16 апреля 2014 в 17:20

Почтальон звонит трижды

Все мы пользуемся услугами «Почты России». На высоком политическом уровне это называется «государствообразующей функцией» почты. Скрепа, так сказать. Но что такое современная почта? Кому она нужна в век Интернета? Отчего сегодня только ленивый не ругает ее работу. Корреспондент «ВВ» провел целый день в отделении почтовой связи № 32 областного центра (улица Растопчина, 27). Так родился репортаж об одном обычном дне из жизни владимирской почты. Работа ‑ не сахар, скажу я вам...

Утро
«Мое» почтовое отделение открывается в 8.00 и работает до 20.00.
Не успели мы открыться, а у кассы уже первые посетители. Кто-то торопится пенсию получить. Кому-то нужно перед работой успеть оплатить коммуналку.
Но пока народу немного, поэтому одна из операторов идет проверять почтовые ящики. Их в отделении два: один в помещении, другой на улице. Выемка писем - как минимум дважды в день. Утром или вечером после работы и в обед.
Вынутые из ящиков письма сортируются по зонам: по городу, по области, внутрироссийские, международные... Вручную. Проштамповываются. Раскладываются по боксам и мешкам.
Помнится, в начале 70-х на конвертах появились ячейки для индексов. Мол, для автоматической адресации писем. Была она в СССР или нет ‑ не знаю. Говорят, только на больших почтамтах городов-миллионников. Сейчас никакого логического смысла писать на конверте индекс нет. Работа ручная ‑ как и многое другое из того, что делается на «Почте России» в XXI веке.
Начальник отделения Елена Борисова тем временем делает ежедневный сводный денежный отчет.
Одновременно сортируется входящая корреспонденция. Это тоже ручная (не в смысле, что уникальная, а в смысле, что тяжелая) работа. Машина с почтой приходит в отделение к началу рабочего дня, где-то в 8.30. Водитель выгружает мешки и коробки с письмами и посылками через приемное оконце на транспортер. По другую сторону окна груз принимает сортировщица Елена Смирнова. Она должна разгрузить транспортер, разобрать и рассортировать почту.
- Сегодня еще не самый тяжелый день, - говорит Елена. - Писем мало, всего одна коробка. Обычно бывает по три-четыре. И мешки с посылками нынче не тяжелые, всего-то от двух до десяти килограммов. А порой бывают и по 20 килограммов. Иной раз вдвоем приходится их таскать...
Приняв почту, Елена Юрьевна приступает к ее сортировке. Посылки и бандероли попадают на свои места на стеллажах. Отсюда их заберут операторы - для выдачи адресатам. Проштемпелеванные письма раскладывают по участкам для почтальонов. Уже сегодня их разнесут по адресам.
Часть корреспонденции пришла не по адресу: невнимательно поставили индекс и письмо попало не в то отделение. Это еще одна стопка ‑ на пересылку. Не проблема - перешлют, куда надо.
Изменилась жизнь ‑
изменилась и корреспонденция
Елена Смирнова рассуждает о том, как в почтовой корреспонденции отражается наша меняющаяся жизнь, не отрываясь от работы:
- Писем меньше не стало. Но это уже другие письма. Все меньше писем частного характера. Все больше деловой корреспонденции, различных извещений: из налоговой, судов, от судебных приставов. Много каталогов и рекламы. Разве что под праздники по-прежнему популярны поздравительные открытки... Значительная часть посылок ‑ заказы по каталогам и из интернет-магазинов, в том числе и зарубежных. Раньше очень много посылок отправляли в армию призывникам. Сегодня этого нет вообще: проще перебросить денег на карточку. А есть деньги ‑ купить можно все.
Письма и газеты наконец подготовлены. Их забирают почтальоны. Вот у кого сегодня точно день будет трудным. Впрочем, и не день даже, а целая декада ‑ пришло время выплаты пенсий.
Застрахованный лимит
Как раз инкассатор привез пенсионные деньги. Начальник почтового отделения Елена Борисова лично набирает суммы для первого похода почтальонов по участкам.
- Им нельзя выходить с суммой, превышающей застрахованный лимит, - объясняет Елена Рафисовна. - Кроме того, нельзя вместе с пенсиями разносить газеты. Так что почтальонам придется возвращаться по три раза, чтобы разнести пенсии всем, кто сегодня их должен получить.
Это не единственная сложность почтальонов. Декада выплаты пенсий самая тяжелая в буквальном смысле. Доставка пенсии ‑ это то время, когда пожилые люди могут себе позволить незапланированные покупки. Зная это, почтальоны нагружают свои сумки консервами, конфетами, печеньем... Сумки становятся буквально неподъемными. Но для них это возможность дополнительного заработка.
- Да разве это тяжесть? ‑ пожимает плечами почтальон Елена Аникина - Вот на селе коллеги еще и бытовую химию разносят, и крупы... В городе другая сложность ‑ продать. Магазинов много, выбор большой. Да и цены можно найти вполне приемлемые. Старики покупают больше от жалости к нам, а не по необходимости. Но есть и такие, кому из дома тяжело выходить. Они сами просят что-то из продуктов принести. Заранее звонят нам, говорят, чего бы им хотелось. Вот мы для них специально и собираем заказы.
Итак, почтальоны готовы к первому походу на участок.
- Баллончики не забыли? - напутствует их начальница. Газовый баллончик в последние годы обязателен в экипировке владимирского почтальона. Пока, к счастью, их использовали лишь для отпугивания собак.
- Я сколько лет работаю, все пока ничего. Но на моем участке несколько лет назад были случаи нападения на пенсионеров. И в эти подъезды до сих пор захожу с опаской, - признается Аникина.
Главное ‑
железные нервы
Пока нет посетителей и в операционном зале затишье, операторы заполняют повторные извещения. Свободного времени у них, похоже, совсем не бывает.
- Самые напряженные дни, когда мы проездные продаем и когда за коммуналку народ идет платить, - говорит оператор Татьяна Прописнова. - Вот тогда появляются очереди. Иногда внутри них возникают конфликты. Ну и нам тоже претензии высказывают. Что обидно, эти претензии чаще всего не по делу. Например, люди недовольны комиссиями по коммунальным платежам, сборами за срочные переводы. Но это же не нами установлено... Но мы выслушиваем. Девчонкам, которые сюда только приходят, поначалу тяжело. Бывает, что и до слез... Нервы на нашей работе нужны крепкие. Главное - не раздражаться и четко работать, чтобы очереди не скапливались и не появлялась почва для конфликтов.
Рабочий полдень
В отделение после первого похода к полудню возвращаются почтальоны. Сегодня день для них удачный. Даже все лифты в многоэтажках работают. Не пришлось на 9-е этажи с тяжелыми сумками ползти пешком.
Прежде чем снова отправиться в путь, им нужно написать отчет. Затем снова уложить в сумки пенсионные деньги и продукты.
Кстати, фирменных «толстых сумок на ремне» у почтальонов уже нет. Они используют обычные пластиковые пакеты и собственные сумки. Так что современным детям вряд ли будет понятно маршаковское «кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?». С другой стороны, по нынешним временам чем неприметнее, тем безопаснее.
Елена Аникина служит почтальоном 11 лет. Еще успела застать те самые знаменитые почтовые сумки. На работу женщина добирается из-под Камешкова, из поселка Новки.
- Когда дети были маленькие, я искала работу с гибким графиком. Вот и оказалась здесь. А потом привыкла. С людьми работать нравится, - рассказывает она. - Хотя всякие люди встречаются. Бывает, так настроение испортят, что не до чего становится. Но это редко. Я очень люблю свой участок, и люди ко мне хорошо относятся, доверяют. Доверие ‑ главное в нашей профессии. Сложности бывают у тех, кто приходит на новый для себя участок. Им очень сложно и подписку сделать, и товар продать. А когда долго работаешь на одном месте, то люди к тебе привыкают.
Привыкают настолько, что когда почтальон уходит в отпуск или на больничный, жители с участка звонят на почту, интересуются, что случилось.
Наступает обед. Отделение закрывается на час, с 13.00 до 14.00. Перекусывают девчонки в бытовке. Там есть холодильник и микроволновка. На все про все уходит минут пятнадцать. Остальную часть обеденного перерыва они обрабатывают исходящую почту. Такой рабочий полдень...
- После перерыва обычно бывает наплыв посетителей. Люди же не знают наших обязанностей, и если мы будем в рабочее время исходящей почтой заниматься, очередь будет недовольна. А мы стараемся не допускать недовольства посетителей. Лучше обедом пожертвовать, главное - чтобы все спокойно было, - рассуждает оператор Татьяна Прописнова, запаковывая бандероль так, чтобы исключить возможность доступа к вложению. Пакуются отправления фирменным скотчем и пломбами. Бечевка и сургуч ушли в прошлое, как и почтовые сумки.
Сразу после обеда у касс скапливаются клиенты. Очереди не такие большие, как в других местах, ‑ отделение все же не на самом проходном месте. Но тем не менее... Принятые от граждан отправления операторы обрабатывают тут же, в операционном зале, не уходя в служебные помещения. Клиенты должны видеть, чем занят работник, а не думать, будто он отлучился по своим делам. На помощь операторам приходит начальник отделения. Она выдает бандероли. Здесь это в порядке вещей, начальники ПО ‑ в основном «играющие тренеры». Особенно тяжко приходится, если какая-то организация отправляет или получает большой объем посылок или писем. К обработке подключаются все.
Часам к трем почтальоны возвращаются снова. Они уже в три захода разнесли сегодняшние пенсии и почту. Составить последний отчет - и можно по домам. До завтра.
Елена Аникина довольна. Ее рабочий день заканчивается. Весь товар разошелся. Она «почти не устала».
- Да что там - ноги уже привыкли... А вот язык отваливается. Со всеми нужно поговорить, пообщаться, - говорит она. Судя по ее настроению, общение с клиентами было взаимно приятным.
Елену Владимировну встречает дочка Катя, студентка. Катя часто помогает маме разносить почту. А в каникулы сама подрабатывает почтальоном.
Около четырех заканчивает работу и сортировщица Елена Смирнова.
- Почты сегодня немного. Можно чуть пораньше уйти. Но чаще все же приходится задерживаться. Принцип такой: работаем до тех пор, пока все не переделаем, - говорит она. - Я, пока сюда не устроилась, думала, что вся работа почты ‑ в операционном зале. А теперь понимаю - это не так. Там, образно говоря, магазин. А здесь у нас, за стеной от посетителей, ‑ основное производство, фабрика.
Вечер
А вот операторам уйти пораньше никак нельзя. У них рабочий день от восьми до восьми. И работать надо не столько за зарплату, сколько за совесть. Потому как разве ж это зарплаты? Начальник отделения получает 13 тысяч. Ее зам ‑ 12. Только у них фиксированные зарплаты. У сортировщиков, операторов, почтальонов - зарплата сдельная. Как потопаешь, так и полопаешь. Все зависит от выполнения плана. В том числе - и по реализации продуктов питания, и по оформлению подписки, и по продаже проездных, открыток, марок. В месяц набегает от 7 до 11 тысяч.
- Да, такие вот заработки у нас. Все удивляются, почему я не ищу более высокооплачиваемую работу и работаю на почте уже 13 лет? Что меня здесь держит? Может, атмосфера в коллективе. На почте люди особенные, особая атмосфера в коллективе, - рассуждает Елена Борисова. - Здесь нет случайных людей, они быстро отсеиваются. А еще есть любимые клиенты. Они всегда здороваются, поздравляют с праздниками. Таких слов поддержки иногда и от родных не услышишь. Сразу настроение поднимается. Вот ради таких людей и хочется работать.

Редакция «ВВ» благодарит руководство Владимирского филиала «Почты России» за содействие в подготовке материала.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 19:19 Во Владимирской области меняется размер взноса за капремонт
Изменения запланированы на 2025 год. Соответствующее постановление подписал губернатор Александр Авдеев. С будущего года жители многоквартирных домов с лифтом и без будут платить по разному тарифу.
вчера в 18:50 Во Владимире в торжественной обстановке поздравили женщин с Днем матери
Областное торжественное мероприятие, посвящённое Дню матери, прошло 22 ноября во Владимире. В преддверии праздника, который страна отмечает в последнее воскресенье ноября, в Концертном зале им. С.И.Танеева собрались мамы…