2 апреля 2014 в 16:35

Крымчане ждали этого более 20 лет

Фото: Александра ПОДГОРЧУКА
Известная во Владимире литератор Надежда Липанс на правах свидетеля жизни Крыма вне России рассказывает, что жители полуострова все годы «под Украиной» отстаивали свое право на самоопределение и противостояли националистической идеологии. Вот ее рассказ.

Крым жил возвращением в Россию
С того дня, как рухнул СССР, крымчане, как и миллионы других русских и русскоязычных людей, оказались за границами своей исторической Родины. В первые годы шока и растерянности моя семья оказалась в Крыму. Смело могу заявить ‑ крымчане в первый же год самостоятельности Украины отстаивали свое право на самоопределение и противостояли националистической идеологии.
Они выстояли, доведя борьбу до победы. Браво, Крым!
Вот цитата из газеты «Крымские известия», органа Верховного Совета Крыма: «Те, что владеют территориями, не им принадлежащими, должны смириться с тем, что их границы могут быть взяты под сомнение. Границы Украинской ССР изменялись в зависимости от внешнеполитических акций СССР. После распада СССР право правопреемства признано только за Россией. И этот факт всем известен. На Украину это право не распространяется, из чего можно сделать вывод о грядущих неприятностях незалежной державы. И грядут они по всему периметру границы Украины. …Есть акт парламента РФ о непризнании акта о передаче Крыма из состава РФ в 1954 году Украине. Уже раздаются голоса, что если Украина не считает себя связанной законами бывшего СССР, то следует признать незаконным и акт о передаче Украине Донбасса в 1922 году, произошедший до заключения Союзного договора».
Не в бровь, а в глаз. А статья эта вышла 14 мая 1993 года. 21 год назад.
Поначалу крымчане, как и другие русские в бывших республиках, жили в информационном вакууме и раздрае чувств. Но, в отличие от других русских в диаспорах, жили в русском же большинстве.
Виновен в том,
что русский
А как жили русские в национальных республиках? Брошенные на произвол судьбы, они столкнулись и с антирусскими настроениями местных властей, и с межнациональными конфликтами. Гибли. А в Таджикистане, где жила я одно время, вовсю полыхала настоящая гражданская война. Но, подстрекаемые ваххабитами, многие таджики обратили свой гнев именно против русского населения. Все это и заставило русских и всех других людей нетитульной нации бежать из республики.
Мы убегали под пулями и градом камней. А куда? Мы - в Крым, к своим. У нас там были родственники. Мы считали, что Крым-то наш, оттуда не выгонят, как из Таджикистана. Да и знала я его неплохо. Многие годы мы поочередно летом ездили то в Крым, то к родственникам мужа в Латвию.
Новое свидание с Крымом в 1992 году было менее радостным. Но было спокойно, все говорили на русском. Передача Крыма Украине как-то подзабылась, всерьез о ней никто не думал. Очнулась я, когда пришла в милицию за отданными на прописку паспортами. Их не возвращали под всякими предлогами. Потом сказали прямо: меняйте на наши синие - и сразу станете гражданами Украины. Я чуть рассудка не лишилась. Наши советские паспорта удалось вернуть чудом. А вот многим крымчанам не удалось…
Цена
предательства
Вместо советского выдали синий с трезубцем и с гражданством Украины. Согласия никто ни у кого не спрашивал. Шла украинизация населения. При большинстве русского и русскоязычного населения в Крыму государственным стал украинский язык. Вот что писал возмущенный Крым в 1993 году («Крымские известия»): «Учитывая, что в Украине процессы создания государства основываются на принципах унитарности и воинствующей украинской великодержавности, Крым рискует остаться не в составе еще одного славянского государства, а в искусственном объединении людей, не имеющих своей общей истории, менталитета и даже языка».
В начале 90-х пошло и массовое возвращение в край крымских татар, депортированных в 1944 году в Среднюю Азию. За 50 лет уже выросло их новое поколение, приехали дети и внуки репрессированных. Кто побогаче - покупали дома. Крымские татары ‑ люди очень трудолюбивые и предприимчивые, они смогли подняться, обустроиться. Но как и русским, им пришлось бежать из ставших чужими стран. Куда? Конечно, на родину. Но их там никто не ждал. На Украине не было даже программ их приема и обустройства. Поэтому было немало случаев захвата земель, скандалов с местным руководством и даже столкновений.
Вот что в «Крымских известиях» (май 1993 года) писал специалист по делам депортированных народов, председатель местного меджлиса Джемилев: «На крымских татар никто не обращает внимания. Они остаются один на один со своими проблемами».
Сами крымчане помогали беженцам чем могли. Но очень скоро украинские власти лишили их этой возможности, как, впрочем, практически всех прав.
Как Крым
лишали прав
Весной 1992 года почти четверть миллиона крымчан высказались за референдум о независимости Республики Крым от Украины.
В январе 1994 года на выборах Крым высказался за институт президентства. А уже через 2 месяца крымчане подтвердили, что они выступают за строительство отношений с Украиной на основе договора и соглашений, за институт двойного гражданства (русского и украинского), за сохранение основ конституционного строя Крыма. Они выбрали своего президента - как оказалось, ненадолго. Ощущая все большее давление Украины, президент Крыма Мешков в апреле 1995 года выступил с «Обращением к народу»: «Власти Украины продолжают поэтапную ликвидацию нашей молодой республики. …Осенью 1994 года Верховный Совет Украины отменил Декларацию о государственном суверенитете Крыма и ряд других основополагающих законодательных актов… а в марте 1995 года упразднил и саму Конституцию республики… Тем самым Республика Крым, по существу, превращена в рядовую область Украины. На очереди упразднение Верховного Совета Крыма и других органов народовластия».
Итак, Указ президента Украины о переподчинении исполнительной власти Крыма непосредственно Киеву превратил Крым в неоколониальное образование, лишенное права проводить самостоятельную региональную политику. Ликвидировался институт президентства в Крыму.
Тогда же, в 1995 году, в «Крымских известиях» было опубликовано и «Обращение народа Крыма в ОБСЕ»: «Украина грубейшим образом нарушает права человека в Крыму. Нарушено право человека на выбор свободного гражданства, попраны итоги демократических выборов президента, наложен мораторий на проведение обще-крымского референдума о его статусе, отменена Конституция республики от 6 мая 1992 года, народ Крыма лишен права формировать свое правительство. Крым превращается в колонию. Подавляющее большинство жителей полуострова ‑ более 80 процентов ‑ считают, что ему должно быть предоставлено право воссоединиться со своей исторической родиной ‑ Россией».
Подумать только! Сейчас Запад, Америка обвиняют нас в «оккупации» Крыма, ставя это в вину нам и нашему президенту. Но уже 20 лет назад крымчане рвались в Россию и об этом во всеуслышание заявляли!
Урок
мужества
Путь моей семьи в Россию, как я уже говорила, лежал через Крым. Там мы жили, как все, трудно. По полгода не платили зарплат и пенсий. Чтобы облегчить жизнь родственникам, снимали времянку. Но, несмотря на все трудности, воспоминания о цветущем, абрикосово-черешневом крае и его дружном и гостеприимном народе остались самые теплые.
В Россию я попала в 1996 году, когда во Владимир из Душанбе приехала с семьей моя сестра. Оставаться в Крыму я больше не могла. Угнетала мысль, что это заграница с трезубцем. А я в Россию, домой хочу… Во Владимире жило немало семей ‑ вынужденных переселенцев из Таджикистана, многие были знакомыми и друзьями из прошлой жизни.
Два года жили у сестры, пока не купили две комнаты в коммуналке. При обращении в миграционную службу нам было отказано в постановке на учет ‑ из Украины у нас нет беженцев. Хотя там у всех нас была временная прописка и паспорт остался советский, где видно ‑ откуда мы. Из пятерых членов моей семьи гражданство без проблем получила только я, потому что родилась в Саратовской области. Сын и невестка родились в бывших союзных республиках, уже в заграницах. Надо было подтверждать, что там они не получали их гражданства. Препон было много, помощи от государства ‑ никакой.
Я уже работала в одной из владимирских газет и была пресс-секретарем некоммерческой миграционной организации «Содействие», без конца сталкивалась с чудовищными проблемами беженцев из бывших окраин нашей страны.
Почему я пишу об этом горьком опыте? Чтобы он не аукнулся еще раз. Ведь не за горами - это очевидно - волна беженцев с Украины. В основном - русских. Нам, беженцам 90-х, этой русскости, принадлежности к титульной нации России, оказалось недостаточно. Но мы заплатили за это большую цену: униженные и оскорбленные, мы не сплотились так, как крымчане, не заявили протест. Пока Ельцин и компания чубайсов и гайдаров разоряли страну, мы молча страдали.
Но сегодня нам преподнесен прекрасный урок мужества, сплоченности и самоотверженности. Спасибо, Крым! Мы не отходим от телевизоров, сострадая простым людям Украины. Мы плачем от счастья, наблюдая выбор крымчан быть с Россией. Россияне ощутили колоссальный подъем, ибо крымский урок любви к Отчизне придал силы всем нам и сплотил нас ‑ в общем чувстве гордости за Родину, за нашего президента.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 19:11 Владимирскому агробизнесу наметили точки роста
28 марта во Владимире прошла областная конференция сельхозпроизводителей и фермеров «Точки роста малого агробизнеса в регионе». Ее спикерами стали первый заместитель Губернатора Александр Ремига, заместитель министра сел…
сегодня в 18:34 Заксобрание Владимирской области приняло решения в поддержку аграриев
Два закона, которые приняло Законодательное Собрание области на заседании 28 марта, касаются сельского хозяйства. Одно из принятых депутатами решений позволит увеличить выплаты молодым специалистам, выбирающим труд в агр…