- Илья, вы не первый раз в нашем городе. Удалось рассмотреть его красоты?
- К сожалению, пока нет. До сих пор я всегда здесь либо проездом, либо работаю на ледовых шоу. Но очень хочется приехать вне каких-либо мероприятий ‑ просто посмотреть на Владимир. Я очень люблю такие российские города ‑ с богатой историей, где много красивых церквей... Но в конце концов, поверьте, я обязательно реализую свое желание проехать по всему Золотому кольцу.
- У нас помимо церквей с некоторых пор и Ледовый дворец есть. Есть где детям заниматься. Скажите, а откуда у вас в свое время взялось это стремление в фигурное катание? Это сейчас хорошая индустрия, где можно заработать. А в советское время, когда вы только начинали кататься, в лучшем случае звания давали. Не было ни огромных призовых, ни рекламных контрактов.
- В фигурное катание меня привела мама. Это была ее идея. Но отец поддержал. Точно помню, что в то время, конечно, никто не рассчитывал ни на какие успехи. Занимались - и занимались. Позднее уже пришло осознание того, что это один из немногих видов спорта, который может иметь продолжение и по окончании активной спортивной карьеры. В этом магия фигурного катания. Вообще в нем много особенного есть. Здесь и творчество, и музыкальность, и здоровые амбиции. То есть этот вид спорта дает возможность реализовать себя не только как спортсмена («Быстрее. Выше. Сильнее»), но и как творческую единицу. Здесь более широкие критерии. Но этот спорт надо знать. Надо чувствовать. Надо любить. Надо понимать. Он непростой, хотя, может, и кажется таким со стороны. Сложно само по себе всегда стараться быть лучшим. А тут еще задача из отдельных составляющих ‑ музыки, человека с его пониманием, как все должно быть, - создать нечто такое, что за три минуты заставит зрителей сопереживать. Это крайне трудная задача. Но интересная.
- Вы сказали, что успеха никто в семье не ждал. Но какая-то программа максимум была?
- Понимаете, спортсмены обычно не строят вот так четко обозначенных планов на многие годы вперед. Все поэтапно. Ты идешь от турнира к турниру. Разумеется, любой спортсмен ставит перед собой главную задачу ‑ стать чемпионом мира и Олимпийских игр. Но когда ты еще совсем маленький мальчик, а рядом с тобой катается еще 150 таких же маленьких мальчиков, то ты можешь только мечтать, ставя себе какие-то цели и при этом понимая, что те же цели - у всех 150 мальчиков. То есть одной мечты, одной целеустремленности мало. Нужно еще терпение. Подпитывать его у ребенка и проявлять его по отношению к ребенку, думаю, - основная заслуга родителей и тренеров. Они особенно нужны в те моменты, когда ты проигрываешь. Потому что только так можно помочь не отчаяться и не сдаться. Ребенка надо убеждать. А иногда и заставлять: без объяснений просто командовать ‑ ты должен, потому что так надо.
- Илья, но вот честно, когда вы еще маленьким мальчиком смотрели по ТВ, как наши фигуристы побеждают на чемпионатах и поют гимн на пьедестале, - воображали себя на их месте?
- Это все же немного киношная история. На самом деле, конечно, нельзя совсем не мечтать о пьедестале. Но такой прямой линии в этих мечтах нет. Я в те моменты, когда смотрел выступления ведущих спортсменов ‑ тогда это были пары Бестемьянова - Букин, Климова - Пономаренко, Усова - Жулин ‑ не мог поверить, что когда-нибудь буду кататься на этом же чемпионате. Меня манил не пьедестал, а участие в турнирах высочайшего уровня. Но когда я впервые приехал на такой чемпионат, оказался внутри него, то все стало казаться не так… объемно что ли. То ли время стало другим и турниры перестали быть такими крутыми. Вроде тот же уровень. То же оформление бортов. То ли я изменился. Хотя, конечно, изменился... Было даже некое разочарование. Возможно, дело в том, что, когда я смотрел чемпионаты в детстве, это было магическим, нереальным, недостижимым. А когда мы дошли до них, достигли - это стало реальным. Реальность никогда не бывает похожей на мечту. Конкретно на пьедестал я никогда не стремился, лишь хотел показать уровень своего катания.
- Я почему так дотошно спрашиваю, о чем вы думали, когда начинали: у большинства людей кишка тонка положить свою жизнь на дело, которое не факт, что принесет дивиденды. Вы же не знали в 10 лет, что будете выигрывать самые крутые чемпионаты и что в нашей стране можно будет организовывать большие ледовые шоу, гастролировать с ними, зарабатывать на этом деньги. Вы могли провкалывать лет 20 и ничего взамен не получить.
- Да, конечно, мог провкалывать и ничего не получить. В детстве об этом серьезно не задумываешься. А если брать уже более зрелую историю, там уже осознавал, что есть в моем характере некая авантюрность. При этом меня родители и тренеры всегда воспитывали так, что в спорте, как в бизнесе, - сначала надо хорошо вложиться. Нельзя сразу и заранее считать деньги и дивиденды. Знаете же поговорку о дележке шкуры неубитого медведя? Результат будет всегда, если ты сначала честно и много в свое дело вкладывал. И я рассматривал свой труд, свои выступления, свои тренировки как инвестиции. Всегда был уверен, что если будешь в своей работе честен, в конце концов ты за все будешь вознагражден.
- Но даже хорошие инвестиции не всегда оправдываются, а тем более ваш вид спорта ‑ он очень субъективный с точки зрения оценок.
- Инвестиции действительно оправдываются не всегда, согласен, но у меня по жизни сложилось так, что все произошло как надо. Но, Марина, тут вообще надо смотреть чуть шире, чуть более философски. Если здесь не вышло ‑ тебе додастся где-то еще. Надо уметь терпеть и идти дальше. Если ты внутренне уверен, что ты все сделал по максимуму, дивиденды в итоге придут с разных сторон. Они могут быть не обязательно материальные. Они могут стать знакомством, которое перевернет всю твою жизнь. Или просто принесет тебе гораздо больше денег и почестей, чем ты мог получить, когда тебе в чем-то судьба недодала. Главное, когда ты работаешь, ‑ не думать о деньгах и дивидендах. Только так люди во всем и добиваются совершенства. Сейчас спортсменов часто упрекают за большие заработки...
- Ну так это нормально - в большом спорте здоровье гробится.
- Дело даже не в этом. Поверьте мне, 99% моих коллег-спортсменов выходят на соревнования исключительно за медали. Им важен сам факт победы. Им важно быть в этом спорте. Призовые, машины, квартиры ‑ это все потом. Первый и главный стимул ‑ медаль.
- Конкуренция в спорте злая?
- Это все легенды. Мне никто никаких злых вещей не делал. Я думаю, что иногда что-то случается, как, например, пресловутые байки про затупленные коньки. Но обсуждаются такие редкие случаи неадекватно - громко и масштабно. Я сам никогда с этим не сталкивался. Народ из большого спорта прекрасно понимает, что на одном турнире все не заканчивается. Что все всегда аукнется. Спортсмены - люди суеверные и в бумеранг верят.
- А у вас были свои приметы?
- Перед выходом на лед отдавать чехлы от коньков тренеру, чтобы она их все время проката в руках держала.
- Пожелание от чемпиона маленьким фигуристам из владимирского «Поляриса»?
- Всегда помнить пословицу «терпение и труд все перетрут». Пусть каждому из вас и вашим близким хватит терпения на весь ваш спортивный путь. И пусть удача никогда вас не покидает.
Досье «ВВ»
Илья Авербух ‑ советский и российский фигурист. Серебряный призер Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити, чемпион мира 2002 года, чемпион Европы 2003 года, чемпион России (1997, 2000‑2002). Заслуженный мастер спорта России. Хореограф в фигурном катании. Продюсер собственного шоу «Ледовая симфония», сопродюсер (в сотрудничестве с Первым каналом) телепроектов «Звезды на льду» и «Ледниковый период».