22 апреля 2014 в 19:11

Как рука народа дотянется до власти?

Фото: Светланы Лапцовой
Реформу, как и ремонт, стоит только начать - и уже не остановишь: по ходу процесса выявляются пробелы, требующие детальной проработки, вносятся корректировки, появляются новые идеи, растет смета... Это живой процесс, а жизнь постоянно меняется, и чтобы идти в ногу со временем, нужно постоянно совершенствоваться. Это касается и реформы местного самоуправления, начавшейся в 2003 году. В самое ближайшее время система организации местного самоуправления (МСУ) претерпит важные преобразования. О том, что эти преобразования принесут гражданам, «Владимирским ведомостям» рассказали член Центрального Совета Всероссийского совета МСУ Галина Бурцева и эксперт Всероссийского совета МСУ, председатель государственно-правового комитета АВО Елена Шаломенцева.

- Что предусматривают поправки к законодательству об основах местного самоуправления в РФ?
Галина Бурцева: С момента принятия в 2003 году базового закона об общих принципах организации МСУ идет постоянное совершенствование системы МСУ. На это же направлен и законопроект, вносящий изменения в 131-ФЗ. Во Всероссийский Совет МСУ поступило более 800 поправок и предложений по реформе МСУ, которые и были внесены в Госдуму. Если коротко, то изменения затронут систему муниципальных выборов и по-новому распределят полномочия между муниципальными поселениями и муниципальными районами.
- С какой целью предпринимаются эти шаги?
Галина Бурцева: Основная цель реформы, как сказал Президент России Владимир Путин, - приблизить власть к жителям, чтобы каждый мог «дотянуться до нее рукой». Это и было изначально ключевым направлением реформы МСУ, к сожалению, не реализованным в должной мере. Президентом была поставлена задача еще раз проанализировать реформу, типы муниципальных образований, их реальную возможность оказывать услуги населению, наладить реальное приближение власти к народу.
Законодатели сегодня исполняют поручения президента по совершенствованию системы местного самоуправления. Всероссийский Совет МСУ, Конгресс муниципальных образований подготовили вместе с комитетом Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления законопроект о внесении изменений в закон об основах местного самоуправления в РФ. Сейчас законопроект обсуждается в регионах.
- Как предполагается изменить распределение полномочий?
Галина Бурцева: Сегодня за сельскими и городскими поселениями закреплено 39 вопросов местного значения, а в зоне ответственности муниципальных районов - 37 вопросов. Бюджеты поселений, которые процентов на 90 являются дотационными, с таким объемом полномочий не могут справиться в силу объективных причин - нет денег. При этом ответственность на глав поселений возложена нешуточная. Не справились с полномочиями ‑ дело может и до суда дойти, а уж административные штрафы, превышающие зарплату глав, и вовсе стали обыденностью.
На протяжении последних лет во Всероссийский Совет МСУ поступает множество жалоб от глав сельских поселений. В одном из регионов 10% от общего числа глав муниципальных образований сложили с себя полномочия. И все они ‑ главы сельских поселений. Это реальная проблема. Точнее, один ее аспект.
А вот и другой: о какой самостоятельности поселений можно говорить при отсутствии экономической самодостаточности? Поселенческие власти полностью зависимы от властей районных, хотя по закону они равноценны и самостоятельны.
Стоит отметить еще и тот факт, что в некоторых случаях полномочия на районном и на поселенческом уровнях разграничены нечетко. А это оставляет возможность для более сильных переложить ответственность за их неисполнение на тех, кто слабее.
Поэтому законопроект предлагает навести порядок в этой сфере. Оставить поселениям 13-16 вопросов местного значения, финансово обеспечив их исполнение. Остальные вопросы местного значения закрепить на уровне района, исключив дублирование. Конечно, очень много вопросов по переходному периоду. Нужны поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы. Идет обсуждения законопроекта, как должны урегулироваться эти переходные положения, выслушивается каждое мнение, но закон планируется принять до 20 июня.
- С этим разобрались. А для чего менять систему муниципальных выборов?
Елена Шаломенцева: Чтобы приблизить власть к народу, заставить ее работать на улучшение качества жизни населения. Что у нас произошло на первом этапе реформы? Именно для того, чтобы народ чувствовал свое влияние на власть и «мог дотянуться рукой», мы создали двухуровневую систему местного самоуправления: сельские поселения и городские поселения, входящие в районы.
Органы МСУ поселений реализуют свои полномочия в сфере собственных вопросов местного значения. Район занимается вопросами, связанными с исполнением госстандартов: школа, детские сады, а также решает межпоселенческие проблемы.
Однако получилось, что отдельные районные главы почувствовали себя большими начальниками, в том числе и над главами поселений. А они им вовсе не начальники. Но так получилось, что все реальные управленческие рычаги сконцентрированы на уровне района.
Это противоречит замыслу реформы. На бытовом уровне это выливается в то, что для решения любой проблемы сельские жители вынуждены ехать в райцентр. Полагаю, вовсе не это подразумевалось под тезисом о приближении муниципальной власти к народу.
Когда по поручению президента был проведен анализ причин, приведших к такому результату, стало ясно, что дело не только в распределении полномочий и бюджетных средств. Некорректно выстроена сама система формирования представительных, а следом - и исполнительных, органов власти. Сложившаяся система организации представительной власти в районах не обеспечивает реальную связь власти с потребностями и интересами населения. Поэтому и решено было изменить систему формирования районных представительных и исполнительных органов власти так, чтобы представители обоих уровней муниципальной власти были взаимосвязаны и взаимозависимы.
- Что для этого будет сделано?
Галина Бурцева: Предлагается сохранить только один способ формирования представительных органов районов. Сейчас их два: либо прямые выборы депутатов, либо из состава депутатов и глав муниципальных образований (МО) от сельских и городских поселений, входящих в район. Теперь определят только один способ - в райсовет предлагается делегировать депутатов советов МО, входящих в район, и глав этих МО.
Далее они выбирают из депутатов райсовета главу района, а затем по контракту нанимают главу администрации. При этом если сейчас в составе комиссий должно быть не свыше 1/3 представителей органов госвласти субъекта, то законопроектом предполагается, что 50% членов конкурсной комиссии будет представлено от губернатора. Это, кстати, обеспечит конструктивное и эффективное взаимодействие районных и региональных властей в решении проблем, волнующих граждан.
- Можно пояснить, каким образом изменение системы муниципальных выборов заставит власти повернуться к народу?
Елена Шаломенцева: Что сегодня представляют выборы глав района и депутатов райсовета? Ни для кого не секрет, что при нынешней системе, а у нас преобладают прямые выборы, в большинстве случаев побеждают те кандидаты, за которыми стоит приличный финансовый и/или административный ресурс, предоставленный теми или иными политическими или деловыми кругами. «Спонсоры» вкладываются в рекламу своего кандидата через СМИ, наглядную агитацию, агитаторов, политтехнологов. И после выборов отдельные народные избранники вынуждены лоббировать интересы не избирателей, а своих спонсоров.
Теперь прямых выборов депутатов райсовета и глав района не будет. Прямые выборы останутся только на уровне поселений. Хочешь возглавить район? Сначала должен избраться в селе, стать депутатом сельсовета. А там нужно ногами по земле походить, что-то реальное сделать, деньги туда вложить, если деньги есть. В селе плакаты вешать бесполезно, там нужно чинить колодцы, колонки, дороги делать. Причем, чтобы тебе поверили, все это нужно делать не под сами выборы, а хотя бы за полгода-год.
Галина Бурцева: Кстати, это привлечет в поселения дополнительные «инвестиции». Председатель Всероссийского Совета местного самоуправления Вячеслав Тимченко подчеркнул, что новая система закроет кормушку для политтехнологов и те колоссальные деньги, что крутятся на выборах, останутся в муниципальных образованиях. Но важно и другое: районный Совет будет сформирован из людей, представляющих интересы конкретных поселений. И районный бюджет будет формироваться, и власть действовать, исходя из этих интересов, а не из интересов «групп влияния».
Стоит отметить, что этих депутатов, если вдруг не справятся с обязанностями, народу отозвать будет легче. На маленьком избирательном участке проще собрать необходимый процент избирателей, если возникнет необходимость отзыва депутата. Таким образом, депутаты будут теснее связаны с людьми, которых они представляют не только в своем поселении, но и в районе. Глава района - такой же поселенческий депутат и так же может быть отозван своими избирателями, и он вынужден будет работать на избирателей, учиться договариваться с другими депутатами, искать компромиссы со всеми избирателями и их представителями.
- Законопроект предполагает и создание новых муниципальных образований ‑ внутригородских районов в крупных городах. Будет ли реализована эта возможность во Владимире?
Елена Шаломенцева: Решение о выборе той или иной модели принимается высшим должностным лицом субъекта на основе закона, принятого депутатами Заксобрания. Создание Советов в районах требует и аппарата, а это ‑ значительные средства. При принятии закона нужно иметь в виду не только существующую систему правового регулирования, но и финансовое обеспечение исполнения этого закона, и организационную составляющую правоприменительной практики. Прежде чем создавать внутригородские муниципальные образования, нужно ответить на вопрос, каковы будут финансовые и организационные затраты, лучше ли станет горожанам, если часть бюджета города уйдет на обеспечение работы новых муниципалитетов. Вовлечение народа во власть возможно и иными формами и способами.
- Например?
Галина Бурцева: Расшевелить общественные советы при главах муниципальных образований. Активнее работать с комитетами территориального самоуправления (КТОСами) и старостами в сельских населенных пунктах. Собирать активистов и объединять население для решения проблем, насущных именно для этой конкретной территории. Например, капитальный ремонт. В Омске есть очень интересный опыт. Там организована «Школа гражданской активности», реализуется проект «Жилищное просвещение для граждан».
В Томске, Новосибирске, Волгограде очень активно работает система КТОСов. При этом там председатели КТОСов не являются муниципальными служащими. Там более гибкий подход ‑ льготы, различные преференции активистам общественных организаций.
Есть возможность переформатировать КТОСы в НКО со статусом юридического лица и по грантам выделять деньги на социально значимые проекты. В Волгограде на эти гранты даже ремонт дорог делают.
Интересной практики очень много, но гражданам самим необходимо стать активнее и настойчивее предлагать муниципальной власти свои инициативы. Следуя требованиям закона, обращения, собрания, публичные слушания ‑ форма участия граждан в решении вопросов местного значения, их конституционное право на местное самоуправление.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
сегодня в 18:35 Оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева выступил во Владимире
Один из крупнейших музыкальных форумов России, который ежегодно собирает сотни тысяч слушателей, проходит уже в 23-й раз. Жители Владимирской области смогли услышать виртуозов Мариинки в зале владимирского ОДКиИ 26 апрел…
сегодня в 18:16 1 мая во Владимире на линию выйдет праздничный троллейбус в ретро-стиле
Он будет следовать по маршруту № 8. Весь день проезд для пассажиров будет бесплатный. Инициатором акции выступает Владимирское областное объединение организаций профсоюзов. Мероприятие проводится при участии АО «Владими…