Как должно быть?
Организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся автомобильными перевозками (любыми: хоть автобусы, хоть такси, хоть школы по вождению), должны или держать собственного врача в штате ‑ с лицензией на медицинскую деятельность, или иметь договор с больницей, где медики ежедневно осматривали бы водителей перед рейсами.
Исключение - люди, работающие в экстренных службах. Для них, как ни странно, предрейсовый осмотр не предусмотрен. Закон предписывает и обязательное послерейсовое освидетельствование тех, кто возит пассажиров или опасные грузы.
А на деле?
На деле закон и свою ответственность перед пассажирами осознают далеко не все. О лицензии на медицинскую деятельность большинство просто не слышали. У одних в лучшем случае есть приглашенная на подработку медсестра, а в худшем - штамп о допуске к рейсу ставит завгар. Печать можно заказать любую - были бы деньги. И подпись поставить - дело нехитрое.
У других транспортников вроде бы заключены договоры с больницами. Но не мотаться же каждый день к врачу. Ведь это потеря и времени водителя, и денег хозяина...
Третьи вообще не знают об обязанности обеспечить своих водителей врачебным предрейсовым (и послерейсовым) осмотром.
Ни один водитель и даже некоторые ИП, с которыми я говорила на эту тему, не рассказал о должном предрейсовом осмотре. А на условиях анонимности все они признавались в полном отсутствии оного.
Александр, владелец нескольких экскурсионных автобусов, признался:
- Я же не беру на работу кого попало. Все они проходят предварительное медицинское обследование. У нас, конечно, заключен договор с больницей, но это дорого - ежедневные предрейсовые и послерейсовые осмотры. Поэтому на них ездят только водители, почувствовавшие себя плохо. А для дэпээсников я сделал штампик «Водитель здоров», который собственноручно ставлю на путевку. И подпись...
Таксисты одной компании рассказали, что да, у них в штате вроде бы есть медсестра. По утрам она интересуется у водителей, как они себя чувствуют. Но:
- По своему усмотрению она может давление измерить или температуру проверить. Она опытная, и ей взгляда хватает, чтобы установить, пьян человек или болен... Меня, например, она знает, и часто просто так печать ставит. Привыкла, что я не пью. А вот ночной смене не повезло. Их здоровье отслеживают только выпускающие на линию. Но у нас все водители ответственные, пьяными за руль не сядут...
- А у нас контора вообще в другой области, - подключается еще один таксист. - Даже диспетчеры сидят не во Владимире. Какой уж тут медосмотр. Выхожу на линию не по графику, а по желанию. Часто работаю по 2-3 смены подряд. У меня двое маленьких детей, мама сильно болеет, так что нужны деньги. А бывает, и сердце покалывает, и пульс зашкаливает. Но у меня в машине аптечка. Если что - таблетку под язык, и порядок.
- А нам никто и не говорил, что нужно каждое утро к врачу ездить, - недоумевает водитель одного из маршрутных такси. - Я когда на работу года три назад устраивался, то нарколога и психиатра прошел. Так что со мной все в порядке.
Мантру «да зачем он нужен, этот медосмотр» исповедуют и некоторые инструкторы по вождению. Один из них, Сергей, рассказал:
- Ясное дело, у нас заключен договор с больницей. И, по идее, мы должны проходить предрейсовый осмотр. Но на деле мы этого медработника ни разу в глаза не видели. Допуск на выезд? Штамп медика с разрешением? Он, наверное, и стоит. Как это организовано, я точно не знаю. У меня на руках ничего нет. Наверное, каждый день приходит врач и проставляет эти штампы. А может быть, и не каждый день. А для проверки документов нас практически никогда ДПС не останавливает, если честно. Получается, свое самочувствие мы контролируем сами.
Хотя, конечно, есть и те, кто не шутит ни с законом, ни со здоровьем.
- К нашим путевкам ГИБДД не придирается, - говорит Сергей Шепелев, председатель владимирского ДОСААФ. - В каких-то городах региона у нас в штате есть врач, где-то водители в больницу ездят. Все по закону. После того как в Москве учебная машина с инструктором-гастарбайтером в автобус въехала, прокуратура наши гусевскую и ковровскую школы очень тщательно и жестко перепроверяла. Поэтому мы не хулиганим.
Все упирается в деньги
Очевидно, что основная причина такого положения дел ‑ деньги. Все хотят сэкономить.
Осмотр на рабочем месте, наверное, - лучший вариант. Но держать в штате компании медработника - удовольствие дорогое. По недавно подписанному президентом федеральному закону теперь кроме принятия на работу врача транспортная компания должна еще получить лицензию на медицинскую деятельность. А это не так-то просто. Для этого нужно оборудовать собственный медкабинет и взять на работу главного врача (по совместительству) и медсестру.
Грамотные врачи, которые открыли уже не один такой кабинет, рассказали: тысяч 15 уйдет на оборудование, 6 тысяч ‑ на лицензию, 8,5 тысячи ‑ на обучение медработника. Плюс ‑ ежемесячная зарплата и начисления на нее. Для крупных автоперевозчиков такой путь самый дешевый, хоть и не быстрый. Но ради десятка водителей заморачиваться лицензированием кабинета и приемом в штат сотрудника никто не будет.
Альтернатива - договор с больницей или частным медицинским учреждением. Но тут появляется еще одна проблема. Если в областном центре есть выбор больниц, и соответственно можно поиграть с ценой услуги, то в маленьких городках ЦРБ ‑ монополисты. И диктуют цены.
Самый дешевый осмотр - в Ковровской ЦРБ - 60 рублей. Самый дорогой - в Киржачской ‑ 150 рублей. В областном центре в больницах цены в пределах 100 рублей. Даже для десятка водителей выходит порядка 30-60 тысяч рублей в месяц. А если водителей 20, 50, 100? Платить-то приходится хозяину... Вот и экономит...
В крупных городах можно договориться с медкабинетами и частными центрами, и цена может упасть до 40 рублей за осмотр. А в маленьких городах и поселках? Но там ведь тоже есть транспорт: автобусы, такси, автошколы.
Тут уж каждый выбирает сам: или экономия, или здоровье водителей и жизнь пассажиров. Кстати, последние ведут даже свой рейтинг: какие таксисты в этом плане неблагонадежны, каких вызывать не стоит...
Против закона ‑ штраф
Некоторые предприятия, в штате которых есть водители, начинают проверять их же вышестоящие организации. Проверяют на наличие медицинской лицензии или достоверного договора с медучреждением.
Транспортники же, занимающиеся пассажирскими перевозками, об этом пока не слишком заботятся. Может быть, потому, что никто особо их не контролирует. Один из ИП (автобусные перевозки во Владимире) бросил:
- Вы из прокуратуры? Нет? Из газеты? Тогда идите лесом... Мы сами решим, что законно, а что нет...
Будем надеяться, что до поры до времени.
Ведь по закону за отказ от прохождения обследования - дорейсовых, послерейсовых промежуточных, начальных осмотров ‑ будет налагаться штраф от 1 до 1,5 тысячи рублей на «физиков». Для должностных лиц этот штраф будет 3 тысячи рублей, а для «юриков» - 30-50 тысяч. А прохождение обследования в медцентрах и в своих организациях, которые не имеют лицензии, будет караться не только административной, но и уголовной ответственностью.
КОММЕНТАРИЙ
Александр Назаров, начальник УГИБДД УМВД по Владимирской области:
- В соответствии с приказом Минтранса все ИП, юридические и физические лица, осуществляющие пассажирские или таксомоторные перевозки, обязаны проходить медицинское освидетельствование. Для этого руководитель должен либо заключить договор с медучреждением, либо принять в штат медиков.
Раньше у нас было право устраивать внеплановые проверки организаций. Сейчас же - только плановые проверки, раз в 2 года.
Поэтому мы отслеживаем исполнение этого закона только при задержании. Если водитель нетрезв или болен, мы имеем право составить административное делопроизводство не только в отношении водителя, но и в адрес ИП или руководителя организации - за то, что он выпустил на линию такого водителя, не обеспечил выполнение режима труда и отдыха. Отсутствие путевой документации означает незаконное осуществление водителем его деятельности.
16 апреля 2014 в 17:14
Отягчающее обстоятельство
Аварии маршрутных такси и автобусов ‑ увы, не редкость. Самое страшное, что в них сразу гибнет много людей. Людей, доверивших свою жизнь вроде бы профессионалу, у которого все должно быть в порядке. В том числе и самочувствие. А на деле? А на деле водители ‑ тоже люди. То сердце, то сосуды, то давление. То похмелье, то алкоголь или наркота. Ну и психические взрывы тоже не редкость. Бывает, и умирают за рулем... Как получается, что человек, которому доверены десятки жизней других людей, оказывается за рулем больным или даже пьяным? Ведь закон обязывает каждого водителя проходить ежедневные предрейсовые осмотры. Наш корреспондент попробовал разобраться в проблеме.
^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 20:29 В 2024 году владимирские спасатели вызволили из огня 161 человека
Об этом сообщил 26 декабря на своей пресс-конференции начальник ГУ МЧС России по Владимирской области Алексей Купин. На ней были подведены итоги работы ведомства, а также состоялось награждение журналистов за освещение д…
сегодня в 18:15 Водитель из Владимира отправлен в колонию на 7 лет за насмерть сбитого пешехода
ДТП произошло в мае 2024 года. на "пекинке" в районе улицы Растопчина. Престарелая женщина переходила федеральную трассу вместе с дочерью по нерегулируемому пешеходному переходу. Притормозили все, кроме 40-летнего автолю…