16 апреля 2014 в 16:44

Век познания и спасения

Кажется почти невероятным, что в небольшом городе Александрове (бывшей Александровской слободе) уцелела резиденция царя Ивана Грозного ‑ древний кремль.

Его основные, подлинные сооружения, чудом сохранившиеся среди поздних монастырских построек, ‑ живая память о переломных событиях российской истории и неординарной личности первого русского царя. Нигде более, чем в этом удивительном историческом месте, нет столько памятников, связанных с его жизнью и деятельностью. Древние дворцовые храмы царского кремля XVI в., встроенные в них белокаменные палаты и обширные погреба, величественная колокольня-часобитня ‑ ценнейшие свидетели суровой грозненской эпохи, сложной и драматичной.
Эпохой познания и спасения можно назвать XX в. для Александровского кремля. В бурное, полное трагических потрясений время, когда памятники древнерусской архитектуры бессмысленно уничтожались, кремлевский ансамбль знаменитой Александровской слободы сберегли от разрушения и забвения.
Главным событием, подарившим новую жизнь кремлю, стало учреждение в нем музея осенью 1921 г. Так удалось избежать печальной участи сотен русских ансамблей, подвергшихся разорению после 1917 г. И угрозы реального разрушения в 30-е годы, когда горсовет принял решение разобрать крепостные стены. Мужество и сила убеждения директора музея Д.А.Крайнова и историка Б.А.Рыбакова, впоследствии известных ученых-академиков, помогли отстоять целостность архитектурного комплекса.
С основанием музея началась исследовательская и реставрационная работа по сохранению неповторимых памятников, которая не прекращалась и в самые мрачные времена, когда изучение древнерусского зодчества приравнивалось к антисоветской деятельности. В обстановке недоверия, а порой и травли, вплоть до 50-х годов велась реставрация памятников слободы и делались неординарные открытия. Они продолжались и в «лихие девяностые». Какие неимоверные усилия пришлось приложить тогда директору музея А.С. Петрухно и научной общественности, чтобы оградить царский кремль от притязаний дельцов всякого рода. Музейные сотрудники, известнейшие архитекторы-реставраторы, блистательные ученые вложили огромные силы, талант и душу в спасение древней архитектуры Александровского кремля. Выдающийся ученый и общественный деятель А.И.Комеч с восхищением относился к кремлевскому ансамблю и был также его защитником.
Первое выдающееся открытие совершил здесь в 1923 г. архитектор-реставратор П.Д.Барановский, чье имя со временем обросло легендами. (По одной из них, именно он спас от сноса собор Василия Блаженного, сказав: «Будете взрывать ‑ покончу с собой!» - и послал телеграмму Сталину). За сводом, перекрывающим домовый храм Ивана Грозного, архитектор-провидец обнаружил сюжетные росписи шатра, не имеющие аналогий в древнерусском искусстве. Значение этого открытия трудно переоценить. Обвиненный позднее в «аполитичной» защите памятников, исследователь писал, что ему удалось сделать общественным достоянием лучшие из них, имеющие мировое значение. Среди первых в списке из 100 объектов высшей категории он назвал Александров XVI в.
П.Д.Барановский положил начало подлинной реставрации кремлевских сооружений, основанной на их исследовании, обмерах, фиксации, зондажах, раскопках, бережном отношении к первозданному облику. Будучи сотрудником музея «Александровская Слобода» во второй половине 30-х годов, он освободил от поздних наслоений, «искажающих» и «уродующих» памятник, самое монументальное сооружение дворцового ансамбля ‑ Троицкий собор.
Другое крупнейшее открытие связано с архитектором-реставратором П.С.Полонским. В толще Распятской церкви-колокольни он выявил в 1945 г. неизвестный памятник, сохранившийся почти нетронутым, - столпообразную церковь Алексея Митрополита. Благодаря этому наконец нашли объяснение необычные формы выдающегося сооружения опричной эпохи. Гигантский восьмигранный столп Распятской церкви-колокольни оказался продолжением столпа раннего здания, увеличенным в высоту в 2,5 раза. Да и мощные столбы-пилоны, и ряды кокошников тоже в какой-то мере повторяли прежнее строение. Ученого восхитило энциклопедическое многообразие форм, увиденных им в Александровском кремле. «Архитектурным полигоном московских царей» назвал он слободу. В невероятно трудных условиях послевоенной разрухи 1945-1948 гг. Полонский провел грандиозные ремонтно-реставрационные работы, оградившие памятники от дальнейшего разрушения. В результате они предстали в полный рост, увидели свет оконные проемы и белокаменные цоколи.
Одну из важнейших задач спасения древних зданий ‑ отвод воды от них - решил в 50-е годы Н.В.Сибиряков, архитектор-реставратор Владимирских научно-реставрационных мастерских. Уроженец Александрова, он трепетно относился к архитектурному шедевру Средневековья в родном городе. Проведенная по его проекту масштабная реставрация ансамбля, по мнению специалистов, в полной мере отвечала принятым во всем мире методическим принципам. А реставрация домового храма царя Ивана Грозного явилась «одним из самых удачных примеров реставрации и музеефикации памятника вообще»! Для достижения цели талантливый архитектор использовал ряд неординарных приемов. Древние части памятника он раскрасил в два цвета, подчеркнув фактуру дворцовых памятников, восстановил первоначальный вид крыши, шатер украсил деревянным лемехом, сберегающим от гибели уникальные фрески. Внутри храма Н.В.Сибиряков сделал прекрасные образцы для показа открытых им алтарных полукружий с остатками древней живописи и древних керамических полов. Настоящей архитектурной сенсацией стали отреставрированные им громадные белокаменные подвалы под храмом.
И Барановский, и Полонский, и Сибиряков в середине прошлого века уже хорошо понимали, какого высокого уровня архитектура перед ними. «Столичное происхождение» памятников в провинциальном Александрове отстаивал выдающийся ученый доктор искусствоведения А.И. Некрасов. На протяжении всей жизни он увлеченно и скрупулезно занимался изучением архитектуры царского кремля. По воле судьбы оказавшийся в середине XX в. научным сотрудником музея, он написал фундаментальный труд «Памятники Александровской слободы», где убежденно доказывал, что «…памятники Александровской слободы ‑ не какие-нибудь провинциальные сооружения, а стоят в первых рядах столичных памятников и художественно, и идейно».
Вспомнить о забытых сооружениях царского кремля помогли научно-популярные издания 60-70-х годов. В прекрасном альбоме «Александровская слобода» (1970 г.) знатоки древнерусского искусства Г.Н.Бочаров и В.П.Выголов дали восторженную оценку ансамблю. Они говорили о нем как о дворце, прямо вводили его в круг столичных памятников, большинство аналогий видели лишь в сооружениях Московского Кремля.
В «центр внимания историков русского зодчества» замечательный дворцовый ансамбль сумел вернуть В.В.Кавельмахер, посвятивший его изучению более 30 лет. Известный историк архитектуры, практик-реставратор с огромным опытом работы на памятниках московского зодчества, он по-новому прочитал архитектурную историю Александровского кремля. Вольфганг Вольфгангович открыл для человека заканчивавшегося XX века совершенно иную слободу ‑ с выдающимся дворцовым комплексом начала XVI в., крупнейшим после Кремлевского дворца светским ансамблем царственной Москвы.
Благодаря талантливому специалисту высочайшего класса, облик каждого из дворцовых сооружений стал понятен. Появилась возможность увидеть воочию степень мастерства исполнителей дворца. Верный и бескорыстный друг музея раскрыл для обозрения уникальные фрагменты первоначальной архитектуры. Эти своеобразные «окна» в XVI век есть теперь на всех экспозициях, посвященных Средневековью. Они свидетельствуют о пышности и богатстве отделки дворцовых помещений, их уникальности и оригинальности, участии иностранных мастеров-«фрягов». Особенно поражают детали открытого исследователем фряжского портала домового храма Грозного: белокаменные валики со стилизованными листьями аканта и огромные резные моллюски.
Новые представления о месте слободского ансамбля в истории русского зодчества повлияли на преобразование музея «Александровская Слобода» в музей-заповедник. Стало возможным тесное сотрудничество музейщиков с высококвалифицированными специалистами и учеными из институтов искусствознания, наследия, археологии РАН, другими научными учреждениями. Многие годы практическую помощь музею оказывают специалисты «Владспецреставрации». Их работу под руководством А.И.Скворцова по спасению уникальных фресок шатра Покровского храма и Троицкого собора невозможно переоценить. Благодаря современному статусу музея несоизмеримо выросли возможности, масштабы и методы исследовательских работ, в первую очередь архитектурно-археологических. Ведь до сих пор кремль еще хранит многие тайны под землей. Возможно, там скрыты богатые палаты, галереи, площади - все, что было первоначально Государевым двором. Воссоздание древнего облика всего Александровского кремля ‑ вот смысл масштабных археологических изысканий, проводимых музеем совместно с московскими археологами и Древнерусской археологической экспедицией Эрмитажа уже в XXI в.
Каждый сезон приносит сенсацию. Обнаруживаются утраченные удивительные дворцовые сооружения кремля, о которых сообщали в своих записках иностранцы, на их существование указывал и В.В.Кавельмахер. Найдены древо-земляная конструкция оборонной стены царской крепости, остатки белокаменной галереи-перехода, соединявшей здания дворца, керамические покрытия полов «под итальянский мрамор» неизвестной палаты Василия III и многое другое.
Открытие древней архитектуры уникального 500-летнего дворцового ансамбля средневековой России продолжается.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 22:39 В Гусь-Хрустальном районе пожарные тушат крупное возгорание на пилораме
В деревне Лесниково Гусь-Хрустального района с вечера вторника, 16 декабря, горит пилорама. К 22 часам сотрудникам МЧС удалось локализовать возгорание на площади в полторы тысячи квадратных метров.
вчера в 19:50 Во Владимире на фасаде Центра пропаганды ИЗО оживут картины Валерия Кокурина
С 24 декабря по 11 января, ежедневно, с 16:30 до 19:30 на фасаде областного Центра пропаганды изобразительного искусства жителей и гостей города Владимира ждет свето-музыкальное шоу "Любовь моя - Россия". Оно посвящено в…

Для улучшения работы сайта и его взаимодействия с пользователями мы используем файлы cookie и сервис Яндекс.Метрика. Продолжая работу с сайтом, Вы даете разрешение на использование cookie-файлов и согласие на обработку данных сервисом Яндекс.Метрика. Вы всегда можете отключить файлы cookie в настройках Вашего браузера.