Почему выбор пал на ироническую трагедию (а именно так зрителям позиционировали новую постановку), перед началом спектакля объяснил директор областного драмтеатра Борис Гунин:
- Раньше в Международный день театра мы играли капустники, много шутили, но жизнь - не только шутки, поэтому сегодня серьезно и очень серьезно.
От трагедии Софокла в пьесе Ануя остались персонажи (не все), ну и общая сюжетная линия. В двух словах история такова. После смерти царя Эдипа его сыновья Этеокл и Полиник вступили в братоубийственную войну, оба погибли, и вожделенная обоими власть досталась их дяде Креону. Новый правитель Фив приказал одного из братьев (Этеокла) похоронить с почестями, а тело второго (Полиника) оставить без погребения. Того, кто нарушит царский указ, предадут смерти. На отчаянный поступок решается младшая дочь Эдипа - Антигона. Ее, естественно, ловят на месте преступления и казнят. Вместе с ней добровольно уходит из жизни жених Антигоны и «по совместительству» сын Креона ‑ Гемон. Мать Гемона Эвредика тоже после этого накладывает на себя руки, оставляя супруга на государственном посту в скорбном одиночестве. Кстати, во владимирской версии Эвридики нет: о ее жизни и смерти мы узнаем из уст Кормилицы (актриса Жанна Хрулева).
В общем, все умерли, все трагично и поучительно, а уж если посмотреть на этот рассказ в свете последних политических событий или через призму Второй мировой (Жан Ануй написал пьесу в 1943 году), то получается острая социальная тема. Для иронии места не осталось.
Что же представили на суд владимирцев актеры? У каждого зрителя, наверное, будет свой ответ. Лично мне спектакль понравился ‑ спасибо, Лев Шулимович! Хотя, кажется, я с этим мнением в меньшинстве. Часть зрителей в антракте просто недоумевала, почему Антигона в джинсах? Почему так мрачна сцена? Стоило ли включать в театральную постановку любительские киносъемки? Некоторые недоумевать отправились по домам: «Не пошло...»
С частью претензий к новой постановке нельзя не согласиться. Интересная задумка - сопроводить действо кинокадрами на заднике сцены, на мой взгляд, ничего не добавила в рисунок спектакля. Сцены восторженного приветствия нового диктатора Фив (в массовке были задействованы студенты колледжа культуры) и чтение с листа актерами своих ролей - суть синкретизм, то есть неорганическое слияние разнородных элементов.
Но, на мой взгляд, главный недостаток премьерного показа «Антигоны» не в этом. Народный артист РФ Николай Горохов (Креон) и Анна Лузгина (Антигона) не во всех сценах были убедительны. Горохов и вовсе пару раз просто сбивался с текста. Эта досадная мелочь мешала. Но была бы вполне прощена, если бы экспрессия, заложенная самой ролью, соответствовала градусу трагизма происходившего. Хотя (будем справедливы!) в «приглушенных» исповедальных монологах актер Горохов сумел выступить апологетом власть имущих: «Ничего личного ‑ такая уж у царей грязная работа». И эта простая и очень страшная мысль, кажется, у части публики (особенно у випов-государственников) нашла отклик. В этом, безусловно, заслуга артиста.
Однако действующие лица и исполнители, на которых держится смысл происходящего, просто обязаны быть сильнее! Трагедия Антигоны ничуть не сильнее трагедии ее сестры Исмены (Валерия Емельянова), а должно быть иначе. Зритель должен верить этой 20-летней бесстрашной девочке ‑ она национальная героиня, она все делает не зря, она нравственный ориентир. А на владимирской сцене появился упрямый подросток, одержимый юношеским максимализмом. Шапочка с ирокезом и кожаная куртка, появляющиеся на Антигоне в судьбоносные моменты, только усилили эффект упрямства, а порой бессмысленности поступков пубертатного периода. Подумалось: что еще ждать от девочки из неблагополучной семьи? Семьи, в которой отец убивает своего отца, мать является одновременно и бабушкой, а братья убивают друг друга. Но трагедия Софокла и пьеса Ануя не о семейных и психологических проблемах Антигоны! Она о другом, и это другое пока прошло через владимирскую версию «Антигоны» лишь пунктиром.
Впрочем, есть надежда, что все эти «недочеты» исправятся в последующих показах. Пока же не могу не похвалить как всегда отличную работу художника-постановщика Станислава Шавловского - для любителей минимализма этот мастер просто находка, художника по свету Павла Дорошенко и композитора Алексея Сидорцева. А из актерского состава хочется выделить игру Жанны Хрулевой, умеющей из маленькой роли выжать все, что можно, да еще и собственных красок добавить. Неплох был Богдан Тартаковский (стражник Жона) - избыток фиглярства, надеюсь, уйдет, а образ недалекого служаки останется. От излишней театральности хорошо бы избавиться и Анатолию Шалухину (Гемон), но в целом с ролью он справился. В этом владимирские поклонники театрального искусства должны убедиться сами: спектакль стоит того, чтобы на него сходить, все увидеть своими глазами, а не доверять чужому субъективному мнению.
31 марта 2014 в 17:51
Антигона ‑ девочка из неблагополучной семьи
Международный день театра владимирские артисты отметили премьерой «Антигоны» по пьесе француза Жана Ануя и в постановке русского американца Льва Шехтмана.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
5 минут назад Во Владимире обсудили, как противодействовать терроризму и экстремизму среди молодежи
22 ноября во Владимирском институте развития образования завершилась трехдневная областная конференция «Безопасный регион», посвященная противодействию распространению идеологии терроризма и экстремизма среди молодежи. В…
20 минут назад Комитету семей воинов Отечества во Владимирской области исполнилось два года
Первый заместитель губернатора Владимирской области Дмитрий Лызлов 21 ноября встретился с активом регионального отделения Комитета семей воинов Отечества. Во время мероприятия участники озвучили свои вопросы. Все обращен…