрации, а саму привокзальную площадь по проекту надо обнести оградой, установить шлагбаум и КПП.
Павильону Князева (напомним, построенному по просьбе ОМСУ) места в планах не нашлось. Перевозчик, который не раз выручал жителей района в трудной ситуации, должен снести капитальное, построенное на собственной земле здание. А ведь именно Князев более 10 лет успешно перевозит людей в самые отдаленные «убыточные» деревни, покрывая часть убытков за счет собственных средств. Он же с 2006 года взял на содержание остановочный пункт в Ставрово, ставший в одночасье бесхозным и, как, видимо, водится в районе, оставивший пассажиров даже без зала ожидания в лютый мороз.
Но заслуги не в счет! Видно, кому-то очень понадобился его участок на привокзальной площади в Собинке? И по логике этих «нуждающихся» павильон нужно немедленно снести? Хотя он и сегодня необходим для организации бесперебойных пассажирских перевозок: используется для пересменки кондукторов и водителей, а зимой, особенно в холода - для размещения ремонтного состава, так как основная ремонтная база предприятия находится на удаленном расстоянии.
Неужели из ситуации нет выхода? Как соблюсти баланс интересов всех сторон? У Князева есть конкретное предложение: расположить площадку для высадки пассажиров и отстоя автобусов, а также перрон - с южной стороны автовокзала. Это позволит разгрузить улицу Базарную и обеспечить безопасность движения. А кроме этого пустить автобусы по улице Ленина на улицу Дмитрова. К строениям же на площади подходить избирательно, исходя из целесообразности их использования и исключительно по закону. Но к его разумным доводам в городской мэрии, судя по всему, прислушиваться не собираются.
Вместо конструктива в массы вбрасывается сомнительной достоверности информация. При этом организаторы «действа» не брезгуют никакими методами. Чего только стоит сбор подписей под письмом губернатору Светлане Орловой. Якобы 31 января 240 жителей города Собинки и района в едином порыве обратились к руководителю региона. Вот, дескать, их подписи. Правда, некоторые из значившихся в списках (большинство подписантов люди пожилые, плохо видят без очков) говорят, что не читали текста письма, а поддались на уговоры собиравших подписи Н.Быстрицкой и В.Туркиной. Те якобы говорили, что собирают подписи «за сохранение и дальнейшее развитие автовокзала». Кроме того, подписи люди ставили в очень неудобных для внимательного изучения послания местах. Например, в цветочном магазине, в зале ожидания автовокзала, в приемной у секретаря главы города, в зале заседаний и коридорах администрации Собинки. По «случайности» все эти помещения так или иначе связаны с заинтересованными лицами: владельцами автовокзала, бизнесменами, прикупившими почти всю землю в его окрестностях, и мэром.
Можно долго рассуждать на тему «если есть вокзал, проект и петиция, значит, это кому-то выгодно». Можно искать коррупционную составляющую, мутить воду и народ и проч. Но оставим это занятие для собирателей слухов, а если есть повод ‑ то для работы компетентным органам. Главный же вопрос - как обеспечить собинцев нормальным автовокзалом, обустроенным с учетом всех требований федерального законодательства, - по-прежнему не решен.
Прямая речь
Владимир Князев, генеральный директор ООО «Альянс-Авто», член ассоциации перевозчиков Владимирской области:
- Транспортники области переживают трудные времена. На них легла ответственность обязательного страхования, оснащение ТС системой ГЛОНАСС, тахографами. У нас серьезно увеличились накладные расходы. При этом автотранспортные предприятия не забывают о своей социальной функции, о том, что за нами интересы пассажиров и работников, благополучие их семей.
Самое время органам МСУ прислушаться к проблемам автоперевозчиков и оказать поддержку ‑ то есть сделать то, о чем говорят руководители страны и региона. В ООО «Альянс-Авто» - около 100 работников. Сегодня предприятию ‑ основному перевозчику пассажиров в Собинском районе - нужна конкретная помощь. А вместо нее ‑ препоны со стороны мэрии. В этой связи считаю вполне уместным вопросы г-ну Зотову: «Вы что, хотите банкротства основного в районе перевозчика пассажиров? Хотите, чтобы люди потеряли работу, а жители района ‑ возможность получать качественную транспортную услугу? Найдутся ли у Вас ответы на эти вопросы? Может быть, стоит (как и приличествует объективному мэру) найти компромиссное решение, которое бы устроило всех?»