23 апреля 2014 в 19:16

Деньги на мусор

Фото: Владимира ЧУЧАДЕЕВА
Утверждают, что совокупно все свалки страны (как официальные, так и несанкционированные) занимают сейчас 15 процентов территории России! Там - до 100 миллиардов (!) тонн отходов. А в это время весь развитый мир давно перешел на глубокую переработку мусора, результат которой ‑ сокращение числа полигонов, множество товаров из вторсырья и альтернативный энергоресурс. «ВВ» с помощью экспертов попытались понять, почему во Владимирской области мусорная проблема стоит столь остро. И какие деньги крутятся в этой отрасли?

Меньше свалок, больше сортировок
У нас в стране перерабатывается 3-4 процента мусора. А в Европе многие страны запретили захоронение необработанных отходов и подняли налог на захоронение отходов на полигонах.
Так почему бы, раз рачительная Европа борется за экологию, к этим усилиям не присоединиться и нам?
- Во Владимирской области сейчас 38 легальных свалок. Из них полигоном можно назвать только объект в Марьинке, - объясняет директор департамента природопользования АВО Алексей Мигачев. - Разница между полигоном и свалкой в том, что у первого есть защитные сооружения, а у второй ‑ нет. Свалки санкционированы от безысходности, порой ТБО везти просто некуда.
Но 38 объектов ‑ это много для нас прежде всего с точки зрения экономики. Небольшие свалки растаскивают «клиентуру» и потому не в состоянии повысить объемы приема отходов. А значит, собственную рентабельность. А без рентабельности они так и останутся примитивными, вредящими экологии помойками, пусть и охраняемыми круглые сутки.
Областные власти давно собирались изменить такое положение дел. Пару лет назад была утверждена схема очистки территории региона. Она предусматривала строительство шести полигонов ТБО. Сейчас эта схема дорабатывается. Полигонов, видимо, будет в 2 раза меньше (кстати, второй уже построен в Петушинском районе). Упор хотят сделать на сортировку. На деньги частных инвесторов возведут около 16 мусоросортировочных комплексов (в придачу к тем, что есть сейчас во Владимире и Тереховицах). Тогда региону вполне хватит и трех полигонов.
Сортировка нужна вот зачем. Из мусора выбирается все ценное для ресайклинга, а остальное прессуется. Уменьшается объем того, что поедет на полигон. Это продлит срок его службы.
О каких объемах мусора идет речь? О 3 миллионах кубов в год. Цифра взята от числа жителей региона, умноженного на 2 куба - примерно столько мусора (200-250 кг) производит каждый владимирец за год. Точнее сказать нельзя, потому что мусоровозящие компании часто скрывают реальные данные об объемах. Да и тем, кто принимает, реальные данные показывать не всегда удобно: за превышение лимитов, установленных Росприроднадзором, наказывают. А поймать с поличным неучтенный прием - проблема. На большинстве свалок - ни весов, ни видеокамер. Ставят «палочки» по количеству машин ‑ и все.
Объемы свозимых на свалки отходов, говорят специалисты, от официальных цифр отличаются на треть. Так что резерв для легальной мусорной экономики серьезный.
Какие деньги крутятся в мусорном бизнесе?
- Средняя цена за куб по области - 250 рублей (во Владимире ‑ около 300 рублей). Умножим 250 рублей на объем ‑ получим 750 миллионов, - говорит Мигачев.
Прелести предварительной сортировки жители областного центра испытали на себе: львиная доля мусора, невзирая на сопротивление отдельных чиновников и участников рынка, все же поехала в Марьинку. Расстояние от Владимира до Ново­александровской свалки - около 16 км. До Марьинки ‑ в 3 раза больше. Но ощутимого роста тарифа не произошло. Просто мусоровывозящие компании не везут все, что собирают во дворах, в Марьинку. Они везут во Владимир на сортировку (снижает объемы до 30%) и спрессовку (за счет нее объем мусора можно уменьшить в 3-10 раз). В Марь­инку уже едут спецмусоровозы с большой вместимостью кузова, везут они уже спрессованные отходы. А вот в Коврове сортировку пока не построили. И в результате тариф там вырос.
Технология по карману
Есть еще технология мусоросжигания. Благодаря ей Европа добывает существенную часть электроэнергии и тепла.
Нам это пока очень дорого: до 300 миллионов евро стоит такой комплекс. Расходы-то придется отбивать через тариф. Многие ли наши граждане потянут по 1000-1200 рублей в месяц?
Вторая закавыка ‑ в России сетевые организации пока не принимают электроэнергию от сторонних организаций. Даже если мы возведем завод, произведенное электричество он просто не сможет продать.
Так что пока ‑ сортировки. Им не надо много площадей. Строить их недолго. И желающих строить сортировочные комплексы в нашем регионе много.
- Но частным инвесторам нужны гарантии объемов отходов и гарантии по тарифам, - напоминает Мигачев. - Им, чтобы начать вкладывать деньги, надо видеть свою потенциальную экономику. И желательно, чтобы гарантии шли все же не с уровня муниципалитетов, а, к примеру, от специальной дирекции при областной Корпорации развития. Это уже очень серь­езный уровень.
Есть еще один нюанс. В большом городе или компактном районе с развитой инфраструктурой возить мусор выгодно. Другое дело ‑ территория с большим количеством сельских поселений.
- Допустим, компания работает в Муроме и снимает там сливки. А что там в Меленковском районе ‑ ей дела нет, - объясняет Алексей Мигачев. - Наша задача - обеспечить достойный уровень услуги во всех территориях. Поэтому мы и идем по межмуниципальному принципу, предлагая инвесторам работать на несколько районов. Инвесторы уже в очереди. Сейчас важно правильно лоты на конкурсы нарезать, обсудить все механизмы. Скажем, концессия это или СП с участием инвестора, области и муниципалитетов...
Выгода в объемах
Около 2 тысяч нелегальных свалок ежегодно ликвидируется за счет бюджета в области. Это обходится в миллионы.
А какова вообще рентабельность мусорного бизнеса? Оказалось, это тайна за семью печатями. Альберт Скворцов, зампред совета директоров ООО «СпецТехАвто» (этому ООО принадлежит Марьинский полигон), пока рассказывает об убытках. Мигачев же учитывает закладываемый в проект срок окупаемости инвестиций. Обычно это семь лет. Тогда рентабельность должна быть процентов 15.
- Важно, выстраивая эту схему, сохранить тарифы. Либо, если уж повышать, то немного и плавно, - говорит Мигачев.
Из чего складывается тариф? Первое ‑ цена сбора отходов со дворов и довоз их до сортировки. За сортировку граждане платить не должны. Она зарабатывает на продаже отобранного вторсырья. А вот отправка спрессованного мусора на полигон стоит 1,5 рубля за куб. Чем дальше, тем дороже. Выход ‑ за раз вывозить как можно больше.
Полигон требует оплаты его текущей деятельности (солярка, освещение, техника, сторожа и т.п.) и компенсации инвестиций. В среднем типовой полигон стоит около 200 миллионов рублей плюс проценты по кредитам. Если растянуть окупаемость на десять лет, отдавать надо по 20-30 миллионов в год. Именно это власти учли, сокращая число полигонов. Ведь день­ги, которые инвестору надо вернуть банкам, делятся на объемы завозимых отходов.
- Если мы построим полигон для Гороховецкого района с его объемами в 50 тысяч кубов в год, то его придется окупать очень долго, - объясняет Мигачев.
Скворцов подтверждает: при большом обороте даже с небольшим тарифом предприятие будет рентабельным.
Копейки за упаковку ‑ миллионы для отрасли
«Мусорной» экономике поможет закон «о налоге на упаковку», если он все же будет принят. В Госдуме над его проектом трудятся с середины прошлого десятилетия. Суть - введение утилизационного сбора на все виды товаров. Речь идет буквально о копейках с каждой упаковки. Идея в том, чтобы экологичные упаковки (бумага, ткань, стекло) стоили дешевле, а трудно и дорого утилизируемые (вроде тетра-пака) ‑ дороже. Это поможет стимулировать производителей выпускать свои товары в биоупаковке. И государству будет чем субсидировать ответственных участников рынка, внедрять современные технологии утилизации. А распределять «утилизационные» деньги между регионами мог бы тот же Фонд содействия реформированию ЖКХ. У него уже наработаны все каналы связи с регионами.
Деньги отрасли нужны. Сортировка в обычном исполнении стоит около 100 млн рублей, а технологичная, с высокой степенью автоматической выборки нужных фракций ‑ в 3 раза больше. Понятно, какая лучше. Но тариф на вывоз мусора задирать нельзя: население не поймет. А вот оплату будущей утилизации пакетика в 2-3 копейки с каждой упаковки никто и не заметит. Так что закон о «налоге на упаковку» назрел.

^
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter.
вчера в 18:47 Во Владимирской области проверки яровых семян показали кондиционность 96,7%
К посевной кампании приступили хозяйства большинства районов Владимирской области. По данным минсельхоза, посеяно уже 2,19 тыс. га яровых зерновых и зернобобовых культур, идут работы по подкормке озимых культур и многоле…
вчера в 17:13 Во Владимирской области пройдёт Первенство России по спортивному ориентированию
Турнир начнётся 2 мая и пройдёт на двух площадках: во Владимире и в деревне Масленка Суздальского района. За победу будут бороться более 650 спортсменов из 50 субъектов РФ. Наш регион представят 95 спортсменов.