16 апреля 2014 в 17:03

Заслуженный работник культуры, балетмейстер Нина Пешковская: «Самое слабое место у танцора - это голова»

Фото: Юлии Зариповой
Эти слова знаменитого хореографа Игоря Моисеева любит повторять бессменный художественный руководитель народного ансамбля танца «Владимирец» Нина Пешковская, добавляя: «А самое сильное ‑ душа», и делает при этом характерный жест рукой, направляя ее в самый центр груди. Именно здесь у балетмейстера с детства живет неуемная муза, которая вот уже более полувека зажигает творческую искру у шести поколений танцоров.

20 апреля хореографу, «крестной маме» десятков ребят исполняется 80 лет. Но каждый день, не чувствуя усталости, она спешит на репетицию в городской Дворец культуры, где после творческих нареканий провожает воспитанников: «Да я же жить без вас не могу, как вы этого не понимаете!»
- Нина Михайловна, вы - удивительный человек: почти 55 лет руководите коллективом, находя общий язык с разными поколениями танцоров...
- Да, многим моим ученикам уже за 60... Помню, как на тракторном заводе, при котором мы начинали работать, волевым решением начальства организовывали всех в кружки по интересам. Начальница взяла списки и четко произнесла: от «А» до «Л» - в хор, от «М» до «Я» - в танцы.
- Значит, отбора никакого не было?
- Я поначалу даже испугалась, когда около танцзала стояло человек 40 парней из училища № 7. Они с такой неохотой шли заниматься. Но впоследствии именно сильнейшим мужским составом мы вышли на всесоюзный конкурс.
- Это была знаменитая постановка «Если бы парни всей земли»?
- Да. Мои ребята, 16 человек, просто покорили жюри. Но самый счастливый момент для меня предшествовал этому событию. Ко мне подошла женщина с тракторного завода, которая очень не любила самодеятельность, и сказала недовольным голосом: «Пешковская, вас выдвинули на всесоюзный фестиваль». Я тут же бросилась к ней на шею.
- Вы спокойно относитесь к критике?
- Слова друзей, похвалу я всегда пропускала мимо ушей, а вот к мнению врагов прислушиваюсь. Большинство критиков - уважаемые мной люди. Когда я только приехала во Владимир из Грозного, то после первого выступления рецензия в газете была отнюдь не положительной. Авторитетная журналистка написала тогда, что эти мои танцы не для Владимира. Я ведь до этого занималась эстрадой.
- По-моему, влюбиться в русский танец несложно...
- Я ставила танцы народов мира. По Союзу ездили узбекские, молдавские, белорусские, украинские ансамбли, мы все знали, на кого равняться. Сейчас можно назвать «Березку» Миры Кольцовой, ансамбль Игоря Моисеева, Сибирский ансамбль танца Михаила Годенко. А многие другие, бесчисленные коллективчики, они ведь все очень похожи друг на друга. А в танце, особенно в русском, важно иметь свое лицо. Набор движений одинаковый - дроби, вращения, трюки.
- Главное в трюке, как вы говорите, это продать его...
- Верно. Не важно, как ты делаешь ногами, главное, чтобы танцевала душа. Можно даже что-то забыть, какое-то движение, ведь самое слабое место у танцора - это голова, а вот без души танцевать нельзя. Коллективы почему в основном один на другой похожи? Нет своего творческого лица.
- Вы говорите о профессионалах или самодеятельности?
- Коллективов всегда было много и профессиональных, и самодеятельных. Но во вторых чаще всего половина состава получала деньги за выступление. У нас этого не было никогда. Поэтому на Всероссийском фестивале танца на приз Татьяны Устиновой председатель жюри Мира Кольцова всегда говорила коллегам, представляя меня: «Вот, посмотрите, «Владимирец» - это действительно самодеятельный народный коллектив, у которого есть свое лицо».
- Не случайно наш край называют самым танцевальным. И такими отзывами известных хореографов, их дружбой можно гордиться...
- Это уже вам решать. Я всегда старалась, чтобы у коллектива было свое творческое лицо. Я всю жизнь очень любила театр, больше 30 лет работала в театрах - и в Грозном, и здесь. И перенесла театральную часть в ансамбль. Мы делали этюды, как делают их в театральных институтах. Все придумывали сами. Потому что, выходя на сцену, артист, танцор должен понимать, для чего он это делает. И не важно, кто он в обычной жизни - педагог или инженер.
- Были ли у вас любимчики?
- Это неправильно, конечно, но у меня в каждом составе были любимчики. И они чаще не выдерживали испытания славой. Но вот Юра Седов (он как раз был среди тех сорока парней, которых я впервые увидела в танцзале) никогда не задирал нос кверху. Сейчас его, к сожалению, нет в живых. Но в день, когда его не стало, весь старый состав ансамбля собирается, и мы едем на кладбище.
- А слова благодарности часто приходится слышать?
- Как раз Юра однажды мне сказал, что если бы не я, возможно, он бы закончил плохо, его всегда тянула улица. Я считаю большим достижением, что 90% ребят, которые у меня занимались, пошли в институт. Сейчас другое время - все торопятся, бегут. А раньше мы оставались, говорили обо всем, в том числе и о культуре, о которой ребята иногда вообще понятия не имели. Приходил ко мне заниматься Сережа Моисеев, я говорила ему, какая у него знаменитая фамилия, а он недоумевал... Концерт­мейстер в перерыве играл ребятам Чайковского, Рахманинова, они слушали разинув рты.
- Но ведь у вас есть ученики, добившиеся немалых высот как профессиональные танцоры...
- Наша гордость - Сергей Игнатьев. Правда, у меня он занимался года полтора всего, но сразу было понятно, что потенциал в большом балете у него велик. Он сделал карьеру за границей. 14 лет служил солистом балета в Дюссельдорфе, и вот уже четвертый год преподает в Венском театре оперы и балета. Меня считает «крестной мамой», не забывает, когда прилетает в Россию - навещает. Много и других талантливых ребят. Например, Артем Алексеев недавно окончил ВГИК, начинал в Москве с подтанцовки у Димы Билана, а сейчас снимается у Шахназарова. Все чего-то добились. Я воспитывала характер у ребят, учила их всему светлому, отвлекаясь на репетициях на разговоры об искусстве.
- Вы смотрите телеканал «Культура», чаще всего именно балет...
- Хореограф должен знать все: и классику, и народный танец. Я не так пристально смотрю выступления, сколько внимательно слушаю комментарии знаменитых хореографов. Сколько бы ни было лет, нужно учиться всегда.
- И сохранять чувство юмора, чего у вас не отнять. Случались, наверно, курьезные моменты?
- Случаев забавных было много. Сейчас вспомнилось, как мы приехали выступать в сельский клуб, где на сцене только одна лампочка висела, а в гримерке вообще была полутьма. Одна девочка забыла взять подъюбник. Я быстро сообразила, смастерила ей нижнюю юбку из подручного материала. И вот все вышли на сцену, смотрю из-за кулис - публика оживилась. А у нее там оказалась ткань с советским лозунгом вроде «Да здравствует...». Смеялись, конечно, от души.
- Сложно с сегодняшним поколением работать?
- Сейчас им сложнее со мной работать - не все могу показать, к сожалению. Только стараюсь передать характер. А вообще многому начинаю учиться у вас, молодых. Вы - совсем другое поколение, другой мир. И если я хоть на минуту остановлюсь, мне нечего будет делать в профессии.
- Творческой усталости не чувствуете?
- Когда было 50-летие ансамбля, в финале я вышла на сцену со вздохом облегчения, первая мысль промелькнула: «Слава богу, что все закончилось». И тут же возникла вторая: «Так, а что же я буду делать на 55 лет?»

Досье «ВВ»

Нина Михайловна Пешковская родилась 20 апреля 1934 года в Оренбурге. В школу пошла в городе Уральске, в эвакуации. После войны семья переехала в Москву, а затем - в Грозный. Нина Михайловна окончила Грозненский педагогический институт, историко-филологический факультет.
В 1960 году переехала во Владимир и на базе Владимирского тракторного завода основала ансамбль народного танца «Нарантан», впоследствии переименованный во «Владимирец».
Ее воспитанники - лауреаты всесоюзных и всероссийских конкурсов. Ансамбль объехал с гастролями пол-Европы: Швецию, Румынию, Чехословакию, Португалию, Испанию, Италию, Францию, Германию.
В следующем году «Владимирец», бессменным руководителем которого является Нина Пешковская, отметит 55-летний юбилей.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 18:27 Владимир Альтшулер стал дирижером Губернаторского симфонического оркестра
Дирижёром Владимирского Губернаторского симфонического оркестра (с приставкой «Главный приглашённый») назначен Заслуженный артист России, профессор Санкт-Петербургской консерватории Владимир Альтшулер.
сегодня в 12:16 Житель Владимира Валерий Архипов рассказал о службе в зоне СВО
В октябре 2022 года Валерий отправился на специальную военную операцию ВС РФ на Украине. Он самостоятельно принял такое решение. Говорит, сделал выбор из патриотических соображений.