17 марта 2014 в 18:08

Не рубите, мужики...

С февраля газетчики России обсуждают отказ Правительства РФ дотировать «Почте России» доставку подписных газет и журналов. В результате появилось «Открытое письмо» на имя главы Администрации Президента РФ Сергея Иванова. Подписал его и я. Считаю, что это, как и некоторые другие решения властей в области СМИ как минимум не продуманно.


Ошибочная
оценка ситуации
Письмо довольно велико. Заинтересованные лица могут познакомиться с ним вот здесь: http://www.arspress.ru/news/site_news/50778/. Есть еще одно письмо - руководителей СМИ на имя Президента России Путина (http://www.ruj.ru/_news/5245/#.UxbeCD9_uyo). Оно единогласно поддержано Федеративным советом Союза журналистов России и озаглавлено предельно алармически - «Отечественный медиарынок на пороге катастрофы!».
А пока суд да дело, подписных цен на II полугодие нет...
...Ликвидация субсидий на подписку в сочетании с властным указанием сократить и даже вовсе ликвидировать государственную поддержку региональных и муниципальных СМИ дают в целом очень тревожную тенденцию. Но отказывая в поддержке СМИ, наиболее лояльным к государству и к проводимой им политике, власти рубят сук, на котором сами же и сидят.
Думаю, что в основе этих неверных решений Москвы лежит как минимум ошибочная оценка ситуации в регионах России. Да, в непростых экономических условиях правительство вынуждено экономить. Никто не против: экономия бюджетных средств - важное, правильное и нужное дело. Но экономия должна быть разумной и просчитанной, и уж никак не основанной на кликушестве неких «общественников», которые, совершенно не разбираясь в процессе, с умным видом пытаются давать обществу советы «космического масштаба и космической же глупости». Зачем им это надо? Неужели только для того, чтобы погромче заявить о себе? Прокукарекать что-то, приятное начальственному уху? А там хоть не рассветай?..
Но почему на это кукареку так легко «ведутся» власти?
Вот вдруг некие «общественники» обратили внимание на якобы «недопустимую расточительность» региональных властей, которые «кое-где у нас порой» тратят миллионы на «пиар губернаторов». При такой постановке вопроса каждый гражданин возгорится праведным гневом. Действительно, куда это годится - вваливать миллионы рублей в СМИ только для того, чтобы те в полном отрыве от реальности «делали приятно» своим областным главам! Это нехорошо! И вот Минфин вроде бы разродился инициативой по «оптимизации региональных расходов на информационное обеспечение деятельности губернаторов».
А вот мой вывод из такой постановки вопроса таков: федеральные власти не знают и не понимают, что такое региональные и муниципальные СМИ, как и для кого они работают, какова их бизнес-модель, а самое главное ‑ какова их общественная ценность.
Как на самом
деле?
Начнем с самого простого. В бюджете Владимирской области статьи расходов «на пиар губернатора» нет. На 100 процентов уверен, что такой статьи расходов нет ни в одном региональном бюджете РФ. Российские губернаторы, какие бы они ни были, ‑ отнюдь не дураки и не политические самоубийцы.
А что есть? А есть статья «информирование населения о деятельности исполнительных и законодательных органов власти». И это, согласитесь, не одно и то же.
Аксиома - любой губернатор на вверенной ему территории реализует не свою персональную, а федеральную политику, исключительно политику Президента и Правительства РФ.
Так? Так! Следовательно, бюджетные затраты по статье «информирование населения о деятельности исполнительных и законодательных органов власти» - это региональная доля затрат на медийное сопровождение повестки дня, предлагаемой федеральной властью. И, по-моему, федеральный центр должен не отжимать эти деньги, а напротив, благодарить регионы за то, что они добросовестно и подробно, конструктивно и лояльно продвигают государственные ценности в широкие массы жителей городов и районов российских регионов. А по уму, так и вовсе стоило бы поощрять губернаторов на это дело дополнительными трансфертами, а не бить глав регионов по рукам.
Да, это информирование исполняется с разной степенью мастеровитости. Никто не спорит, бывают случаи и излишней сервильности со стороны редакторов СМИ. Свою часть проблемы рождают и некоторые чиновники на местах, искренне считающие, что «информирование населения о деятельности...» просто обязано быть тупым и некритичным тезисом «Наш Иван Иванович ‑ самый лучший...». Но так ведь это вопрос профессионализма, а не количества выделяемых денег. Просто распределителям средств надо искать лучших исполнителей заказа.
И, кстати, по закону и правительство, и президента не должно волновать, сколько денег и за что областной бюджет выделил, например, «Вестнику Ополья» или «Коммунару». Это дело областной администрации и законодательного органа, принимающего бюджет. Федеральная власть или доверяет регионам, или нет. Если доверяет, она в мелочи не лезет. Если не доверяет ‑ тогда зачем нужны администрации регионов и ЗакСы?
Уникальный канал информации
По моим данным, муниципальные СМИ Владимирской области в рамках информирования получают из областного бюджета, в общем-то, смешные деньги ‑ всего на круг 4,5 миллиона рублей в год. Кто получает? Одна, реже две муниципальные газеты в районах (в среднем по 180 тысяч рублей. В год!) плюс ряд муниципальных телерадиокомпаний (от 40 до 100 тысяч. Тоже в год!).
И самое смешное - деньги по этой статье действительно идут на информирование населения о реальной деятельности АВО в интересах людей, а не на полосные портреты губернатора.
Во-первых, информировать население требует закон.
Во-вторых, если в этом вопросе будет вакуум, его (вакуум) быстро заполнят различного рода «болотные» и «майданутые» личности, которых у нас в последнее время развелось немало.
В-третьих, кто и как бы ни относился к муниципальным СМИ, для маленького городка или района они ‑ почти единственное окно в мир. Как написал один умный человек, «эти газеты читают, чтобы узнать, что там придумали городские и районные власти, кто там героически спас тонущего мальчишку из реки на прошлой неделе, когда пенсию повысят и когда открывается ярмарка»...
Местные СМИ ‑ отнюдь не агитки «за губернатора, мэра и т.д.», а уникальные каналы распространения общественно значимой, важной, полезной и патриотически окрашенной информации для конкретного района, конкретной области. Сегодня эти СМИ почти эксклюзивно обеспечивают прямую и обратную связь между властью и народом. Региональная власть узнает о ситуации в районах в том числе и из местных СМИ, а население из них же - о реакции власти на свои нужды.
Прежде чем поднимать вопрос об экономии на муниципальных СМИ, неплохо бы их почитать. И окажется, что они пишут о самом насущном: какие кому положены субсидии и льготы, как и где их получить, что и почему делают власти, как это скажется на каждом жителе района...
А это, ребята, между прочим - сохранение социальной стабильности в стране и формирование лояльности населения ко всей системе власти в России.
Никто, кроме муниципальных и региональных СМИ, этого не делает и не сделает. И это ответ на вопрос, почему эти СМИ должны и впредь получать поддержку властей, в том числе и финансовую.
Удар
по малому бизнесу?
Ну а еще наши СМИ ‑ это такой малый и средний бизнес, который вроде бы в России тоже имеет право на государственную поддержку. И региональные, и муниципальные СМИ создают сотни, тысячи рабочих мест. И это очень особенные рабочие места. В СМИ работают и СМИ издают, как правило, люди образованные. Сокращение поддержки местных СМИ ‑ это и разорение бизнеса, и лишение заработка провинциальной интеллигенции. А плюс с этим бизнесом связаны сотни почтовиков, сотрудников Роспечати, полиграфистов...
Разорив бизнес муниципальных СМИ, власть добьется как минимум двух негативных вещей: падения уровня лояльности к ней в территориях и усиления процесса интеллектуальной деградации малых городов и районов страны.
Оно власти надо?

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
17 минут назад Более 25 млн рублей получит Владимирская область от Фонда развития территорий
Средства направляются на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры, сообщает пресс-служба правительства региона. Участие в программе принимают два муниципалитета.
38 минут назад Градоначальники Владимира стали участниками акции «Ёлка желаний»
Традиционно в «Ёлке желаний» участвуют представители всех муниципалитетов областной столицы, в том числе глава города Владимира Дмитрий Наумов и председатель горсовета Николай Толбухин.